Программное содержание:
- учить детей различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию звуки ц–ч;
- учить выделять звуки ц и ч в словах; закреплять навыки правильного, отчетливого произношения слов;
- учить определять место звука в слове (начало, середина, конец) пользуясь схемой;
- отрабатывать интонационную выразительность речи;
- развивать артикуляционный аппарат, фонематический слух, слуховое внимание, умение изменять силу голоса;
- воспитывать звуковую культуру речи.
Материалы и оборудование: игрушка гномик, карточки с изображением предметов, мольберт, плоскостное изображение автобуса, силуэты животных, билеты, цветы – по количеству детей, игрушки (мяч, часы, чайник, цыпленок), раздаточный материал (карточки с тремя клетками и фишка).
Ход НОД
Воспитатель: Какой чудесный день, ребята! Вы любите ходить в гости? Сегодня у лесного гномика День рождения и всех ребят он приглашает в гости. Но для того, чтобы попасть к нему, нам нужно очень постараться и быть внимательными. Поэтому мы сейчас с вами потренируемся: поиграем в игру «Будь внимательным!».
Я буду произносить звуки. Когда услышите звук «ц» - хлопните, а когда услышите звук «ч» - поднимите руку. Итак, на какой звук вы будете хлопать? А на какой звук поднимать руку? А теперь, ребята, покажите такими же движениями – какой звук вы слышите в словах «ц» или «ч» (карточки: часы, синица, цветок, чашка, цапля, грач, одуванчик, огурец).
А сейчас внимательно слушайте и повторяйте чистоговорки:
Ца-ца-ца – курица
Чи-чи-чи – грачи
Ча-ча-ча – чайка
Цы-цы-цы – скворцы
Чи-чи-чи – чижи.
Работа у мольберта.
Итак, ребята, сегодня у лесного гномика День рождения. Посмотрите, как много животных хотят попасть к гномику. Но гости приглашены только те, в названиях которых есть звук «ч» или «ц». Гномик попросил вас, ребята, раздать билеты на автобус гостям. Кому же мы отдадим билет на автобус, который отправляется к гномику?
На мольберте автобус и животные: цыпленок, цапля, заяц, черепаха, ласточка, бабочка, гусеница, кузнечик и ежик. Детям раздаются билеты, каждый ребенок подходит к мольберту, называет животное и прикрепляет билет к нужной картинке. Без билета остается ежик.
Молодцы, ребята! Гномик был уверен, что вы справитесь с заданием, и заранее пригласил вас тоже в гости, ведь в слове «молодцы» какой нужный звук есть? («ц»).
Превращаемся в водителей и едем в гости к гномику.
Физкультминутка.
Едем, едем на машине, (Дети крутят руль)
Нажимаем на педаль, (Стопу правой ноги поднимают и опускают)
Скорости переключаем, (Сгибают и разгибают руки в локтях)
Смотрим пристально мы вдаль. (Одну руку ставят на пояс, другую козырьком подносят ко лбу)
Дворники счищают капли
Влево, вправо. Чистота! (Руки сгибают в локтях, изображают движения «дворников»)
Волосы шевелит ветер. (Быстро двигают растопыренными пальцами, согнутых в локтях.)
Мы шоферы хоть куда! (Хлопают в ладоши)
Вот мы и приехали. Посмотрите, на лесной полянке, сколько красивых цветов! Сорвем по одному цветочку в подарок гномику! На ковре размешены искусственные цветы в лотках. Дети «срывают» по одному цветку.
Изобразим наши цветы:
Наши нежные цветы (Дети сидят на корточках)
Распускают лепестки. (Начинают медленно вставать, раскрывают руки над головой)
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет. (Покачивают руками над головой)
Наши нежные цветки
Закрывают лепестки. (Медленно опускают руки)
Тихо засыпают.
Головой качают. (Садятся в исходное положение)
Появляется игрушка гномик. Посмотрите, ребята, нас встречает гномик, радуется. Он очень доволен красивым букетом. Воспитатель ставит цветы в вазочку.
А теперь отгадайте загадки и вы узнаете, что подарили другие гости гномику. Дети отгадывают, воспитатель показывает предметы-отгадки.
Загадки.
Его бьют, а он не плачет,
Веселее только скачет. (Мяч)Мы ночью ходим,
Ходим днем,
Но никуда мы не уйдем. (Часы).Белый дом,
Чудесный дом,
И что-то застучало в нем,
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо. (Цыпленок)
Гномик на своем празднике предлагает поиграть в игру «Волшебники». Оказывается, ребята, есть такие слова со звуком «ц», которые можно изменить так, чтобы в них появился звук «ч». Например: лисица, если она маленькая или мы хотим назвать ее ласково, как мы говорим? (лисичка).
Итак, ребята, я вам называю слово со звуком «ц», а вы превращаете его в слово со звуком «ч». Игра в кругу с мячом.
Курица – курочка.
Огурец – огурчик.
Птица – птичка.
Палец – пальчик.
Заяц – зайчик.
Пуговица – пуговичка.
Сестрица – сестричка.
Синица – синичка.
А следующая игра для самых сообразительных и самых любознательных, как раз для таких как вы, ребята. Называется игра «Найди место звука в слове».
Работа за столами.
У каждого из вас на столе лежит карточка с тремя клеточками и фишка. Я буду показывать вам картинки и называть слова, а вы подумаете, где находится звук «ц» в этих словах – в начале, в середине или в конце слова – и поставите фишку в нужную клеточку. Скворец, цыплёнок, мотоцикл, цапля.
Молодцы, ребята! А теперь пришло время прощаться с гномиком. Он всех вас благодарит, говорит, что ему было очень интересно с ребятами. Садимся в машины и возвращаемся в детский сад.
Голосовое упражнение.
Первые две строчки произносим с каждым словом громче (с увеличением голоса), последние две строчки – с каждым словом тише (с уменьшением голоса).
Раз, два, три, четыре, пять,
Быстро едем мы опять.
Раз, два, три, четыре, пять,
Даже ветру не догнать.
Мы возвратились в детский сад. Понравилось вам, ребята, в гостях у гномика? Что вам больше всего понравилось? Воспитатель проводит рефлексию.
Использованная литература
1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
2. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Старшая группа. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
3. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – 2 изд. испр. – М.: Издательский центр «Академия», 1998.