План-конспект урока по теме «Конкретный смысл действия умножения». 2-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 2


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (8 МБ)


Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель урока: Формирование интереса к совместной познавательной деятельности по открытию и осознанию значимости понятия «умножение», как новой формы записи сложения одинаковых слагаемых.

Задачи урока:

  • Предметные: познакомить учащихся  с новым арифметическим действием умножением как новой формой записи сложения одинаковых слагаемых. Научиться понимать смысл действия умножения, применять полученные знания на практике.
  • Развивающая: развивать вычислительные навыки, развивать логические операции сравнения, классификации, анализа, коммуникативные навыки.

УУД

Личностные:

  • формировать интерес к учебной деятельности; понимание роли математики в жизни человека.

Регулятивные:

  • принимать учебную задачу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
  • выполнять учебные действия в устной и письменной речи;
  • осуществлять пошаговый контроль под руководством учителя в доступных видах учебно-познавательной деятельности;
  • высказывать свою точку зрения и прислушиваться к мнению одноклассников.

Познавательные:

  • использовать рисуночные и символические варианты математической записи;
  • проводить сравнение (по одному или нескольким основаниям), делать выводы на основе сравнения;
  • выделять в явлениях существенные и несущественные, необходимые и достаточные признаки.

Коммуникативные: контролировать свои действия в коллективной и индивидуальной работе.

Знания, умения, навыки и качества, которые приобретут ученики в ходе урока. 

  • В ходе урока обучающиеся приобретут знания об умножении как новой форме записи сложения одинаковых слагаемых, осознают значимость понятия «умножение», научатся заменять умножением сумму одинаковых слагаемых.
  • Продолжат формировать вычислительные  навыки, понимать учебную задачу и действовать в соответствии с ней, осуществлять пошаговый контроль своих действий.

Планируемый результат: уметь заменить сумму одинаковых слагаемых произведением.

Урок математики (программа «Школа России») по теме «Конкретный смысл действия умножения», проведён Демьянцевой А.В. учителем МАОУ «Гимназии № 30» города Магадана для учителей города Магадана и области в рамках областного семинара, проведенного ИПК ПК 16.02.2017. Урок проводился  с использованием технологии деятельностного метода.

Дидактические материалы:

  1. Презентация к уроку
  2. Индивидуальный лист с печатными заданиями на каждого ученика.
  3. Музыка к физминутке.

Оборудование: мультимедийный проектор.

Этапы урока

1. Организационно-мотивационный момент.

Цель: организация внимания школьников, проверка готовности класса к уроку, мотивирование учебной деятельности.

2. Активизация познавательной деятельности фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель: организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, отработка навыков быстрого счёта, зафиксировать затруднение.

3. Выявление причины затруднения.

Цель: выявить причину из затруднения.

4. Определение темы и цели урока, построение проекта выхода из затруднения.

Цель: определение темы и цели,составление плана.

5. Реализация построенного проекта.

Цель: организовать реализацию  способа замены сложения умножением, познакомить с терминологией.

Физкультминутка.

6. Первичное закрепление.

Цель: организовать усвоение способа действий при решении нового с их проговариванием, опираясь на новые знания.

7. Самостоятельная работа.

Цель: организовать самостоятельное выполнение задания учащимися типовых заданий на новый способ действия (по результатам выполненной работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действия).

8. Включение в систему знаний.

Цель: организовать оценивание учащимися необходимости знания нового действия.

9. Рефлексия.

Цель: организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.

Ход урока

1. Организационно-мотивационный момент.

Прозвенел звонок и смолк.
Начинается урок.
Все готово? Все в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Сели прямо, не согнулись,
И друг другу улыбнулись.
Пожелаю вам удачи! –
За работу! В добрый час!

- Какое у вас настроение?

- Пусть хорошее настроение сохранится у вас до конца урока.

- Итак, за работу

2. Активизация познавательной деятельности и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

Ни к чему стоять на месте,
От безделья скучать,
Мы попробуем все вместе
Что-то новое узнать.
Всех внимательных, пытливых
Важные открытья ждут.
По дороге школьных знаний
Всех к успеху приведут!

1. Минутка чистописания. (работаем в печатном листе задание №1)

2. Повторение зтапов и шагов урока открытия нового знания.

3. Устный счёт

- Вычисли суммы удобным способом.

- Рассмотрите выражения. По какому признаку можно разбить выражения на группы?

(Среди различных вариантов предлагаю выделить на группы, одна из которых объединяет выражения - сумму одинаковых слагаемых).

9+4+1+4+4

5+5+5+5+5

7+7+7+20

8+7+5+8

2+2+2+2+2

32+32+32

4. Пробное действие.

- Можно ли данные выражения (сумму одинаковых слагаемых) записать как-либо иначе?

(Не знаем) (Проблема!)

3.  Выявление  причины затруднения.

- Так в чём затруднение?

- Почему вы не можете данные выражения записать иначе? (мы не знаем способа сокращения этого выражения, не знаем, какой знак можно использовать при записи сокращённого выражения, этого ещё не изучали)

- Значит, что вы не знаете? (мы не умеем записывать по другому сумму одинаковых слагаемых)

4. Определение темы и цели урока, построение проекта выхода из затруднения.

 - Попробуем выполнить ещё одно задание.

Игра « Веришь, не веришь» 

Ученики  работают в индивидуальном печатном листе. (задание №2)

1

2

3

4

5

6

 

 

 

 

 

 

- Я буду говорить  высказывания если вы верите, то пишите « + », если не верите, то пишите « – », если не знаете, что ответить, то оставляете пустую клетку.

Верите ли вы,

1.  …что в математике 10цифр? (ДА)

2. …что при сложении числа называются слагаемые, значение суммы? (ДА)

3.  …что  5 дм 1 см = 15 см? (НЕТ)

4. …что 24 час – это сутки ? (ДА)

5. …что сложение одинаковых слагаемые называется умножение?

6. …что   плюс – это знак действия вычитания? (НЕТ)

Проверка

- Что вызвало у вас затруднение?

- Какая тема урока?

- Чему будем учится на уроке?

- Что знаете? Что хотели бы узнать?

(Что такое умножение? Какой знак у действия умножения?)

- Итак,  как вы думаете, какая у нас тема урока? Умножение! Правильно!

А теперь сформулируем цели нашего сегодняшнего урока.

Для надо продолжить  мысль:

  • Сегодня на уроке я узнаю новое математическое действие……….(умножение)
  • Я узнаю, как оно……………(обозначается)
  • Я узнаю, для чего оно мне   ………… (пригодиться)

План выхода из затруднения.

  1. Провести исследование
  2.  Узнать какую сумму можно заменить другим действием.
  3. Сделать вывод.

5. Реализация построенного проекта.

- Попробуем выполнить задание.

У каждого на столе лежит лист с печатными заданиями. (задание №3) На нём вы будете делать расчёты. Что изображено на листе? (На листе изображены точки)

- Сосчитайте по одному? Сколько у вас получилось точек? (40)

- Сосчитаем  число групп, объединяя их по 5. Сделаем отметку на листе.

- Сколько групп получилось? (Получилось 8 групп)

- Как быстрее и легче сосчитать: по одному или по пять? (По пять сосчитать быстрее)

(Открытие!)

- При подсчёте видно, что удобнее укрупнить единицу счёта - вести счёт по 5.

- Какое выражение получается?

  • 5+5+5+5+5+5+5+5=40.

(Выражение из восьми слагаемых, каждое из которых 5. Значит, сумма та же самая 40)

- Удобно ли так записывать?  (Нет)

- Вернёмся уже к поставленной проблеме: придумать новый способ записи суммы, состоящей из одинаковых слагаемых. Самый главный наш помощник – это учебник.

- Откройте учебники. Прочитайте  правило.

- Кто понял, как мы сможем записать выражения иначе? (Можно записать умножением.)

- Как обозначается знак умножение на письме? (На письме знак умножения обозначается точкой, при печати может использоваться крестик.)

- Попробуем заменить выражение, которые мы рассматривали по другому.

- Посмотрите на свои листочки и запись на них.

  • 5+5+5+5+5+5+5+5=40

- Запишем иначе. Какое число запишем сначала? (Слагаемое 5)

- Какой знак поставим вместо знака + ? (Знак умножения)

- Какое число запишем потом? (8)

- Почему? (Оно обозначает  то, сколько раз по 5 мы сложили)

- Итак, мы по5 взяли 8 раз. У нас получилось выражение 5 x 8=40.

- Что показывает первое число при умножении?

- Что показывает второе число?

 Физкультминутка

6. Первичное закрепление.

- А сейчас опираясь на новые знания заменим суммы слагаемых умножением.

Решение задач (фронтальная работа)

1. На одном кусте - 8 помидоров, на другом столько же. Сколько помидоров на двух кустах?

  • 8+8 =16(п.)
  • 8х2=16(п.)

2. В одном стручке - 10 горошин. Сколько горошин в трёх таких же стручках?

  • 10+10+10=30(г.)
  • 10 х 3 = 30(г.)

3. Сосчитайте, сколько лапок у 7 утят?

  • 2 + 2 + 2 + 2 + 2 +2 + 2 = 14 (л.)
  • 2 х 7 = 14 (л.)

4. Сколько всего рыбок в 6 аквариумах, если в каждом 3 рыбки?

  • 3 + 3 + 3 + 3 + 3 + 3 = 18 (р.)
  • 3 х 6 = 18 (р.)

Работа в парах в печатных листах. (задание №4)

Соедините выражение слева с выражением справа.

2+2+2                                5x2

1+1+1+1                            6x4

3+3+3+3+3                       1x4

5+5                                    3x5

6+6+6+6                           2x3

– Какие выражения  составили пары?

Задачи решают в парах, записывают решение на печатном листе (задание №5)

1. Сколько огурцов в 4-х кучках, если в каждой 3 огурца?

3 + 3 + 3 + 3 = 12 (ог.) 

3 х 4 = 12 (ог.)

2. Сколько редисок в 6-ти пучках, если в каждом 5 редисок?

5+5+5+5+5+5 = 30 (р.)

5 х 6 = 30 (р.)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой.

- Следующее задание будете выполнять самостоятельно в печатных листах. (задание №6)

- Поставьте себе плюс, если вы справились без ошибок, вопрос, если были ошибки.

- Ребята, вы хорошо справились с заданием.

8. Включение в систему знаний.

- С каким новым действием вы сегодня познакомились?

- Что обозначает действие умножения?

- Зачем нам нужно это новое действие? Когда его удобно использовать?

- Какую сумму можно заменить действием умножением?

9. Рефлексия.

– Какое задание вам показалось особенно интересным?

– Ребята, я  предлагаю вам игру «да-нет», если вы согласны с утверждением пишем +, если нет пишем . (в печатном листе задание №7)

– Умножение – это математическое действие?

– Разность можно заменить умножением?

–  + – знак умножения?

– Сумму разных слагаемых можно заменить умножением?

– Если все слагаемые одинаковые сложение можно заменить умножением?

– Сравните свои ответы, с теми, что на доске (Учитель вывешивает образец).

– Встаньте те кто выполнил это задание так же.

На доске дан образец: +, –, –, –,+.

Лесенка успеха.

- Поставьте себя на 1-ю ступеньку, если вы запомнили только тему.

- Поставьте себя на 2-ю ступеньку, если вы запомнили тему, запомнили, что такое действие умножение, можете заменить сумму одинаковых слагаемых  действием умножением, были ошибки в с.р.

- Поставьте себя на 3-ю ступеньку, если вы запомнили тему, запомнили, что такое действие умножение, можете заменить сумму одинаковых слагаемых  действием умножением, не было ошибок в с.р.

-Поставьте себя на 4-ю ступеньку, если вы запомнили тему, запомнили, что такое действие умножение, можете заменить сумму одинаковых слагаемых  действием умножением, не было ошибок в с.р. и вы можете объяснить другим, что обозначает действие умножение.