Методическая разработка урока информатики на тему "Прикладная среда табличного процессора Excel. Встроенные функции". 9-й класс

Разделы: Информатика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 9

Ключевые слова: Microsoft Excel, электронные таблицы, Excel, встроенные функции, математические функции, статистические функции


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Цели урока:

  • закрепление умений по теме «Использование в формулах относительных, абсолютных и смешанных ссылок»;
  • формирование понятия «встроенная функция»;
  • изучение и практическое использование в формулах встроенных функций.

Опорные понятия:

  • ссылка
  • формула
  • функция

Новые понятия:

  • встроенные функции

Тип урока

  • комбинированный

Планируемые образовательные результаты:

  • предметные — навыки создания электронных таблиц, выполнения в них расчетов по вводимым пользователем и встроенным формулам; научиться проводить обработку большого массива данных с использованием встроенных средств электронной таблицы;
  • метапредметные — общеучебные и общекультурные навыки работы с информацией; проводить обработку числовых данных с помощью электронных таблиц;
  • личностные — представление о сферах применения электронных таблиц в различных сферах деятельности человека.

Решаемые учебные задачи:

  • знакомство с наиболее часто используемыми встроенными функциями;
  • рассмотрение практических примеров использования в формулах встроенных функций.

Средства ИКТ, используемые на уроке:

  • персональный компьютер (ПК) учителя, интерактивная доска, мультимедийный проектор;
  • ПК учащихся.

Электронные приложения к уроку:

  • презентация «Прикладная среда табличного процессора Excel. Встроенные функции» (приложение 1);
  • тест «Использование в формулах  относительных, абсолютных и смешанных  ссылок» - https://goo.gl/forms/GHVQaCfMfRGngtvX2;
  • практическая работа «Встроенные функции» (приложение 2);
  • технологическая карта урока (приложение 3).

 

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие обучающихся, проверка присутствующих, их готовности к уроку.

II. Актуализация знаний.

Фронтальный опрос.

Вопросы на повторение ранее изученного материала:

1. Перечислите основные объекты электронной таблицы.

2. Какие типы данных можно хранить в ячейках электронной таблицы?

3. Назовите правило  ввода формул.

4. Назовите тему, с которой мы познакомились на прошлом занятии.

5. Что такое ссылка? Перечислите виды ссылок.

6. Как изменяются  ссылки при копировании?

Проверочная работа по теме «Использование в формулах относительных, абсолютных и смешанных ссылок» - тест в режиме онлайн https://goo.gl/forms/GHVQaCfMfRGngtvX2

III. Целеполагание, мотивация к учебной деятельности.

Учитель. При составлении несложных формул, с небольшим количеством ссылок, например, где требуется сложить два - три числа, у пользователей не возникает трудностей при выполнении расчетов. А как быть в ситуации, когда электронная таблица состоит из сотен или тысяч строк? Например, нам требуется сложить 10 чисел и больше. Какие способы выполнения вычислений можно предложить?

Способ 1. Составить длинную формулу, в которой вручную перечислить все ячейки с числами. Например,

=A1+A2+A3+A4+A5+A6+A7+A8+A9+A10+…

Способ 2. Вместо длинной формулы

=A1+A2+A3+A4+A5+A6+A7+A8+A9+A10+…

можно использовать эквивалентную ей формулу =СУММ(A1:С10).

Таким образом,  мы использовали функцию СУММ() – встроенную функцию табличного процессора Excel, что позволило сделать формулу более компактной, простой и понятной.

Как вы считаете, в табличном процессоре  Excel существует возможность работы с другими функциями, кроме СУММ()? Если да, то, какие, на ваш взгляд, это могут быть функции? (Ответы обучающихся)

Предлагаю сегодня на уроке исследовать возможности использования в  табличном процессоре  Excel  встроенных функций. Сформулируйте тему урока. (Ответы обучающихся)

Запишите в тетрадь тему урока «Прикладная среда табличного процессора Excel. Встроенные функции».

IV. Открытие  нового знания.

Учитель. На сегодняшний день табличный процессор Excel является самой мощной программой, которая используется в различных сферах деятельности человека: в бухгалтерии, экономике, статистике - для выполнения различных расчетов, т.е. там, где необходима обработка больших массивов числовых данных.

Для облегчения расчетов в табличном процессоре Excel используют встроенные функции.

В большинстве случаев использование функций в формулах позволяет не только упростить саму формулу, но и выполнять такие вычисления, которые осуществить по-другому, без функций, просто невозможно.

Предлагаю вам самостоятельно познакомиться с понятием и видами функций в табличном процессоре Excel. Учебник-практикум: стр. 157-159.

В тетради запишите ответы на следующие вопросы:

    • Что такое функция в электронных таблицах и аргумент?
    • Какие бывают виды функций?
    • В чем заключаются правила использования функций в формулах?
    • Примеры формул с использованием функций.

Учитель. Самыми распространенными видами встроенных функций являются математические, статистические, логические. Сегодня на уроке мы познакомимся с  математическими и статистическими. Логические функции будут необходимы тем, кто сдает экзамен по информатике для решения задания № 19 – задания высокого уровня сложности.

Полный список встроенных функций Excel можно вызвать различными способами:

1) нажать на значок f(x) около строки формул;

2) выбрать пункт меню Формулы.

Основные встроенные функции, с которыми мы познакомимся сегодня на уроке:

  1. Среднее. Вызывает функцию =СРЗНАЧ(), с помощью которой можно подсчитать арифметическое среднее диапазона ячеек (просуммировать все данные, а затем разделить на их количество).
  2. Число. Вызывает функцию =СЧЕТ(), которая определяет количество ячеек в выделенном диапазоне.
  3. Максимум. Вызывает функцию =МАКС(), с помощью которой можно определить самое большое число в выделенном диапазоне.
  4. Минимум. Вызывает функцию =МИН() для поиска самого маленького значения в выделенном диапазоне.

Правила ввода функций:

1. Выделить ячейку, в которой будет введена формула с использованием встроенной функции, например, G14. Нажать на кнопку f(x).

Рисунок 1

2. В диалоговом окне Мастер функций выбрать функцию из списка.

Рисунок 2

В диалоговом окне Аргументы функции ввести диапазон исходных данных. Нажать кнопку ОК.

Рисунок 3

Диалоговое окно позволяет упростить создание формул и свести к минимуму количество опечаток и синтаксических ошибок. При вводе функции в формулу диалоговое окно отображает имя функции, все её аргументы, описание функции и каждого из аргументов, текущий результат функции и всей формулы.

Результат вычисления отображается в ячейке G14.

Рисунок 4

V. Закрепление нового материала.

(Работа на интерактивной доске.)

Используя встроенные функции, составим формулы для определения:

1) среднего балла по всем предметам в классе;

2) минимального и максимального балла по каждому предмету;

3) количества оценок по всем предметам в классе.

Таблица «Успеваемость».

Рисунок 5

Практическая работа.

  • Открой файл Встроенные функции_задание (приложение 2)
  • На листе «Перевозки» <Рисунок 6> выполни задание: в ячейках, выделенных цветом, составь формулы для выполнения расчетов.

VI. Рефлексия учебной деятельности.

Продолжи предложения:

  • Встроенные функции – это …
  • Аргумент – это …
  • Функция СУММ() предназначена для …
  • Функция СЧЁТ() подсчитывает …
  • Функция СРЗНАЧ() …
  • Функция МИН() …
  • Функция  МАКС() …

На шкале отметьте высказывание, с которым вы согласны.

VII. Домашнее задание.

Скачай и открой файл Встроенные функции_задание (приложение 2)

На листах «Погода» и «Продукты» выполни задание: в ячейках, выделенных цветом, составь формулы для выполнения расчетов.

Список литературы.

  1. Информатика и ИКТ. 9 класс: учебник / Н.В. Макарова.
  2. Информатика и ИКТ. 9 класс: Практикум / Н.В. Макарова.