"Люди вместе могут совершить то, чего не в силах сделать в одиночку;
единение умов и рук, сосредоточение их сил может стать почти всемогущим".
(Д.Уэбстер)
Вся наша жизнь очень тесно связана с природой. Природа – дает нам воздух, воду, кормит и одевает нас, создает условия для существования. Мы дышим чистым воздухом, хотим пить чистую воду, потому что они нам жизненно необходимы. Солнце греет нашу планету, без воды человек не может долго прожить, а без воздуха не выдержит и пяти минут. Кроме того природа кормит и одевает нас. Человек берет от природы воду пищу, одежду. Ест продукты растительного и животного происхождения. Пьет чистую воду из водоемов, мы используем для одежды такие природные материалы как: лен, хлопок, шелк. От природы мы получаем вдохновение. Человек, находящийся на природе, чувствует спокойствие и умиротворение. Ведь человек и природа – это единое целое.
Наравне с прекрасными дарами природы встречаются и отрицательные изменения, всяческие катастрофы: извержения вулканов, землетрясения, цунами, наводнения и ещё много других бедствий. Это говорит о том, что природе надоели необдуманные поступки людей. Исчезают многие виды растений и животных, и человек использует эту добычу неправильно.
На основании Указа Президента РФ Владимира Путина 2017 год был объявлен Годом экологии в России. Главная задача – улучшить общую экологическую картину в стране. Важным результатом должно стать изменение отношения граждан, чиновников и предпринимателей к проблемам природы и экологии на более сознательное и ответственное.
Какими же стали главные тренды года экологии? Среди приоритетных задач государства и бизнеса – урегулирование обращений с отходами, ликвидация нелегальных свалок, переоснащение крупных производств и внедрение в стране «зелёных» технологий, а также использование возобновляемой системой энергоснабжения и раздельной утилизацией отходов.
Взяв класс, каждый классный руководитель задумывается над планированием работы с классом. Мало запланировать и провести мероприятия, преследующие ту или иную цель. Необходимо продумать программу работы. Уже 26 год, как я живу своей работой, своими воспитанниками, родителями учеников, являясь классным руководителем. За это время у меня были выпуски, которых в итоге объединяло всегда одно – это сплочённость, единство и творчество. За эти годы у меня выработалась своя методика воспитательной работы.
Формирование гражданско-полезно-значимой личности является в моей работе, как педагога и воспитателя, главной движущей силой. Я являюсь носителем и исполнителем единой педагогической концепции нашего образования. Эта установка является важнейшей задачей в моей работе. Формирование гражданской позиции у моих учащихся я осуществляю в учебной деятельности в рамках учебных предметов география, краеведение и экология, а также во внешкольной общественно-полезной деятельности.
Для большинства учащихся моего класса главная цель – улучшать окружающую жизнь, бороться с недостатками в ней, сохранять природу и историю Родины. С этой целью сверяет свою жизнь и поступки каждый ученик класса. Учащиеся ценят знания, они умеют их добиваться и давать оценку событиям, отношениям, людям. Инновацией моей педагогической деятельности является включение социального опыта и социальных знаний в мою педагогическую деятельность и использование современных педагогических технологий для формирования гражданской идентичности.
Совместные акции по защите природы региона позволяют учащимся создавать коллективные проекты по улучшению состояния окружающей среды.
Первые исследовательские проекты были посвящены темам изучения природы, а затем уже населения, экономики и экологии родного края.
Лучшими проектами в этом направлении считаю усилия всех учащихся по созданию проектов в ходе совместно проводимых значимых мероприятиях школы и микрорайона, например, «Мой уютный школьный двор», «Земля у нас одна», «Кто, если не мы», (благоустройство территории школьного двора, микрорайона), «Помоги птицам зимой», «День журавля» «День сурка» (экологические акции в защиту сурков, журавлей, зимующих птиц).
В это время важно помочь подросткам работать над удержанием целей, планированием долгосрочной деятельности, умением осмысливать её результаты и отслеживать «своё» в быстро меняющейся среде. Чем больше собственный вклад ребёнка в замысел и реализацию проектной жизни, тем осмысленнее и ответственнее становится поведение самого подростка. Знания, полученные в ходе исследовательской деятельности самими учащимися, нередко становятся сильным стимулом к дальнейшему самообразованию, к выбору профессии.
Благодаря сотрудничеству с областными организациями - СДЮТиЭ, Экоцентром, ДЭБЦ вовлекаю учащихся в конкурсы разного уровня.
Ежегодно мои ученики принимают участие, занимая призовые места, в научно-практических конференциях исследовательских работ «Первые шаги в науку»; в Слётах активистов экологического движения в ДЭБЦ.
Так, в рамках Дней защиты Земли от экологической опасности ученики моего класса выступали с проектами по проблемам сохранения Земли как планеты, а более младшие школьники подготовили рисунки – листовки с призывами защитить Землю от бедствий и разрушений. А на городском Слёте активистов экологического движения грамотами награждены: Умнов Дмитрий – за занятое 1-е место; Цуканова Дарья – за занятое 2-е место; Узякова Диана – за занятое 3-е место в конкурсе творческих работ «Природа вокруг нас».
Мои воспитанники подготовили и успешно защитили немало интересных и оригинальных работ. Проекты были удачно представлены на конкурсах различного уровня и заняли призовые места:
По итогам городской экологической операции «Живая ель» победителем в номинации «Лучший творческий проект «Защитим ель» признан Шарков Артём. Он награждён грамотой Министерства образования Ульяновской области. Королёва Мария стала лауреатом данного конкурса.
В рамках областного конкурса инновационных проектов детей и юношества «Новое поколение» Кедяркина Наталья, Евтушевская Екатерина и Филина Валерия достойно выступили со своими проектами, став победителями в номинациях: «Человек – живая природа». За научные, творческие способности и исследовательский интерес им были вручены сертификаты и приглашения на учёбу в перспективный ВУЗ нашего города – в УлГУ. Тезисы выступлений учащихся опубликованы в сборнике научных статей «Творчество и гармонизация личности».
По результатам областной научно-практической школьно-студенческой конференции «Ноосфера» Благодарственное письмо Деканата и Учёного Совета естественно-географического факультета УлГПУ вручено Филиной Валерии и Антоновой Дарьи.
Жизнь класса никогда не прерывается. Завершается одно дело, а уже новое ждет своих организаторов и участников. Класс учится действовать самостоятельно. Планировать, что и как делать. Все собираются вместе и оценивают, что было хорошо, что плохо, что нужно исправить в будущем. Действует не только актив, но и каждый ученик.
С удовольствием мой класс принял участие в городских конкурсах «Птицы на кормушке» - 1 место занял Диков Антон, «Зимующие птицы» - 2 место заняла Жигалина Валерия.
Ежегодно юные исследователи моего класса принимают участие в научно-практических конференциях детских исследовательских работ « Первые шаги в науку», проводимые на базе Детского Эколого-биологического Центра. На конференциях были представлены экологические проекты и первые научные работы участников по номинациям: биология, экология, ботаника, зоология и география. По итогам конференций участникам были вручены благодарственные письма и сборники докладов с тезисами исследовательских работ, представленных на данном мероприятии.
У класса есть одно или несколько дел, которые приносят по-настоящему большую пользу людям – младшим, взрослым, стране. Ребята не могут обходиться без такой работы. Ребята умеют работать над собой – воспитывать в себе волю и принципиальность, трудолюбие и ответственность.
Одним из главных результатов своей работы считаем тот факт, что с выводами проведенных исследований были ознакомлены не только ученики школы, родители, но и большинство населения микрорайона Верхняя терраса.
Так, в областной экологической операции «День журавля», объявленной Министерством образования Ульяновской области и областным детским экологическим центром, принимали участие все учащиеся класса. В рамках проведения Операции с обучающимися класса были подготовлены и проведены ряд мероприятий, призванные привлечь внимание общественности к проблемам сохранения журавлей и их местообитаний. Школьники подготовили проекты, провели заседания за круглым столом, подготовили прайс листы в защиту журавлей и вручили их жителям микрорайона. Примером для своих детей и внуков были и родители, и бабушки, все те, кто откликнулся на призыв принять участие в этой акции.
По результатам данной операции дипломом Министерства образования Ульяновской области за 1-е место в номинации «Журавлиный праздник» награждён коллектив обучающиеся нашей школы.
«Кто не любит природы, тот не любит человека, тот не гражданин». (Фёдор Достоевский)
Ученики вносят свой вклад в жизнь сообщества, собирая данные, заботясь об окружающей среде, выполняя общественные работы - в ходе этого они с новой точки зрения смотрят на события общественной жизни.
Мои воспитанники внести свой посильный вклад в сохранении чистоты окружающей среды в нашем городе Ульяновске. Они с радостью приняли участие в эко-акции «Сделаем вместе», совместно создали группу вКонтакте (https://vk.com/club146400727) для привлечения к проблеме загрязнения окружающей среды и стали эколидерами Заволжского района.
Среди проведённых мероприятий хочу отметить участие класса в экологическом десанте по уборке пришкольного участка, близлежащего сквера, «Парка имени Ф.Ф.Ушакова», «Парка им. 40-летия ВЛКСМ».
Силами десанта была очищена территория парков от сухостоя, стекла, пластика, покрышек и другого мусора. После этого в парках стало приятно гулять, заниматься спортом и проводить свободное время, наслаждаясь природой.
Ребята с радостью откликнулись и на организацию и проведение «Экологического брейн-ринга» для более младших школьников, проведение занятий «Свобода от отходов» в рамках внеурочной деятельности.
В наших стремлениях и участии в экологической акции «Сделаем вместе!» нас поддержал депутат Ульяновской Городской Думы Денис Владимирович Хлыстун. Он встретился с учениками школы и провёл беседу, в которой рассказал об экологических проблемах, важности сохранении природы и направил ребят на дальнейшее правильное поведение и отношение к окружающей среде.
В ходе проведения экологических акций и создания совместных проектов отношения одноклассников друг к другу изменяются к лучшему. Появляется замечательное чувство: Мы – успешны, когда мы - вместе! Созданные ценности помогают другим достичь успеха. Каждый ученик ощущает значимость своего вклада в общее дело, каждый получает частичку общего успеха!
Все вместе мы обязательно сохраним гармонию между человеком и природой, сохраним нашу планету, несмотря на то, где бы мы ни жили не только в наше время, но и для будущих поколений.
Участие в совместных организованных экологических акциях и качественный результат приносит успех как отдельно каждому ученику, так и успех, и радость всему классному коллективу. Именно в этом плане сотрудничество учителя и его учеников выступает как главное средство не только обучения, но и воспитания подрастающего поколения.
Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим, по мере наших сил.
Н. Заболоцкий