Экономическое развитие России в конце XIX — начале XX вв.

Разделы: История и обществознание


Класс: 11 «А»

Учебник: Киселев А.Ф., Попов В.П. История России. ХХ — начало XXI века. 11 класс. Базовый уровень. Учебник. – М.: Дрофа, 2011.

Программа: Киселев А.Ф. Методическое пособие к учебникам «История. История России. Базовый уровень». 10—11 кл. / А.Ф. Киселев, В.П. Попов, А.В. Митрофанова. — М.: Дрофа, 2013.

Тема урока: Экономическое развитие России в конце XIX — начале XX в. § 2.

Тип урока: открытия нового знания.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, карта «Россия в XIX - начале XX вв.», карточки с заданиями.

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений обучающихся, для которых проектируется урок: В классе обучается 9 человек, из них 3 юношей и 6 девушек. Обучающиеся владеют 2 предметным уровнем, могут воспроизвести изученный материал, устанавливать причинно-следственные связи под руководством учителя, могут работать по инструкции, алгоритму.

Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:

Деятельностная цель: формирование умений самостоятельно осуществлять различные виды учебной деятельности: изучение историческ.

Содержательная цель: формирование представления об особенностях экономического развития Российской империи в конце XIX - начале XX вв, связанных со спецификой российской модернизации.

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения

Предметные

Давать характеристику экономического развития России в начале XX века; используя текст учебника и историческую карту; уметь сравнивать экономическое положение России с экономикой других стран; характеризовать деятельность С.Ю. Витте; объяснять смысл понятий: синдикат, банк, иностранный капитал; показать связь между протекционистской политикой государства и экономическим подъёмом конца 90-х гг.XIX – начала XX вв.; познакомить с процессом монополизации промышленности в России; понимать место и роль России в мировом промышленном производстве; анализировать информацию из исторических источников, составлять схемы, читать историческую карту.

2-й уровень

Регулятивные

Целеполагание на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что еще неизвестно; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать средства достижения цели  из предложенных, а также искать их самостоятельно.

2-й уровень

Познавательные

Извлекать необходимую информацию из различных источников; давать определение понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; систематизировать историческую информацию, представленную в различных знаковых системах (статистических таблицах)

2-й уровень

Коммуникативные

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом); в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы; учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его; понимать позицию другого, различать в его речи мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций; оценивать свои учебные достижения, поведение; определять собственное отношение к историческим явлениям, формулировать свою точку зрения.

2-й уровень

Личностные

Способствовать  саморазвитию и личностному самоопределению учащихся, их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

2-й уровень

Технологическая карта урока

  • Презентация
  • Приложение 1
  • Приложение 2
  • Приложение 3
  • Приложение 4
  • Приложение 4_1
  • Литература

    1. Учебник: Киселев А.Ф., Попов В.П. История России. ХХ — начало XXI века. 11 класс. Базовый уровень. Учебник. – М.: Дрофа, 2011.
    2. Программа: Киселев А.Ф. Методическое пособие к учебникам «История. История России. Базовый уровень». 10—11 кл. / А.Ф. Киселев, В.П. Попов, А.В. Митрофанова. — М.: Дрофа, 2013.
    3. Анфимов А.М. Царствование императора Николая II в цифрах и фактах. - «Отечественная история», 1994. № 3. — С. 58—76.
    4. Анфимов А.М., Корелин А.П. Россия. 1913 год: Статистико-документальный справочник. – СпБ.: «Русско-Балтийский информационный центр «БЛИЦ»; 1995.
    5. Тери Э. Экономическое преобразование России.- М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2008.

    Интернет-ресурсы

    1. https://www.youtube.com/watch?v=kLTmEZZHyZM&t=32s – Документальные фильмы - Золотой стандартрафа Витте. Телеканал «365 дней».
    2. https://ru.wikipedia.org/ - Википедия: свободная энциклопедия.
    3. http://files.school-collection.edu.ru
    4. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c08c2f4d-9419-0f3d-f5e2-6aa646118795/1010472A.htm - Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов
    5.  his.1sept.ru – сайт журнала «История» ИД «1 сентября»