Проект «Путешествие по сказкам А.С.Пушкина»

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: А.С.Пушкин, сказка, проектная деятельность в ДОУ


Сегодня, как никогда актуальным становится присоединение детей к миру русского языка, его богатству.

Сказка является одним из средств народной мудрости, выраженной в образной, доступной для детей форме. Она приобщает к общечеловеческому и этническому опыту. Помогает ребенку определять хорошие и плохие поступки, отличать добро от зла, сопереживать героям. И в результате этого сопереживания появляются не только новые представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира, но и новое эмоциональное отношение к ним. Образные, яркие выражения, сравнения, «сказочные» языковые средства, способствуют выразительности речи ребенка, а также творчеству детей, повышают степень включенности дошкольника в книжную культуру, мир сказки.

В наш век технического прогресса и духовного обнищания сказка, как и другие ценности традиционной русской культуры, утрачивает свое высокое предназначение. Дети с раннего возраста знают героев мультипликационных фильмов и довольно часто затрудняются назвать персонажей народных сказок. Уходит в прошлое традиция семейного чтения. Проект может помочь родителям осознать ценность сказки, а для детей стать путеводителем в волшебную страну сказки. Как показывает опыт работы в детском саду, многие современные дети мало знают о творчестве русских писателей и поэтов, не умеют слушать и понимать образный язык сказок, эмоционально откликаться на них. У детей слабо развит читательский интерес. Как следствие этого у детей бедный словарный запас, отсутствие в речи образных выражений, слабое развитие эмоций. Родители зачастую недопонимают важность ознакомления детей с русской художественной литературой для развития их эмоциональной сферы.

Проблема: дошкольники очень мало знакомы со сказками А.С.Пушкина, мало знакомы с его стихами и сказкам, не могут распознать их среди других стихотворных произведений, не имеют познаний о героях и сюжетах сказок А.С.Пушкина.

Тип проекта: информационно-познавательный, творческий.

Длительность проекта: долгосрочный.

Сроки реализации: октябрь–май 2019 года.

Участники проекта: педагоги, дети, родители.

Цель проекта: Расширение познаний дошкольников и родителей о сказках Пушкина, через создание условий для активного использования литературного опыта детей в их творческой деятельности.

Задачи:

  • Развивать стремление приобщаться к богатству русского языка через сказки поэта, правильно воспринимать содержание сказок и героев, способствовать развитию таких навыков, как интонация, жесты и мимика.
  • Воспитывать умение слушать и понимать литературные произведения, эмоционально откликаться на них;
  • Развивать элементы творчества, учить использовать прочитанное в других видах деятельности.
  • Закреплять художественные навыки для создания сюжетов по сказкам А.С.Пушкина, поощрять творческие, композиционные и цветовые решения.

Ожидаемый результат:

  • формирование эмоциональной отзывчивости через развитие интереса к творчеству А. С. Пушкина;
  • расширение художественных возможностей детей при изображении героев сказок поэта;
  • повышение активности родителей в совместной творческой деятельности.

Этапы реализации проекта

I этап – подготовительный

  • сбор и систематизация информации, адаптация материала для старших дошкольников;
  • наглядная информация для родителей.
  • оценка предметно-развивающей среды и условий для проведения проекта
  • подготовка разнообразных материалов для художественно-продуктивной деятельности.

II этап – основной

Работа с детьми:

  • Беседы о жизни А.С.Пушкина и его сказках, экскурсия в библиотеку;
  • Ознакомление с иллюстрациями художников к сказкам А.С.Пушкина, просмотр мультфильмов на основе его сказок;»
  • Дидактические игры о стихотворных сказках А.С.Пушкина, творческие игры;
  • Чтение сказок А.С.Пушкина: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о попе и его работнике Балде»; «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»;
  •  Разучивание загадок о героях сказок Пушкина
  • Сюжетное рисование, лоскутная аппликация, создание теневого театра, пластилинография, мозаичные техники, лепка сказочных героев по сказкам А.С.Пушкина;
  • НОД «Сказки Пушкина»; НОД по развитию речи «Пересказываем любимые отрывки из сказок Пушкина»
  • Викторина «Наши любимые сказки Пушкина»
  • Детская выставка художественно-продуктивных работ «Что за прелесть эти сказки».

Мероприятия реализации проекта:

  1. Октябрь – Знакомство детей дошкольных групп со школьной библиотекой. «Дом, где живут книги».
  2. Октябрь – Знакомство с русским поэтом и писателем А.С.Пушкиным. Беседа о жизни и творчестве поэта. Обзор Книжной выставки сказок А.С.Пушкина.
  3. Ноябрь- Знакомство со сказкой А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Теневой театр
  4. Декабрь – Викторина по сказке «Сказка о рыбаке и рыбке».
  5. Январь – Чтение сказки «Сказка о попе и его работнике Балде». Театрализация с куклами БИ-БА-БО
  6. Февраль – «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»;
    - коллаж по мотивам сказки.
  7. Март – «Сказка о золотом петушке». Чтение и обсуждение произведения. Лоскутная аппликация.
  8. Апрель -  рисование в технике Эбру.
  9. Май – «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Конкурс загадок. Мозаичная техника «Свет мой, зеркальце, скажи».
  10. Май Итоговое занятие. Проведение Викторины «Наши любимые сказки», дарение книг.

Взаимодействие с родителями:

  • Беседы: «Развитие интереса детей к чтению сказок Пушкина», «Пушкин известный и неизвестный».
  • Консультации: «Как приобщить дошкольника к чтению сказок дома?», «Узнаем интересное об А.С.Пушкине».

Оснащение развивающей образовательной среды:

  • Обновление уголка книги детскими книгами со сказками Пушкина
    Составление наглядной информации для детей и их родителей о жизни и сказках Пушкина

III  этап. Аналитико-обобщающий

  • Викторина «Наши любимые сказки Пушкина»;
  • Использование результатов творческой продуктивной деятельности дошкольников к произведениям А.С.Пушкина в развивающей среде группы;
  • Анализ и обобщение результатов деятельности, оформление результатов проекта.

Список используемой литературы

  1. Развитие речи в подготовительной группе. Пособие: В.В.Гербова Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016г.
  2. Проектная деятельность старших дошкольников, / сост. В.Н.Журавлева. - Волгоград : Учитель, 2016.
  3. Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи: Методическое пособие. – М.: ТЦ «Сфера», 2015.
  4. Интернет ресурсы:
    1. http://www.babyroomblog.ru/wp/skazki-pushkina-luchsie-illustratori.html
    2. https://skaz-pushkina.ru/ill_0.html
    3. https://photopoint.com.ua/0112479-skazki-s-pushkina-v-illyustraciyakh/