Сегодня, как никогда актуальным становится присоединение детей к миру русского языка, его богатству.
Сказка является одним из средств народной мудрости, выраженной в образной, доступной для детей форме. Она приобщает к общечеловеческому и этническому опыту. Помогает ребенку определять хорошие и плохие поступки, отличать добро от зла, сопереживать героям. И в результате этого сопереживания появляются не только новые представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира, но и новое эмоциональное отношение к ним. Образные, яркие выражения, сравнения, «сказочные» языковые средства, способствуют выразительности речи ребенка, а также творчеству детей, повышают степень включенности дошкольника в книжную культуру, мир сказки.
В наш век технического прогресса и духовного обнищания сказка, как и другие ценности традиционной русской культуры, утрачивает свое высокое предназначение. Дети с раннего возраста знают героев мультипликационных фильмов и довольно часто затрудняются назвать персонажей народных сказок. Уходит в прошлое традиция семейного чтения. Проект может помочь родителям осознать ценность сказки, а для детей стать путеводителем в волшебную страну сказки. Как показывает опыт работы в детском саду, многие современные дети мало знают о творчестве русских писателей и поэтов, не умеют слушать и понимать образный язык сказок, эмоционально откликаться на них. У детей слабо развит читательский интерес. Как следствие этого у детей бедный словарный запас, отсутствие в речи образных выражений, слабое развитие эмоций. Родители зачастую недопонимают важность ознакомления детей с русской художественной литературой для развития их эмоциональной сферы.
Проблема: дошкольники очень мало знакомы со сказками А.С.Пушкина, мало знакомы с его стихами и сказкам, не могут распознать их среди других стихотворных произведений, не имеют познаний о героях и сюжетах сказок А.С.Пушкина.
Тип проекта: информационно-познавательный, творческий.
Длительность проекта: долгосрочный.
Сроки реализации: октябрь–май 2019 года.
Участники проекта: педагоги, дети, родители.
Цель проекта: Расширение познаний дошкольников и родителей о сказках Пушкина, через создание условий для активного использования литературного опыта детей в их творческой деятельности.
Задачи:
- Развивать стремление приобщаться к богатству русского языка через сказки поэта, правильно воспринимать содержание сказок и героев, способствовать развитию таких навыков, как интонация, жесты и мимика.
- Воспитывать умение слушать и понимать литературные произведения, эмоционально откликаться на них;
- Развивать элементы творчества, учить использовать прочитанное в других видах деятельности.
- Закреплять художественные навыки для создания сюжетов по сказкам А.С.Пушкина, поощрять творческие, композиционные и цветовые решения.
Ожидаемый результат:
- формирование эмоциональной отзывчивости через развитие интереса к творчеству А. С. Пушкина;
- расширение художественных возможностей детей при изображении героев сказок поэта;
- повышение активности родителей в совместной творческой деятельности.
Этапы реализации проекта
I этап – подготовительный
- сбор и систематизация информации, адаптация материала для старших дошкольников;
- наглядная информация для родителей.
- оценка предметно-развивающей среды и условий для проведения проекта
- подготовка разнообразных материалов для художественно-продуктивной деятельности.
II этап – основной
Работа с детьми:
- Беседы о жизни А.С.Пушкина и его сказках, экскурсия в библиотеку;
- Ознакомление с иллюстрациями художников к сказкам А.С.Пушкина, просмотр мультфильмов на основе его сказок;»
- Дидактические игры о стихотворных сказках А.С.Пушкина, творческие игры;
- Чтение сказок А.С.Пушкина: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о попе и его работнике Балде»; «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»;
- Разучивание загадок о героях сказок Пушкина
- Сюжетное рисование, лоскутная аппликация, создание теневого театра, пластилинография, мозаичные техники, лепка сказочных героев по сказкам А.С.Пушкина;
- НОД «Сказки Пушкина»; НОД по развитию речи «Пересказываем любимые отрывки из сказок Пушкина»
- Викторина «Наши любимые сказки Пушкина»
- Детская выставка художественно-продуктивных работ «Что за прелесть эти сказки».
Мероприятия реализации проекта:
- Октябрь – Знакомство детей дошкольных групп со школьной библиотекой. «Дом, где живут книги».
- Октябрь – Знакомство с русским поэтом и писателем А.С.Пушкиным. Беседа о жизни и творчестве поэта. Обзор Книжной выставки сказок А.С.Пушкина.
- Ноябрь- Знакомство со сказкой А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Теневой театр
- Декабрь – Викторина по сказке «Сказка о рыбаке и рыбке».
- Январь – Чтение сказки «Сказка о попе и его работнике Балде». Театрализация с куклами БИ-БА-БО
- Февраль – «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»;
- коллаж по мотивам сказки. - Март – «Сказка о золотом петушке». Чтение и обсуждение произведения. Лоскутная аппликация.
- Апрель - рисование в технике Эбру.
- Май – «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Конкурс загадок. Мозаичная техника «Свет мой, зеркальце, скажи».
- Май – Итоговое занятие. Проведение Викторины «Наши любимые сказки», дарение книг.
Взаимодействие с родителями:
- Беседы: «Развитие интереса детей к чтению сказок Пушкина», «Пушкин известный и неизвестный».
- Консультации: «Как приобщить дошкольника к чтению сказок дома?», «Узнаем интересное об А.С.Пушкине».
Оснащение развивающей образовательной среды:
- Обновление уголка книги детскими книгами со сказками Пушкина
Составление наглядной информации для детей и их родителей о жизни и сказках Пушкина
III этап. Аналитико-обобщающий
- Викторина «Наши любимые сказки Пушкина»;
- Использование результатов творческой продуктивной деятельности дошкольников к произведениям А.С.Пушкина в развивающей среде группы;
- Анализ и обобщение результатов деятельности, оформление результатов проекта.
Список используемой литературы
- Развитие речи в подготовительной группе. Пособие: В.В.Гербова Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016г.
- Проектная деятельность старших дошкольников, / сост. В.Н.Журавлева. - Волгоград : Учитель, 2016.
- Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи: Методическое пособие. – М.: ТЦ «Сфера», 2015.
- Интернет ресурсы: