Урок русского языка по теме "Изменение глаголов прошедшего времени". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


ЦЕЛЬ: Закрепление знаний о спряжении глаголов прошедшего времени; закрепление знаний о предложении; развивать умение составлять рассказ; прививать бережное отношение к природе.

ОБОРУДОВАНИЕ: портрет Паустовского, книги с его рассказами.

ХОД УРОКА

1. Чистописание

  •  Пппп па пе пл пя оп ап опо
  •  профессия, писатель

2. Индивидуальная работа у доски.

а) проспрягать глагол “беречь” в настоящем времени;

б) разобрать предложение, из какого произведения оно:

“Родник родит речку, а река льется – течет через всю нашу родину, кормит народ”.

в) сделать морфологический разбор глагола “замерзает”.

3. Работа над чистописанием. Что знаете об этой букве?

  • Что можно сказать об этих двух словах ?
  •  ( профессия и писатель)
  • Что объединяет эти слова и в чем их различие?
  • Кто вспомнит фамилию писателя, начинающуюся на букву “П”, рассказы которого мы читали на уроках чтения? (Паустовский)
  • Какие рассказы этого писателя вы помните? О чем его рассказы?

Запишем предложение:

Паустовский писал рассказы о природе.

- Найдите в предложении слово, которое имеет какую-то связь с одним из слов: “профессия”, “писатель”. (Слова «писал» и «писатель» однокоренные).

- Какая часть речи образовалась? (Глагол)

- Как вы думаете, какая будет сегодня тема урока?

(Ответы учащихся).

- Сегодня будем говорить о глаголах прошедшего времени.

- Что нужно помнить о глаголах прошедшего времени? (Глаголы изменяются по числам и родам, а по лицам не изменяются).

4. Проверка работ у доски

На доске запись

В с.ду п.селилась ос.нь, но листья нашей б.резы .ставались з.леными и ж.выми.

- В каком произведении встречалось это предложение? (В рассказе «Подарок»)

Запишите предложение, найдите грамматическую основу, над глаголами надписать, все, что мы о них знаем.

Проверка работы.

5. Игра “Найти глагол прошедшего времени”

Чтение учителем отрывка из рассказа Паустовского “Родник в мелколесье”.

Если учащиеся услышат глагол прошедшего времени, хлопать в ладоши.

6. Текст на доске:

Как-то ночью (______) первый заморозок.

Он (______) холодом на стекло, (_______) зернистым инеем крыши, (______) под ногами.

- Что пропущено в тексте? (Глаголы.) Подберите глаголы прошедшего времени. Паустовский в рассказе “Подарок” подобрал следующие глаголы: пришел, надышал, посыпал, захрустел.

- Запишите текст с этими глаголами и разберите второе предложение по членам предложения.

Проверка.

Вспомните, какие рассказы Паустовского еще читали, напишите несколько предложений об этом, используйте глаголы прошедшего времени.

Проверка.

7. Итог урока

О чем говорили на уроке, что должны запомнить?

8. Домашнее задание

Проверить свой рассказ и надписать над глаголами прошедшего времени число, род.