Технологическая карта урока (Приложение 1)
Этап контроля
Цель. Создать условия для повторения изученной темы и определения пробелов в знаниях.
Ученики выполняют тестовые задания за компьютером и задания, предложенные на карточках (Приложение 2).
Вызов
Цель. Создать условия для эмоциональной подготовки к дальнейшей работе. (Слайд 1)
Учитель. Полюбуйтесь прекрасным видом и послушайте чарующие звуки природы. Благодаря каким органам чувств мы можем ощущать все это? Благодаря органу зрения и слуха. С органом зрения мы познакомились на прошлом уроке. А тема нашего урока: «Строение и функции органа слуха». (Слайд 2)
Где бы мы ни находились, что бы ни делали — нас всюду сопровождают самые различные звуки: звуки природы (ветер, шум листвы, пение птиц и т.д), звуки техники (движение машины, шум самолёта, работа холодильника, даже работа компьютера), но главное - общение с окружающими людьми. Не зря Экзюпери сказал: “Самая большая роскошь на земле – роскошь человеческого общения”.
Сегодня на уроке мы познакомимся с особенностью строения нашего уха, а также исследуем факторы, влияющие на остроту слуха. (Слайд 3)
Учащиеся записывают тему урока.Учитель организует работу по повторению учебного материала об органах слуха у позвоночных.
Учащиеся выполняют задание и соотносят с образцом. (Приложение 3).
Название животного |
Орган слуха |
1. Карась |
А. Внутреннее ухо |
Б. Внутреннее и среднее ухо (стремечко) |
|
В. Внутреннее, среднее ухо и наружный слуховой проход |
|
Г. Внутреннее, среднее (молоточек, наковальня, стремечко) наружное ухо |
А 2.
Б 3.
Г 4.
B 5. (Слайд 4)
Осмысление
Этап 1
Цель. Создать условия для развития коммуникативных умений работать в группе и использовать учебный текст как источник знаний по данной теме.
Учитель. Из перечня утверждений необходимо выбрать верные утверждения (Приложение 3).
Выполните тестовые задания «Выберите правильные суждения».
1. Орган слуха распложен в височной кости и состоит из наружного, среднего и внутреннего уха.
2. Наружное ухо улавливает и проводит звуковые колебания.
3. Наружный слуховой поход заканчивается барабанной перепонкой.
4. Среднее ухо соединено с носоглоткой с помощью слуховой трубы.
5. Слуховые косточки — это рецепторы слухового анализатора.
6. Внутреннее ухо представляет собой системы полостей и канальцев.
7. Полость внутреннего уха заполнена воздухом.
8. Зона слуховой чувствительности расположена в височной доле коры больших полушарий.
9. В слуховом анализаторе различают отделы: наружное, среднее и внутреннее ухо.
10. Постоянные громкие шумы вызывают потерю эластичности барабанной перепонки.
Ответы: 1, 2, 3, 4, 6, 8, 10 (Слайд 5)
Физкультминутка
Используя учебный текст, видеофрагмент и рисунок, учащиеся заполняют таблицу.
(Слайд 6-9)
Орган слуха |
Строение |
Функции |
Наружное ухо |
|
|
Среднее ухо |
|
|
Внутреннее ухо |
|
|
Этап 2
Цель. Создать условия для осознания значимости органа слуха в познании окружающего мира и необходимости знаний правил гигиены слуха.
Учитель предлагает закончить предложение и обосновать свой выбор.
Гигиена слуха
1. В холодную погоду следует ……, чтобы …..
2. Ежедневно мыть уши теплой водой, чтобы….
3. Не использовать для чистки ушей булавки, карандаши, шпильки, чтобы …
4. Не слушать громкую музыку, потому что …
Учитель предлагает определить, что изображено на фотографии. (Слайд 10-12)
Учащиеся высказывают свое мнение. Учитель рассказывает о копушечках.
Рассказ учителя
В Древнем Новгороде каждый уважающий себя человек, помимо гребешка, подвешенного к поясу, должен был иметь и специальную палочку для туалета слуховых проходов. Обычно палочки эти изготовлялись из дерева. «Копушками» прочищали наружные слуховые проходы от ушной серы. Серные железы, вырабатывающие особый секрет светло-коричневого цвета, постепенно загустевающий и приобретающий все более темный оттенок. Секрет серных желез обладает сильным антибактериальным действием. Они служат для защиты слуховых проходов от попадания пыли и других инородных частиц. Нет необходимости чистить уши ватными палочками. Достаточно периодически промывать мылом и теплой водой преддверия слуховых проходов. Однако и сейчас встречаются любители чистить уши самыми неподходящими для этой цели предметами – спичками, вязальными спицами и даже шариковыми стержнями. Это приводит к травмированию кожи слуховых проходов, попаданию туда инфекции и возникновению воспаления. Да и само по себе постоянное механическое раздражение ведет к усилению функций серных желез и повышенной выработке серы.Сера может скапливаться в огромных количествах и даже полностью закрывать слуховой проход, образуя серную пробку, что приводит к снижению слуха. Тогда врачи-отоларингологи вынуждены удалять серные пробки, чтобы вернуть больному слух. Чаще всего их вымывают сильной струей воды, подаваемой в слуховой проход из специального шприца Жане. Этот устрашающего размера шприц нередко фигурирует в кинокомедиях(«Кавказская пленница», просмотр фрагмента). (Слайд 13)
А человека, который чрезмерно увлекался чисткой своих ушей, позабыв про все остальные дела, называли копушей. В дальнейшем так стали в насмешку обзывать всех, кто непомерно много внимания уделяет второстепенным, мелочным занятиям в ущерб главному.
Учитель предлагает к просмотру фрагмент фильма «Гамлет» (рассказ тени отца Гамлета об отравлении соком белены). (Слайд 14).
Прав или не прав с точки зрения врача был В.Шекспир, описывая сцену отравления Клавдием отца Гамлета? Могло ли быть так в действительности? Сок белены не мог попасть в барабанную полость, потому что барабанная перепонка надежно защищает среднее ухо от пыли, воды, микроорганизмов. У отца Гамлета в барабанной перепонке было отверстие, через которое и попали в среднее ухо яд. К образованию большого отверстия в барабанной перепонке приводят воспаления среднего уха, вызванные корью и скарлатиной. Следовательно, и датский король болел в детстве корью или скарлатиной, осложнившейся воспалением среднего уха с образованием отверстия, что и сделало возможной его трагическую смерть от яда. В наше время разработана пластика барабанной перепонки. На отверстие накладывают заплату. Она должна быть достаточно тонкой, прочной и в то же время хорошо приживаться. С этой целью используют или кусочки собственных тканей организма, или заплатки из искусственных материалов. Такие операции позволяют восстановить целостность барабанной перепонки, повысить слух, уберечь среднее ухо от попадания чужеродных агентов.
Рефлексия
Цель. Организовать работу по закреплению основных понятий урока.
Используя конструктор (таблички с названием частей слухового анализатора), учащиеся составляют цепочку прохождения звука.
Домашнее задание
Цель. Содействовать развитию потребности поиска информации в дополнительных источниках.
Учитель проводит инструктаж по выполнению домашнего задания. (Слайд 15)
§ 58, изучить, по желанию – подготовить презентацию
Литература и ресурсы
- Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. – Спб: Альянс Дельта, 2003.
- Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. – 2-е издание. – Спб: Альянс Дельта совм. С издательством «Речь», 2003.
- Мащенко М.В., Борисов О.Л. Биология: Учебное пособие для 9 класса. – Минск: Народная асвета, 2011.
- Никишов А.И., Рохлов В.С. Дидактический материал по анатомии. – Москва: «РАУБ» «Топикал», 1995.
- Художественный фильм «Гамлет», реж. И.Шапиро, «Ленфильм», 1964.
- Художественный фильм «кавказская пленница», реж. Л.Гайдай, «Мосфильм», 1966.