Не секрет, что основной контингент учащихся музыкальных школ — дети, избегающие физических нагрузок из-за неуверенности в своих силах и возможностях. Именно они как раз и нуждаются в оптимальных физических нагрузках! Занятия ритмикой позволяют развиваться и физически, и музыкально на одном уроке: укрепляют мышечную, сердечно-сосудистую, дыхательную системы вкупе с получением музыкально-теоретических знаний. Задача педагога и концертмейстера — найти нужную пропорцию между теорией и практикой, универсальностью и индивидуальностью.
Дети, прошедшие жесткий отбор в вокальный центр по специальности «Академическое пение», имеют, как правило, яркие вокальные данные. Самоосознание себя как солиста-вокалиста приходит сразу после первого удачного концертного выступления и быстро закрепляется. При этом у 7–8-летнего «солиста» отсутствуют навыки работы над собой и работы в коллективе. Пройти маршевым шагом по периметру зала в такт музыке, сохраняя прямую осанку, не натыкаясь друг на друга, не сразу удается. Ребенок выказывает смущение, иногда гнев или беспокойство. Что предпринять? Режим новизны!
Режим новизны — это постановка новой задачи, что приводит к преобладанию в организме процессов приятного возбуждения. Для вокалистов это — пение. Разрешив детям пение (подпевание) при выполнении упражнения (в данном случае — «Утро красит нежным светом стены древнего Кремля» Дм. и Дан. Покрасс) мы смягчаем стресс от «непокорившегося» движения. Концертмейстер и педагог тоже поют, что оптимизирует психологическую атмосферу на уроке.
Дети очень любят работать с разноцветными флажками, мячами, лентами. Наперегонки бросаются к коробке, выбирают из нее предложенные предметы. С азартом начинают упражнение — ударяют по мячу под углом, чтобы мяч, отскочив от пола, попал в руки ребенка, стоящего напротив. Но сделать это надо под 4-х тактовую музыкальную фразу! Сразу не получается. Надо так рассчитать угол и силу удара по мячу , чтобы успеть за время музыкальной фразы выполнить упражнение. То есть осмыслить методику выполнения. Это непременное условие успешности обучения не только на уроках ритмики. В классе вокала методика преподавания также предполагает быстрое, гибкое и осмысленное реагирование учащегося на методические советы педагога по формированию звукового посыла, использованию или переключению резонаторов. Работа над собой — важное условие успешного обучения. А фортепианное вступление, четко и ритмично исполненное концертмейстером, поможет почувствовать пульсацию музыкального «времени», снимет «предстартовую» лихорадку.
Игры. Все дети во все времена, независимо от их национальности или социальной принадлежности предавались увлекательным играм, не требующим специальной подготовки. И хотя нынче компьютерные игры потеснили традиционные, тем не менее, дети с радостью играют на уроках ритмики в такие игры, как «Коршун», «Кот и мыши». «Мышки» под мягкую тихую мелодию английской народной песни осторожно, на цыпочках (нюанс два пиано) подкрадываются к «спящему коту», замирают на фермате... и с началом звучания новой темы на два фортэ в быстром темпе убегают от «проснувшегося» голодного кота. Вся драматургия этой игры зависит от концертмейстера и характера исполняемой им музыки. При выполнении игр вырабатывается хорошая реакция на новый музыкальный материал, темп, метроритм, готовит ребенка к жизненным ситуациям, где понадобится смекалка, умение подстроить «ловушку» и не попасть в нее.
После шумной подвижной игры успокоить детей помогает напевная армянская народная мелодия «Ласточка» в обработке А.Долуханяна. Большие крылья-руки медленно, в такт музыке, взмывают вверх, стабилизируя дыхание, пульс, переключая сознание на другой образ. Многим детям знаком и любим образ ласточки по песне «Ласточка» И.Шаферана («Не прошла зима, снег ещё лежит, но уже домой ласточка спешит...»).
Эта песня входит в программный репертуар 1-2 класса предмета «академический вокал». В этот момент на уроке ритмики педагог и концертмейстер могут осуществить межпредметные связи не только с сольфеджио, теорией музыки, академическим вокалом, но и с экологическим воспитанием.
Упражнение «Мальчики и девочки» (в обработке Л.Вишкаревой английская народная песня) исподволь готовит детей к пониманию различных ролей мужчины и женщины в жизни. И хотя мелодия идет восьмыми в размере шесть восьмых, концертмейстер группирует их на двудольность по три восьмых в каждой доле, подчеркивая маршевость для мальчиков. Во втором разделе вступают девочки и концертмейстеру необходимо поменять темп на более медленный и группировку, подчеркивая трехдольность и вальсообразность.
Очень продуктивное упражнение на поэтапное освоение полифонии — Менуэт фа минор Ф.Э.Баха. Первый этап — прохлопать ритмический рисунок верхнего голоса. Он содержит восьмые, четверти, половинные ноты и в одном месте — лигу через тактовую черту. Концертмейстер приглашает учащихся к роялю и предлагает, глядя в ноты, просольфеджировать верхний голос с дирижированием на три четверти. После нескольких пропеваний дети, отвернувшись от нот, пытаются наизусть прохлопать ритмический рисунок верхнего голоса (устный ритмический диктант!) Следующий этап — глядя в ноты, протопать ногами ритмический рисунок баса с последующим исполнением наизусть.
Наконец, завершающий этап — соединение хлопков и шагов в полифонии. Это работа на целый год.
Знакомство с музыкальными формами начинается с первых уроков ритмики. Упражнение «Мальчики и девочки» (см. выше) - простая двухчастная форма,композиция с цветными флажками на маршевую песню Дм.и Дан. Покрасс «Москва» - куплетная форма, поочередные подскоки групп детей из четырех углов зала по диагонали под музыку Р.Шумана «Смелый наездник» - простая трехчастная форма. Простые периоды осваиваются вместе с музыкой русских народных песен «Посеяли девки лен», «Как у наших у ворот», «Заплетися, плетень», «Во поле береза стояла» под разучивание хороводного шага, притопов, «ковырялочки», приставного шага.
Низкий и высокий регистры запоминаются по яркой, громкой музыке В.Серова из оперы «Рогнеда» («Колка дров» - имитация «ударов топора по полену») и хрустальному звучанию В.Щербачева («Куранты» - ходьба змейкой легким пружинистым шагом).
Штрихи стаккато и легато — по Вальсу до мажор Ф.Шуберта (хлопки перед собой, за спиной, над головой в каждом четном такте) и по «Песне» М.Иорданского (упражнение «Плавно нести снежинку»).
Культура исполнения концертмейстером музыкальный произведений формирует у детей художественный вкус, расширяет возможности понимания музыки. Исполнительская ответственность концертмейстера настраивает соответствующим образом учащихся, проецируется ими на собственное выполнение упражнений. А если ещё учесть, что все дети занимаются по классу общего фортепиано, то концертмейстер невольно пополняет исполнительский и слуховой багаж учащихся в принципах фразировки, звуковедения, артикуляции, крупной и мелкой техники.
Занятия ритмикой, вокальным ансамблем, академическим вокалом — предметами, на которых в обязательном порядке работает концертмейстер — создают модель будущих профессиональных отношений. Важно, чтобы будущие вокалисты понимали, что приобретение навыков теплого человеческого и профессионального общения с концертмейстером может стать базой, на которой выстроится успешная карьера. Бывает и наоборот...
При выходе солиста на сцену слушатели или жюри анализируют не только вокальные данные и уровень исполнения, но также походку, осанку, движения рук и тела во время исполнения музыкального произведения. Определить, что может принести максимальный эффект на занятиях ритмикой будущему профессиональному вокалисту – задача педагога и концертмейстера.
Список литературы
- Заводина И.В. Ритмика: Методическое пособие. Вып.3: Занятия по ритмике в третьем классе музыкальной школы. М.: Музыка, 2016.
- Руднева С.Д., Фиш Э.М. Ритмика. Музыкальное движение. М.: Просвещение 1972.
- Чибрикова-Луговская А. Ритмика. Ходьба. Упражнения. Игры. Танцы. Методическое пособие.М.:Дрофа, 1998.