Моделирование языковых единиц «Азбуки» в УМК «Перспективная начальная школа»

Разделы: Начальная школа, Мастер-класс


«Систематичность упражнений –
есть первая и главная основа их успеха….»

К.Д.Ушинский

Презентация.

Слайд. В период обучения грамоте начинается знакомство с моделированием, когда детям даются первые представления о речи (устной и письменной).

Моделирование языковых единиц «Азбуки» представлена как система упражнений.

В азбуке много вводится различных символов, знаков, необходимых для моделирования единиц русского языка. При этом используется особая система моделирования, позволяющая на разных уровнях абстракции графически представлять языковые единицы и передавать системные отношения между ними.

Слайд. Какие же модели представлены в Азбуке?

  • Текст
  • Устное высказывание
  • Предложение
  • Значащее слово
  • Слово-помощник
  • Звуковая схема слова
  • Звукобуквенная схема слова
  • Слоги
  • Слова, составляющие предложение

Слайд. Так, например, текст представляется в виде домика, в котором «живут» предложения, объединенные общей крышей — заголовком и т.д.). Уже в подготовительный период благодаря моделированию происходит знакомство с текстом, изучаются небуквенные графические средства: знаки препинания в конце предложения.

Слайд. Например, Дом, в котором живёт текст. Заселим текст в домик.

Слайд. С первых страниц Азбуки дети знакомятся с особенностями устной речи, учатся выделять из предложений отдельные слова, использовать знаки- символы способ обозначения слов предметов, признаков и слов-действий предметов, а также слов-помощников. Работая с моделями слов, дети делают вывод, как устроено слово, сравнивают слова по звучанию и значению. Одна и та же модель используется для обозначения множества слов.

Слайд. Учащиеся знакомятся с членением речи на предложения, предложения на слова с использованием графических схем. правильно согласовывать слова в предложении, создавать свои высказывания на основе иллюстраций, моделировать предложения, обозначать отдельные слова в предложении.

Схемы используются с целью включения каждого ученика в активную деятельность, доведения материала по изученной теме до полного понимания. Учащиеся начинают моделировать предложение, ещё не умея писать. Хорошо, что каждый ученик имеет индивидуальный набор из полосок цветной бумаги  или цветного картона для составления моделей предложения. (Раздать конверты) Сравнительный анализ предложений.

Слайд. При знакомстве с каждым звуком дети получают как бы двойную опору для восприятия: слуховую и зрительную, причем такую зрительную, которая в отличие от буквы легко и быстро запоминается, помогает моментально воспроизвести звук и, следовательно, значительно облегчает овладение звуковым анализом.

Слайд. Чтобы научить детей делать звукобуквенный анализ слов, необходимо сформировать у учащихся чёткое представление о гласных, согласных твёрдых и мягких звуках. Даётся план анализа звука.

Для моделирования звуков надо научить детей выделять из слогов и слов твёрдые и мягкие согласные. Обучение в игровой форме вызывает у детей значительный интерес.

Слайд фотосессия. Для успешного обучения необходимо многократное и разнообразное использование моделирования на разных этапах работы над понятиями, а также   усвоение учащимися условной знаковой системы. Практически на каждом уроке первоклассники выполняют задания, которые требуют умения моделировать для решения познавательных и практических задач.

Но поскольку все эти задания даются в разнообразной игровой форме, первоклассники выполняют их с удовольствием. Это делает процесс обучения интересным и увлекательным для детей, обеспечивая при этом и мягкую адаптацию к школьному обучению.

Таким образом, подведём итог.

Слайд. Моделирование выступает как средство наглядного представления объектов и закономерностей изучаемого материала. Применение схем, моделей позволяет учащимся лучше представить учебный материал. Целенаправленная работа по обучению детей моделированию строится на протяжении всего периода обучения грамоте и является хорошим фундаментом дальнейшего обучения и необходимым элементом учебного действия. Сознательное введение в учебный процесс моделирования сближает его с процессом научного познания, подготавливает школьников к самостоятельному решению возникающих перед ним проблем, к самостоятельному добыванию знаний.

Уважаемые коллеги! Не теряйте интереса к своей работе!

Слайд. Идите на работу с радостью, выходите с приятной усталостью. 

Литература

  1. Агаркова Н.Г., Азбука. Обучение грамоте и чтению [Текст]: 1 кл.: Методическое пособие/ Н.Г.Агаркова, Ю.А.Агарков. — М.: Академкнига/ Учебник, 2012. — 208 с.