Цели урока:
- закрепление умений по теме «Использование в формулах относительных, абсолютных и смешанных ссылок»;
- формирование понятия «встроенная функция»;
- изучение и практическое использование в формулах встроенных функций.
Опорные понятия:
- ссылка
- формула
- функция
Новые понятия:
- встроенные функции
Тип урока
- комбинированный
Планируемые образовательные результаты:
- предметные — навыки создания электронных таблиц, выполнения в них расчетов по вводимым пользователем и встроенным формулам; научиться проводить обработку большого массива данных с использованием встроенных средств электронной таблицы;
- метапредметные — общеучебные и общекультурные навыки работы с информацией; проводить обработку числовых данных с помощью электронных таблиц;
- личностные — представление о сферах применения электронных таблиц в различных сферах деятельности человека.
Решаемые учебные задачи:
- знакомство с наиболее часто используемыми встроенными функциями;
- рассмотрение практических примеров использования в формулах встроенных функций.
Средства ИКТ, используемые на уроке:
- персональный компьютер (ПК) учителя, интерактивная доска, мультимедийный проектор;
- ПК учащихся.
Электронные приложения к уроку:
- презентация «Прикладная среда табличного процессора Excel. Встроенные функции» (приложение 1);
- тест «Использование в формулах относительных, абсолютных и смешанных ссылок» - https://goo.gl/forms/GHVQaCfMfRGngtvX2;
- практическая работа «Встроенные функции» (приложение 2);
- технологическая карта урока (приложение 3).
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие обучающихся, проверка присутствующих, их готовности к уроку.
II. Актуализация знаний.
Фронтальный опрос.
Вопросы на повторение ранее изученного материала:
1. Перечислите основные объекты электронной таблицы.
2. Какие типы данных можно хранить в ячейках электронной таблицы?
3. Назовите правило ввода формул.
4. Назовите тему, с которой мы познакомились на прошлом занятии.
5. Что такое ссылка? Перечислите виды ссылок.
6. Как изменяются ссылки при копировании?
Проверочная работа по теме «Использование в формулах относительных, абсолютных и смешанных ссылок» - тест в режиме онлайн https://goo.gl/forms/GHVQaCfMfRGngtvX2
III. Целеполагание, мотивация к учебной деятельности.
Учитель. При составлении несложных формул, с небольшим количеством ссылок, например, где требуется сложить два - три числа, у пользователей не возникает трудностей при выполнении расчетов. А как быть в ситуации, когда электронная таблица состоит из сотен или тысяч строк? Например, нам требуется сложить 10 чисел и больше. Какие способы выполнения вычислений можно предложить?
Способ 1. Составить длинную формулу, в которой вручную перечислить все ячейки с числами. Например,
=A1+A2+A3+A4+A5+A6+A7+A8+A9+A10+…
Способ 2. Вместо длинной формулы
=A1+A2+A3+A4+A5+A6+A7+A8+A9+A10+…
можно использовать эквивалентную ей формулу =СУММ(A1:С10).
Таким образом, мы использовали функцию СУММ() – встроенную функцию табличного процессора Excel, что позволило сделать формулу более компактной, простой и понятной.
Как вы считаете, в табличном процессоре Excel существует возможность работы с другими функциями, кроме СУММ()? Если да, то, какие, на ваш взгляд, это могут быть функции? (Ответы обучающихся)
Предлагаю сегодня на уроке исследовать возможности использования в табличном процессоре Excel встроенных функций. Сформулируйте тему урока. (Ответы обучающихся)
Запишите в тетрадь тему урока «Прикладная среда табличного процессора Excel. Встроенные функции».
IV. Открытие нового знания.
Учитель. На сегодняшний день табличный процессор Excel является самой мощной программой, которая используется в различных сферах деятельности человека: в бухгалтерии, экономике, статистике - для выполнения различных расчетов, т.е. там, где необходима обработка больших массивов числовых данных.
Для облегчения расчетов в табличном процессоре Excel используют встроенные функции.
В большинстве случаев использование функций в формулах позволяет не только упростить саму формулу, но и выполнять такие вычисления, которые осуществить по-другому, без функций, просто невозможно.
Предлагаю вам самостоятельно познакомиться с понятием и видами функций в табличном процессоре Excel. Учебник-практикум: стр. 157-159.
В тетради запишите ответы на следующие вопросы:
- Что такое функция в электронных таблицах и аргумент?
- Какие бывают виды функций?
- В чем заключаются правила использования функций в формулах?
- Примеры формул с использованием функций.
Учитель. Самыми распространенными видами встроенных функций являются математические, статистические, логические. Сегодня на уроке мы познакомимся с математическими и статистическими. Логические функции будут необходимы тем, кто сдает экзамен по информатике для решения задания № 19 – задания высокого уровня сложности.
Полный список встроенных функций Excel можно вызвать различными способами:
1) нажать на значок f(x) около строки формул;
2) выбрать пункт меню Формулы.
Основные встроенные функции, с которыми мы познакомимся сегодня на уроке:
- Среднее. Вызывает функцию =СРЗНАЧ(), с помощью которой можно подсчитать арифметическое среднее диапазона ячеек (просуммировать все данные, а затем разделить на их количество).
- Число. Вызывает функцию =СЧЕТ(), которая определяет количество ячеек в выделенном диапазоне.
- Максимум. Вызывает функцию =МАКС(), с помощью которой можно определить самое большое число в выделенном диапазоне.
- Минимум. Вызывает функцию =МИН() для поиска самого маленького значения в выделенном диапазоне.
Правила ввода функций:
1. Выделить ячейку, в которой будет введена формула с использованием встроенной функции, например, G14. Нажать на кнопку f(x).
Рисунок 1
2. В диалоговом окне Мастер функций выбрать функцию из списка.
Рисунок 2
В диалоговом окне Аргументы функции ввести диапазон исходных данных. Нажать кнопку ОК.
Рисунок 3
Диалоговое окно позволяет упростить создание формул и свести к минимуму количество опечаток и синтаксических ошибок. При вводе функции в формулу диалоговое окно отображает имя функции, все её аргументы, описание функции и каждого из аргументов, текущий результат функции и всей формулы.
Результат вычисления отображается в ячейке G14.
Рисунок 4
V. Закрепление нового материала.
(Работа на интерактивной доске.)
Используя встроенные функции, составим формулы для определения:
1) среднего балла по всем предметам в классе;
2) минимального и максимального балла по каждому предмету;
3) количества оценок по всем предметам в классе.
Таблица «Успеваемость».
Рисунок 5
Практическая работа.
- Открой файл Встроенные функции_задание (приложение 2)
- На листе «Перевозки» <Рисунок 6> выполни задание: в ячейках, выделенных цветом, составь формулы для выполнения расчетов.
VI. Рефлексия учебной деятельности.
Продолжи предложения:
- Встроенные функции – это …
- Аргумент – это …
- Функция СУММ() предназначена для …
- Функция СЧЁТ() подсчитывает …
- Функция СРЗНАЧ() …
- Функция МИН() …
- Функция МАКС() …
На шкале отметьте высказывание, с которым вы согласны.
VII. Домашнее задание.
Скачай и открой файл Встроенные функции_задание (приложение 2)
На листах «Погода» и «Продукты» выполни задание: в ячейках, выделенных цветом, составь формулы для выполнения расчетов.
Список литературы.
- Информатика и ИКТ. 9 класс: учебник / Н.В. Макарова.
- Информатика и ИКТ. 9 класс: Практикум / Н.В. Макарова.