Цель: познакомить с разнообразием природы.
Планируемые результаты: учащиеся познакомятся с разнообразием природы; научатся классифицировать объекты природы, устанавливать связи между живой и неживой природой; осознают ценность природы для людей; научатся договариваться и приходить к общему решению.
Оборудование: картинки с изображением объектов природы и предметов рукотворного мира.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Знакомство с учебником
Перед вами новый учебник по курсу «Окружающий мир».
Откройте учебник на второй странице. Посмотрите на условные обозначения. Прочитайте, какие виды заданий мы будем выполнять на уроках.
III. Самоопределение к деятельности
Прочитайте на с. 3 название первого раздела.
Прочитайте, чему мы будем учиться, изучая этот раздел.
— Прочитайте на с. 4 название темы урока.
— Что мы узнаем на уроке?
— Чему научимся?
Итак, на уроке мы познакомимся с разнообразием природы, научимся классифицировать объекты природы, будем говорить о ценности природы для людей.
IV. Работа по теме урока
Беседа
Классификация объектов природы
— Отгадайте русские народные загадки.
- Не княжеской породы, а ходит с короной; не ратный ездок, а с ремнем на ноге; не сторожем стоит, а всех рано будит. (Петух)
- Тонка, длинна, одноуха, остра, всему свету красна. (Игла)
- Встану я рано, бело да румяно, да как распущу золотые волосы, да выйду за город — и человек, и зверь возрадуются. (Солнце)
- В лесу на поляне стоит кудрявый Ваня в зеленом кафтане. Богач не велик, а орешками наделит. (Орешник)
- По веткам скачет, да не птица, рыжая, да не лисица (Белка)
- Ходит скалка по дороге, грузная, огромная. И теперь у нас дорога, как линейка, ровная. (Дорожный каток)
- Этой бабке сто лет, горба у нее нет, высоконько торчит, далеконько глядит. Придет смерть за старушкой, станет бабка избушкой. (Сосна)
- Черен, да не ворон, рогат, да не бык. (Жук)
- Шапка набекрень, спрятался за пень. Кто проходит близко, кланяется низко. (Гриб)
- Крупно, дробно зачастило и всю землю напоило. (Дождь)
(По мере отгадывания загадок учитель прикрепляет на доску картинки-отгадки.)
— На какие две группы можно разделить эти предметы? (На природные объекты и те, что созданы руками человека.)
— Перечислите природные объекты. (Петух, солнце, орешник, белка, жук, гриб, сосна, дождь.)
— На какие две группы можно разделить природные объекты? (На живую и неживую природу.)
— Назовите объекты живой природы. (Петух, орешник, белка, жук, гриб, сосна.)
— Назовите объекты неживой природы. (Солнце, дождь)
— Природу распределяют по группам на живую и неживую. Как отличить живую природу от неживой? (Живые существа дышат, питаются, растут, развиваются, дают потомство, умирают.)
Живую природу изучает наука биология (от греческих слов «биос» - жизнь, «логос» - наука).
(Учитель на доске записывает термин и развешивает картинки.)
— Внимательно рассмотрите объекты живой природы на доске. На какие группы их можно разделить? (Животные, растения, грибы.)
Ученые-биологи такие группы животных называют царствами: царство животных, царство растений, царство грибов.
(Учитель записывает термин на доске.)
Есть еще одно царство, в котором живут крошечные организмы - бактерии. Впервые их увидели только тогда, когда изобрели микроскоп - увеличительный прибор. Многие бактерии в тысячи раз меньше песчинки. Бактерии — это царство живой природы.
— Назовите объекты царства животных.
— Назовите объекты царства растений.
— Назовите объекты царства грибов.
— Назовите объекты царства бактерий.
— Нарисуйте схему.
Связи в природе
Мы с вами определили, что все объекты природы можно разделить на живые и неживые.
- Связаны ли между собой эти группы?
- Приведите примеры связей, используя картинки с изображением предметов, развешенные на доске. (Белка питается орехами и грибами. Солнце и дождь помогают расти орешнику.)
Благодаря солнцу, дождю, воде, воздуху живут и растут растения. Растения служат животным пищей. Живая и неживая природа связаны между собой.
— Приведите еще примеры связей в природе.
Ценность природы для людей
— Откройте учебник на с. 6. Найдите и прочитайте предложения, которые говорят о том, что дает нам природа.
— Может ли человек обойтись без природы? Докажите.
— Прочитайте вывод в учебнике на с. 7.
V. Физкультминутка
Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимали ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветви и пенечки.
Кто из нас вот так шагал —
Не споткнулся, не упал.
Вот мы в лес пришли,
Белый гриб нашли.
Вот грибок, другой грибок.
Положу их в кузовок.
VI. Закрепление изученного материала
Выполнение заданий в рабочей тетради
№ 1 (с. 3).
— Объекты какой природы изображены на рисунке? (Живой природы.)
— О каком признаке живой природы говорит первый рисунок? (О дыхании.)
(Аналогично разбираются следующие рисунки.) (Ответы: рис. 2 - питаются; рис. 3 — растут; рис. 4 - развиваются; рис. 5 — приносят потомство; рис. 6 — умирают.)
— Как отличить живую природу от неживой? (Живые существа дышат, питаются, растут, развиваются, дают потомство, умирают.)
№2(с.3).
— Заполните схему.
— К какому царству относится цветок? (К царству растений.)
— А заяц? (К царству животных.)
— А гриб? (К царству грибов.)
— Что вы можете сказать о последнем рисунке? (Это царство бактерий.)
№ 3(с.4).
— Приведите примеры для каждого царства. Запишите. Прочитайте.
№6 (с. 5).
— Расшифруйте схему.
— Рассмотрите первый рисунок. Найдите предложение, соответствующее этому рисунку. (Природа охраняет наше здоровье.)
- Рассмотрите второй рисунок. Найдите предложение, соответствующее этому рисунку. (Природа восхищает нас своей красотой.)
— Продолжите работу самостоятельно.
(Учащиеся проводят самопроверку. Один ученик читает ответы, другие проверяют.)
(Ответы: рис. 3 - дает нам тепло, свет, воздух, воду и пищу; рис. 4 - дает нам разные материалы для хозяйства; рис. 5 - дарит нам радость открытий; рис. 6 — учит нас доброте.)
— Как вы понимаете выражение «Природа дарит нам радость открытий»?
Природа вдохновляет нас на разработку новых технологий и современной техники. В 1957 г. обыкновенный репейник натолкнул швейцарского инженера Жоржа де Местраля на мысль, в результате появились застежки-липучки. Однажды ученый обратил внимание на репейник, приклеившийся к его одежде. Растение было покрыто крохотными крючочками, ими оно цеплялось за шерсть животных и одежду людей. Потратив на свое изобретение восемь лет, Жорж де Местраль создал так называемую липучку — синтетический материал, сделанный из двух нейлоновых полосок. Одна полоска покрыта крошечными петельками, а вторая - мельчайшими крючочками. Когда их соединяют вместе, они крепко прилипают друг к другу, но легко могут снова разделиться.
VII. Рефлексия
- Откройте учебник на с. 6.
(Учащиеся работают в парах, отвечают на вопросы учебника.)
- Какое задание вы придумали для ребят? Кто будет выполнять ваше задание?
(Ученики выполняют придуманные для них задания, учитель оценивает правильность составления заданий и ответов.)
VIII. Подведение итогов урока
— Что такое природа?
— На какие группы делят природу?
— Назовите царства живой природы.
— Назовите значение природы для людей.
— Какое задание на уроке было для вас самым интересным?
IX. Домашнее задание
1. Учебник: прочитать текст на с. 4—6, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» на с. 7.
2. Рабочая тетрадь: № 4-5 (с. 4).
3. Индивидуальное задание (учебник, с. 8).