Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель урока: Формирование интереса к совместной познавательной деятельности по открытию и осознанию значимости понятия «умножение», как новой формы записи сложения одинаковых слагаемых.
Задачи урока:
- Предметные: познакомить учащихся с новым арифметическим действием умножением как новой формой записи сложения одинаковых слагаемых. Научиться понимать смысл действия умножения, применять полученные знания на практике.
- Развивающая: развивать вычислительные навыки, развивать логические операции сравнения, классификации, анализа, коммуникативные навыки.
УУД
Личностные:
- формировать интерес к учебной деятельности; понимание роли математики в жизни человека.
Регулятивные:
- принимать учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
- выполнять учебные действия в устной и письменной речи;
- осуществлять пошаговый контроль под руководством учителя в доступных видах учебно-познавательной деятельности;
- высказывать свою точку зрения и прислушиваться к мнению одноклассников.
Познавательные:
- использовать рисуночные и символические варианты математической записи;
- проводить сравнение (по одному или нескольким основаниям), делать выводы на основе сравнения;
- выделять в явлениях существенные и несущественные, необходимые и достаточные признаки.
Коммуникативные: контролировать свои действия в коллективной и индивидуальной работе.
Знания, умения, навыки и качества, которые приобретут ученики в ходе урока.
- В ходе урока обучающиеся приобретут знания об умножении как новой форме записи сложения одинаковых слагаемых, осознают значимость понятия «умножение», научатся заменять умножением сумму одинаковых слагаемых.
- Продолжат формировать вычислительные навыки, понимать учебную задачу и действовать в соответствии с ней, осуществлять пошаговый контроль своих действий.
Планируемый результат: уметь заменить сумму одинаковых слагаемых произведением.
Урок математики (программа «Школа России») по теме «Конкретный смысл действия умножения», проведён Демьянцевой А.В. учителем МАОУ «Гимназии № 30» города Магадана для учителей города Магадана и области в рамках областного семинара, проведенного ИПК ПК 16.02.2017. Урок проводился с использованием технологии деятельностного метода.
Дидактические материалы:
- Презентация к уроку
- Индивидуальный лист с печатными заданиями на каждого ученика.
- Музыка к физминутке.
Оборудование: мультимедийный проектор.
Этапы урока
1. Организационно-мотивационный момент.
Цель: организация внимания школьников, проверка готовности класса к уроку, мотивирование учебной деятельности.
2. Активизация познавательной деятельности фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
Цель: организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, отработка навыков быстрого счёта, зафиксировать затруднение.
3. Выявление причины затруднения.
Цель: выявить причину из затруднения.
4. Определение темы и цели урока, построение проекта выхода из затруднения.
Цель: определение темы и цели,составление плана.
5. Реализация построенного проекта.
Цель: организовать реализацию способа замены сложения умножением, познакомить с терминологией.
Физкультминутка.
6. Первичное закрепление.
Цель: организовать усвоение способа действий при решении нового с их проговариванием, опираясь на новые знания.
7. Самостоятельная работа.
Цель: организовать самостоятельное выполнение задания учащимися типовых заданий на новый способ действия (по результатам выполненной работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действия).
8. Включение в систему знаний.
Цель: организовать оценивание учащимися необходимости знания нового действия.
9. Рефлексия.
Цель: организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.
Ход урока
1. Организационно-мотивационный момент.
Прозвенел звонок и смолк.
Начинается урок.
Все готово? Все в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Сели прямо, не согнулись,
И друг другу улыбнулись.
Пожелаю вам удачи! –
За работу! В добрый час!
- Какое у вас настроение?
- Пусть хорошее настроение сохранится у вас до конца урока.
- Итак, за работу
2. Активизация познавательной деятельности и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
Ни к чему стоять на месте,
От безделья скучать,
Мы попробуем все вместе
Что-то новое узнать.
Всех внимательных, пытливых
Важные открытья ждут.
По дороге школьных знаний
Всех к успеху приведут!
1. Минутка чистописания. (работаем в печатном листе задание №1)
2. Повторение зтапов и шагов урока открытия нового знания.
3. Устный счёт
- Вычисли суммы удобным способом.
- Рассмотрите выражения. По какому признаку можно разбить выражения на группы?
(Среди различных вариантов предлагаю выделить на группы, одна из которых объединяет выражения - сумму одинаковых слагаемых).
9+4+1+4+4 |
5+5+5+5+5 |
7+7+7+20 |
8+7+5+8 |
2+2+2+2+2 |
32+32+32 |
4. Пробное действие.
- Можно ли данные выражения (сумму одинаковых слагаемых) записать как-либо иначе?
(Не знаем) (Проблема!)
3. Выявление причины затруднения.
- Так в чём затруднение?
- Почему вы не можете данные выражения записать иначе? (мы не знаем способа сокращения этого выражения, не знаем, какой знак можно использовать при записи сокращённого выражения, этого ещё не изучали)
- Значит, что вы не знаете? (мы не умеем записывать по другому сумму одинаковых слагаемых)
4. Определение темы и цели урока, построение проекта выхода из затруднения.
- Попробуем выполнить ещё одно задание.
Игра « Веришь, не веришь»
Ученики работают в индивидуальном печатном листе. (задание №2)
1 | 2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
|
|
|
|
|
- Я буду говорить высказывания если вы верите, то пишите « + », если не верите, то пишите « – », если не знаете, что ответить, то оставляете пустую клетку.
Верите ли вы,
1. …что в математике 10цифр? (ДА)
2. …что при сложении числа называются слагаемые, значение суммы? (ДА)
3. …что 5 дм 1 см = 15 см? (НЕТ)
4. …что 24 час – это сутки ? (ДА)
5. …что сложение одинаковых слагаемые называется умножение?
6. …что плюс – это знак действия вычитания? (НЕТ)
Проверка
- Что вызвало у вас затруднение?
- Какая тема урока?
- Чему будем учится на уроке?
- Что знаете? Что хотели бы узнать?
(Что такое умножение? Какой знак у действия умножения?)
- Итак, как вы думаете, какая у нас тема урока? Умножение! Правильно!
А теперь сформулируем цели нашего сегодняшнего урока.
Для надо продолжить мысль:
- Сегодня на уроке я узнаю новое математическое действие……….(умножение)
- Я узнаю, как оно……………(обозначается)
- Я узнаю, для чего оно мне ………… (пригодиться)
План выхода из затруднения.
- Провести исследование
- Узнать какую сумму можно заменить другим действием.
- Сделать вывод.
5. Реализация построенного проекта.
- Попробуем выполнить задание.
У каждого на столе лежит лист с печатными заданиями. (задание №3) На нём вы будете делать расчёты. Что изображено на листе? (На листе изображены точки)
- Сосчитайте по одному? Сколько у вас получилось точек? (40)
- Сосчитаем число групп, объединяя их по 5. Сделаем отметку на листе.
- Сколько групп получилось? (Получилось 8 групп)
- Как быстрее и легче сосчитать: по одному или по пять? (По пять сосчитать быстрее)
(Открытие!)
- При подсчёте видно, что удобнее укрупнить единицу счёта - вести счёт по 5.
- Какое выражение получается?
- 5+5+5+5+5+5+5+5=40.
(Выражение из восьми слагаемых, каждое из которых 5. Значит, сумма та же самая 40)
- Удобно ли так записывать? (Нет)
- Вернёмся уже к поставленной проблеме: придумать новый способ записи суммы, состоящей из одинаковых слагаемых. Самый главный наш помощник – это учебник.
- Откройте учебники. Прочитайте правило.
- Кто понял, как мы сможем записать выражения иначе? (Можно записать умножением.)
- Как обозначается знак умножение на письме? (На письме знак умножения обозначается точкой, при печати может использоваться крестик.)
- Попробуем заменить выражение, которые мы рассматривали по другому.
- Посмотрите на свои листочки и запись на них.
- 5+5+5+5+5+5+5+5=40
- Запишем иначе. Какое число запишем сначала? (Слагаемое 5)
- Какой знак поставим вместо знака + ? (Знак умножения)
- Какое число запишем потом? (8)
- Почему? (Оно обозначает то, сколько раз по 5 мы сложили)
- Итак, мы по5 взяли 8 раз. У нас получилось выражение 5 x 8=40.
- Что показывает первое число при умножении?
- Что показывает второе число?
Физкультминутка
6. Первичное закрепление.
- А сейчас опираясь на новые знания заменим суммы слагаемых умножением.
Решение задач (фронтальная работа)
1. На одном кусте - 8 помидоров, на другом столько же. Сколько помидоров на двух кустах?
- 8+8 =16(п.)
- 8х2=16(п.)
2. В одном стручке - 10 горошин. Сколько горошин в трёх таких же стручках?
- 10+10+10=30(г.)
- 10 х 3 = 30(г.)
3. Сосчитайте, сколько лапок у 7 утят?
- 2 + 2 + 2 + 2 + 2 +2 + 2 = 14 (л.)
- 2 х 7 = 14 (л.)
4. Сколько всего рыбок в 6 аквариумах, если в каждом 3 рыбки?
- 3 + 3 + 3 + 3 + 3 + 3 = 18 (р.)
- 3 х 6 = 18 (р.)
Работа в парах в печатных листах. (задание №4)
Соедините выражение слева с выражением справа.
2+2+2 5x2
1+1+1+1 6x4
3+3+3+3+3 1x4
5+5 3x5
6+6+6+6 2x3
– Какие выражения составили пары?
Задачи решают в парах, записывают решение на печатном листе (задание №5)
1. Сколько огурцов в 4-х кучках, если в каждой 3 огурца?
3 + 3 + 3 + 3 = 12 (ог.)
3 х 4 = 12 (ог.)
2. Сколько редисок в 6-ти пучках, если в каждом 5 редисок?
5+5+5+5+5+5 = 30 (р.)
5 х 6 = 30 (р.)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой.
- Следующее задание будете выполнять самостоятельно в печатных листах. (задание №6)
- Поставьте себе плюс, если вы справились без ошибок, вопрос, если были ошибки.
- Ребята, вы хорошо справились с заданием.
8. Включение в систему знаний.
- С каким новым действием вы сегодня познакомились?
- Что обозначает действие умножения?
- Зачем нам нужно это новое действие? Когда его удобно использовать?
- Какую сумму можно заменить действием умножением?
9. Рефлексия.
– Какое задание вам показалось особенно интересным?
– Ребята, я предлагаю вам игру «да-нет», если вы согласны с утверждением пишем +, если нет пишем –. (в печатном листе задание №7)
– Умножение – это математическое действие?
– Разность можно заменить умножением?
– + – знак умножения?
– Сумму разных слагаемых можно заменить умножением?
– Если все слагаемые одинаковые сложение можно заменить умножением?
– Сравните свои ответы, с теми, что на доске (Учитель вывешивает образец).
– Встаньте те кто выполнил это задание так же.
На доске дан образец: +, –, –, –,+.
Лесенка успеха.
- Поставьте себя на 1-ю ступеньку, если вы запомнили только тему.
- Поставьте себя на 2-ю ступеньку, если вы запомнили тему, запомнили, что такое действие умножение, можете заменить сумму одинаковых слагаемых действием умножением, были ошибки в с.р.
- Поставьте себя на 3-ю ступеньку, если вы запомнили тему, запомнили, что такое действие умножение, можете заменить сумму одинаковых слагаемых действием умножением, не было ошибок в с.р.
-Поставьте себя на 4-ю ступеньку, если вы запомнили тему, запомнили, что такое действие умножение, можете заменить сумму одинаковых слагаемых действием умножением, не было ошибок в с.р. и вы можете объяснить другим, что обозначает действие умножение.