Цели: закрепить знания, усвоенные на занятии по обучению грамоте.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Систематизировать знания детей о животных Африки.
- Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме (джунгли, пустыня, слон, тигр, лев, жираф, обезьяна, бегемот, крупный, мощный, выносливый).
- Соотносить расположение частей букв в пространстве;
- Определять позицию звука в слове.
- Осуществлять звуковой анализ слов.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать фонематический слух, общую моторику, зрительно-двигательную координацию, внимание, память.
- Способствовать развитию физических качеств: скорости, ловкости, выносливости;
- Умения действовать коллективно, самостоятельно.
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать у детей познавательный интерес, чувство коллективизма, доброжелательные отношения со сверстниками в совместной деятельности.
- Формирование положительной установки на участие в мероприятии.
- Воспитание культуры общения, умение выслушивать ответы товарищей.
- Воспитывать самостоятельность. Развивать навыки коллективной работы.
Оборудование:
- буквы Б и П, разрезанные на шесть частей;
- 20 картинок в названии которых по два и по три слога;
- 12 карточек с парными звонкими и глухими согласными;
- таблицы для конкурса «Шифровальщики»;
- два гимнастических обруча;
- две скамейки;
- оборудование для «полосы препятствий»;
- аудиозапись голосов животных, DVD проигрыватель.
Учитель-логопед: Ребята, сегодня мы с Вами отправимся в далекое путешествие, а куда сейчас мы с Вами узнаем, у меня письмо и здесь что то написано, но слоги все перепутаны. Дети выполняют задание получается слово Африка. Африка — это самый жаркий материк планеты.
(Логопед с детьми подходят к глобусу и находят материк).
Самый теплый материк живописен и велик!
Тут живут среди саванны много … (дети называют животных жарких стран)
Учитель-логопед: Хорошо. А вы хотели бы отправится в путешествие по Африке?
Инструктор по физкультуре: А для того, чтобы добраться до Африки быстрее мы разделимся на команды. Верно. Как будем делиться? Не первый второй рассчитайсь.
Инструктор по физкультуре: Я вижу первую полосу препятствий попробуем ее преодолеть.
1 конкурс. Эстафета «Найди звук»
Первый участник команды бежит, толкая обруч перед собой, добегает до обруча, в кругу которого лежат предметы со звуками «б» и «п». Берёт картинку с определённым звуком, кладёт на стол, где ориентир буква Б или П. Возвращается обратно с обручем, передаёт следующему члену команды.
Конкурс для капитанов
Собрать буквы Б и П, разрезанные на шесть частей.
Отправляемся дальше.
И вот перед ними река широка!
А как она называется? Правильно Лимпопо!
Учитель-логопед: Нужно проползти по этому мосту на другой берег и выполнить следующее задание.
2 конкурс. «Кодировщики»
- Чтобы нам с вами правильно выполнить это задание, давайте вспомним правила про звуки и буквы.
ЗВУКИ МЫ СЛЫШИМ И ПРОИЗНОСИМ, А БУКВЫ МЫ ПИШЕМ И ВИДИМ.
Учитель-логопед: Отлично. Слушайте задание. Сейчас я раздам карточки, в которых вы должны выделить в каждом слове только первый звук. А потом составить слово из них, тем самым раскодировав задуманное. Давайте попробуем сначала вместе.
В слове Самовар какой первый звук слышится?
Дети: Звук С.
Учитель-логопед: Верно. А В слове Лампа?
Дети: Звук Л.
Учитель-логопед: В слове Окна?
Дети: Звук О.
Учитель-логопед: А в слове ножницы? Звук Н.
Учитель-логопед: Правильно. А теперь расшифруйте, какое слово зашифровано на картинке?
Дети: СЛОН.
Учитель-логопед: Правильно. Тогда начинаем? Если Ваша команда догадалась, то командир поднимает руку. Ваша команда дает время подумать и другим ребятам. Но отвечать первыми будет та команда, которая первой поднимет руку.
Инструктор по физкультуре: В Африке нужно быть внимательным, чутко прислушиваться к окружающим звукам. Опасность вас может подстерегать на каждом шагу. Давайте немного отдохнем (дети садятся на ковре), закройте глаза и послушайте голоса диких животных Африки. (аудиозапись «Голоса животных Африки»)
3 конкурс. Развитие фонематического восприятия «Голоса зверей»
Чьи голоса вы слышали? (дети отвечают) Молодцы! Слух у вас хороший!
Учитель-логопед: А теперь перед нами пустыня и нам нужно пройти ее. Попробуем преодолеть это испытание с помощью самокатов. На самокатах первые участники обеих команд доезжают до стола и выполняют задание. Возвращаются обратно и передают самокат следующему члену команды.
4 Конкурс. «Место звука в слове»
Перед Вами лист с заданием, где под каждой картинкой нужно раскрасить только то окошечко (начало, середина, конец слова) и тем цветом (синим или зелёным), где и какой слышится звук.
- Сейчас мы работаем со звуками [б] и [б’]. Приготовили цветные карандаши и приступаем к выполнению задания.
Дети: Выполняют задание.
Динамическая пауза. Физкультминутка под песню из к/ф «Про Красную шапочку»
Инструктор по физкультуре: А теперь отправляемся дальше нам надо преодолеть следующее препятствие перед нами болото.
- Смотрите кочки у нас на пути, по кочкам болото легко нам пройти. Будьте осторожны, чтобы никто из вас не попал в болото.
5 конкурс. Эстафета «Слоговое дерево»
Давайте вспомним ещё одно правило. Правило про слоги. СКОЛЬКО В СЛОВЕ ГЛАСНЫХ, СТОЛЬКО И СЛОГОВ. ЭТО ЗНАЕТ КАЖДЫЙ ИЗ УЧЕНИКОВ. Что нам может помочь посчитать слоги в словах?
Дети: Можно прохлопать в ладоши, загнуть пальчики на руках…
Примерные слова: слон, тигр, африка, жираф, бегемот, крокодил.
Первый участник, преодолев препятствие берёт картинку с двумя слогами, выкладывает на стол. Возвращается обратно бегом. Следующей участник команды выполняет задание. Вторая команда выполняет одновременно то же задание, но приносит картинки с тремя слогами.
6 конкурс. «Звуковики»
Учитель-логопед: Вот мы и приблизились с вами к последнему на сегодня, но самому сложному конкурсу. Сейчас я вам раздам картинки, и вам нужно выполнить звуковой анализ слова. Прежде чем приступить к выполнению задания, вспомните ПРАВИЛО про гласные звуки. ЗВУКИ ГЛАСНЫЕ ПОЮ, БЕЗ ПРЕГРАДЫ ГОВОРЮ. ГЛАСНЫЙ – ЭТО КРАСНЫЙ.
Рефлексия
Учитель-логопед: Ребята, понравилось ли Вам сегодня на досуге? Что было сложным? Что простым? Хотели бы Вы еще так поиграть?
Дети, вы молодцы! Вы умные, смелые и ловкие, любые преграды вам не страшны, и вы легко справились со всеми заданиями, путешествуя по Африке.