Цель: ознакомление с предметами декоративно-прикладного искусства: Филимоновской игрушкой.
Задачи:
- «Познание»>: познакомить с промыслом «Филимоновская» свистулька; знакомить с характерными особенностями этого промысла (материал, форма, цвет, узор). Развивать память и воображение в процессе дидактической игры «Русские узоры».
- «Художественно-эстетическое развитие: освоить простейшие элементы Филимоновской росписи – полоски,«ёлочки», учить правильно использовать основные цвета промысла. Развивать графические умения и навыки в изображении элементов узора по народным мотивам.
- «Социально-коммуникативное развитие»: воспитывать у детей интерес и любовь к искусству своего народа, чувство ответственности за сохранение и развитие художественных традиций; углублять эстетические впечатления от народного и декоративно-прикладного искусства страны. Дать детям возможность почувствовать себя народным мастером.
- «Речевое развитие»: расширить и активизировать словарь детей по данной теме; закрепить в словаре прилагательное «глиняный»; учить составлять описательный рассказ по опорным схемам. Развивать межполушарное воздействие (кинезиологические упражнения), способствующее активизации мыслительной деятельности.
Материал: филимоновские игрушки, образцы росписи, гуашь, кисти, баночки с водой, бумага.
Деятельность: роспись филимоновской игрушки.
Ход занятия
- Здравствуйте, друзья. Я сегодня пришла к вам не с пустыми руками, а с волшебным лукошком. Давайте посмотрим, что в нем.
Педагог читает стихотворения и по ходу чтения выставляет филимоновские игрушки на стол.
Тарарушки, тарарушки
В сундуке живут игрушки!Петушок, петушок,
Подари мне гребешок.Курочка моя, умница моя.
Вот пшено, водичка.
Дай ты мне яичко.Идет, идет бородой трясет.
Травки просит: «Ме-ме-ме.
Дайте вкусной мне.Спереди пятачок, сзади – крючок.
Посредине спинка,
На спинке - щетинка.Серенькая кошечка села у окошечка.
Деток поджидала.
- Где ж мои ребятки, серые котятки?
- Вот, ребята, какие интересные игрушки я сегодня вам принесла.
У этих игрушек есть свои особенности: форма и цвет. У всех фигурок длинные или короткие ноги, вытянутые шеи с маленькой головкой.
Эти игрушки делают из глины. Они глиняные. Затем их обжигают в печи. Затем игрушки попадают в умелые руки мастериц для росписи.
Эти игрушки расписывают яркими полосами поперек туловища: желтыми, красными, зелеными, рыже-синими. Поэтому они похожи на маленькую радугу. Все эти игрушки музыкальные. В них можно свистеть.
Котик и щенок хотят спеть вам свою песенку и просят вас им помочь.
Ритмическая игра «Котенок и щенок»
Я — котик музыкальный,
Я музыку люблю.
Послушайте, ребята,
Как нежно я пою:
Мяу-мяу, мур-мур-мур! 2 удара по коленям, 3 хлопка в
ладоши.
Мяу-мяу, мур-мур-мур! Повторение хлопков.
А я, щенок веселый, Поют песенку.
Люблю я петь, друзья.
Послушайте, ребята,
Как громко лаю я:
Тяф-тяф, тяф-тяф, 4удара по коленям в ритме чет-
вертей.
Ав-ав-ав-ав-ав! Хлопки восьмыми.
Посмотрите на схему. Давайте составим маленький рассказ по этим схемам об игрушке.
Сначала нужно сказать, что это за игрушка. Затем назвать части тела этой игрушки и отметить их особенности. Дальше нужно сказать, что игрушка сделана из глины, она глиняная. Картинка радуга напомнит нам, что игрушки разноцветные, похожи на маленькую радугу. Затем нужно сказать какие эмоции вызывает у вас эта игрушка: она вам нравится, она вызывает у вас улыбку, а может быть вам самим хочется слепить такую игрушку.
Педагог предлагает составить рассказ 2-3 детям.
- Понравились вам, ребята, эти необычные игрушки?
- Как вы думаете, какими должны быть руки у мастеров, которые расписывали эти игрушки?
- У настоящих мастеров пальчики ловкие и послушные.
Давайте и мы с вами разомнем наши руки и пальчики.
Педагог выполняет с детьми кинезиологические упражнения.
Колечко поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке.
Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
Ухо - нос
Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук, с точностью до наоборот.
Зеркальное рисование
Рисование обеими руками в воздухе петуха.
Хотите, ребята, узнать еще больше про эти игрушки.
Проходите за столы, продолжите ваше познавательное путешествие.
(Воспитатель демонстрирует филимоновские игрушки).
- Игрушки эти, ребята, называются филимоновскими.
Зародились эти игрушки в Одоевском районе Тульской области. А свое название получила от деревни Филимоново.
Послушайте сказку.
Жил-был дедушка Филимон. Пошел он в лес по грибы и по ягоды. Шёл-шёл и глину нашел. Глина была жирная, черная. Принес он её домой и стал лепить детям игрушки – свистульки, обжигал их в печи, затирал их наждачной бумагой. После обжига в печи игрушки становились белыми. Их расписывали анилиновыми красками. И научились лепить игрушки его сестрицы. Лепили они свистульки, и народ начал веселиться. Сегодня эти игрушки – гордость России. Хранятся в музеях, радуют нас.
- Предлагаю рассмотреть наши игрушки. Все они очень яркие, солнечные. Даже в холодный, зимний день излучают тепло. Это сказочные, декоративные, стилизованные фигурки людей и животных. Петушок, курочка, Барышня. Все они стройные, высокие, с длинными шеями будто стремятся ввысь к солнышку.
- Какие цвета используют мастерицы?
- Желтый, зеленый, красный, малиновый.
- Какие элементы росписи мы видим?
- Полоски, точки, снежинки, цветы, ёлочки.
- А теперь, ребята, предлагаю поиграть в дидактическую игру. Для этого нДавайте разделимся на 2 группы.
У меня есть узоры. «Дымковские и Филимоновские». Вам надо элементы подставить к нужной картинке. Когда я к вам шла, письмо от дедушки Филимона нашла. Вот оно.
«Здравствуйте, ребята. Пожалуйста, распишите волшебными красками филимоновскую сказочную фигурку, чтобы дело мое на Руси не пропало.»
- Филимоновские мастерицы передали вам также медальки с элементами росписи филимоновских игрушек. Давайте их наденем. Они не простые – имеют волшебную силу: игрушки получатся яркие и выразительные.
Роспись по мотивам филимоновских игрушек.
- У нас сегодня открывается Мастерская филимоновских игрушек. В конце занятия мы выберем лучшего мастера или мастерицу. Выполняем задание. Берем в руки волшебные кисти, опускаем в воду, берем зеленый цвет, рисуем узоры, расписываем сказочную фигурку. Моем кисть, берем красный цвет, рисуем волшебные узоры. Заканчиваем роспись.
Самостоятельное выполнение работы. Фоном играет русская народная музыка.
Рассматривание работ. Подведение итогов. Ответы на вопросы.
- Что нового узнали сегодня? Как называются игрушки? Из чего лепят? Что в них особенного? Какие цвета используют мастерицы?
Наши игрушки и рисунки – яркие и веселые. Когда их много – на душе праздник. Всем удачи и хорошего настроения.
Список литературы.
- Блинов Г.М. Чудо-кони, чудо-птицы. М.: “Детская литература”,1977.
- Грибовская А.А. «Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации».
- Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей; ТЦ Сфера, 2005.
- Фролова Е.Н., Чистый источник. М.: “Мол. Гвардия”, 1990.
- Яковлева, Юный Художник №3-4 /1992. “Филимоновская игрушка”.