ЦЕЛЬ: Закрепление знаний о спряжении глаголов прошедшего времени; закрепление знаний о предложении; развивать умение составлять рассказ; прививать бережное отношение к природе.
ОБОРУДОВАНИЕ: портрет Паустовского, книги с его рассказами.
ХОД УРОКА
1. Чистописание
- Пппп па пе пл пя оп ап опо
- профессия, писатель
2. Индивидуальная работа у доски.
а) проспрягать глагол “беречь” в настоящем времени;
б) разобрать предложение, из какого произведения оно:
“Родник родит речку, а река льется – течет через всю нашу родину, кормит народ”.
в) сделать морфологический разбор глагола “замерзает”.
3. Работа над чистописанием. Что знаете об этой букве?
- Что можно сказать об этих двух словах ?
- ( профессия и писатель)
- Что объединяет эти слова и в чем их различие?
- Кто вспомнит фамилию писателя, начинающуюся на букву “П”, рассказы которого мы читали на уроках чтения? (Паустовский)
- Какие рассказы этого писателя вы помните? О чем его рассказы?
Запишем предложение:
Паустовский писал рассказы о природе.
- Найдите в предложении слово, которое имеет какую-то связь с одним из слов: “профессия”, “писатель”. (Слова «писал» и «писатель» однокоренные).
- Какая часть речи образовалась? (Глагол)
- Как вы думаете, какая будет сегодня тема урока?
(Ответы учащихся).
- Сегодня будем говорить о глаголах прошедшего времени.
- Что нужно помнить о глаголах прошедшего времени? (Глаголы изменяются по числам и родам, а по лицам не изменяются).
4. Проверка работ у доски
На доске запись
В с.ду п.селилась ос.нь, но листья нашей б.резы .ставались з.леными и ж.выми.
- В каком произведении встречалось это предложение? (В рассказе «Подарок»)
Запишите предложение, найдите грамматическую основу, над глаголами надписать, все, что мы о них знаем.
Проверка работы.
5. Игра “Найти глагол прошедшего времени”
Чтение учителем отрывка из рассказа Паустовского “Родник в мелколесье”.
Если учащиеся услышат глагол прошедшего времени, хлопать в ладоши.
6. Текст на доске:
Как-то ночью (______) первый заморозок.
Он (______) холодом на стекло, (_______) зернистым инеем крыши, (______) под ногами.
- Что пропущено в тексте? (Глаголы.) Подберите глаголы прошедшего времени. Паустовский в рассказе “Подарок” подобрал следующие глаголы: пришел, надышал, посыпал, захрустел.
- Запишите текст с этими глаголами и разберите второе предложение по членам предложения.
Проверка.
Вспомните, какие рассказы Паустовского еще читали, напишите несколько предложений об этом, используйте глаголы прошедшего времени.
Проверка.
7. Итог урока
О чем говорили на уроке, что должны запомнить?
8. Домашнее задание
Проверить свой рассказ и надписать над глаголами прошедшего времени число, род.