Музыкально-ритмическое воспитание занимает важное место в системе обучения детей в Центре вокального искусства, является наиболее эффективной формой художественно-эстетического развития личности ребенка, так как способствует раскрепощению детей, стимулирует их творческое общение, активизирует развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, воли.
На занятиях по ритмике происходит непосредственное и всестороннее обучение ребенка на основе гармоничного сочетания музыкального, двигательного, физического и интеллектуального развития.
Уроки ритмики развивают такие музыкальные данные как слух, память, ритм, помогают выявлению творческих задатков учеников, знакомят с теоретическими основами музыкального искусства. Выразительная пластика, умение управлять своим телом, соединять пение с движением необходимо будущему певцу, оно является залогом полноценного исполнения музыкального произведения.
Таким образом, ритмика помогает:
- развить музыкальные способности детей через овладение основами музыкально-ритмической культуры;
- укрепить физическое здоровье и способствует психологическому раскрепощению ребенка;
- развить у детей творческие способности ;
- расширить музыкальный кругозор детей.
Исходя из вышесказанного, основными задачами на уроках ритмике в Центре вокального искусства являются:
- развитие специальных музыкальных способностей – чувства метроритма, темпа, синтаксиса и формы, музыкальной памяти и слуха;
- усвоение элементарных теоретических понятий, умение находить их в музыкальном произведении и фиксировать присущий им смысл двигательными средствами;
- развитие двигательных качеств и умений (умения ориентироваться в пространстве, воспитание силы, гибкости, правильной осанки и походки, развитие координации движений, ловкости);
- знакомство с ритмо-интонационными формулами и элементарными фигурами в танцах разных народов и эпох, широко используемых в музыкальных произведениях композиторов прошлого и современности;
- активизация творческих способностей;
- приобретение общетеоретической грамотности, предполагающей знания основ хореографического и музыкального искусства.
Форма и содержание занятия
Занятия проводятся в мелкогрупповой форме, численность учащихся в группе - от 4 до 10 человек. Мелкогрупповая форма занятий позволяет построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов. Каждый урок строится на основе принципа «сменяемости» - более спокойных и подвижных упражнений, повторения выученных и новых, общеразвивающих и игровых, сюжетных и бессюжетных и т.д. Занятия проводятся один раз в неделю. Рекомендуемая продолжительность урока – 45 минут (1 академический час).
Предмет «Ритмика» рассчитан на 2 года.
Содержание урока формируется по следующим направлениям:
- Характер музыки, темп, динамика;
- Строение музыкального произведения (форма);
- Метроритм;
- Гимнастические упражнения с предметами и без предметов;
- Танцевальные элементы и танцы;
- Музыкально-ритмические игры.
Характер музыки, темп, динамика
Характер музыки, темп и динамика неотделимы друг от друга, и работа над ними осуществляется в тесном единстве, часто на одном и том же музыкальном материале. Прослушав музыку, дети отображают её характер в движениях. Необходимо учить двигаться в темпе исполняемого произведения, узнавать темпы: медленный, быстрый, умеренный. Дети должны выполнять по памяти ходьбу, бег, ритмические рисунки в заданном темпе после временного прекращения музыки.
Строение музыкального произведения (форма)
При знакомстве с частями музыкального произведения обращается внимание на характер каждой из них, на контрастность и повторность частей. У учащихся нужно вырабатывать ощущение одновременности начала движения с началом музыки – после выступления или после окончания предыдущей фразы.
В начале занятий первую сильную долю можно отмечать хлопком в ладоши или притопом ноги об пол. Важно ознакомить учащихся с двухчастными и трехчастными построениями, фразами, куплетной формой.
Метроритм
Ритм является одним из важных выразительных средств музыки. В процессе занятий, дети должны двигательно реагируя на музыку, подчеркивать метрические доли. Отмечать их можно хлопками, шагами. На занятиях дети знакомятся с длительностями: четверть, восьмая, половинная. А также с сочетанием четвертей, восьмых и половинных длительностей в размерах 2/4, 3/4 и 4/4. Происходит знакомство с затактовым построением и дирижированием.
Гимнастические упражнения с предметами и без предметов
Гимнастические упражнения способствуют улучшению мышечного тонуса детей и координации движений. Основными элементами освоения движений на уроках ритмики являются: ходьбу и бег простым или «пружинным» шагом, все виды прыжков, маховые движения рук и ног. А также дети получают навык работы с предметами (мяч, обруч, флаг, лента и др.).
Танцевальные элементы и танцы
К основными танцевальными элементами изучения на уроках ритмики являются:
- построения и перепостроения. Уметь строиться в шеренгу и в колонну по росту, соблюдая интервалы, строить круг из положения стоя в шеренге, держась за руки, из рассыпного положения, строиться в звеньевые колонны для выполнения гимнастических упражнений. При рассыпном построении уметь использовать все имеющееся пространство, соблюдая определенные интервалы, чтобы не мешать друг другу при выполнении движений.
- танцевальные движения: хороводный шаг, приставной шаг с полуприседанием, полуприседание с поочередным выставлением ноги на пятку, топающий шаг на месте, шаг с продвижением вперед и в кружении, притопы, различного рода подскоки, шаг польки, вальсовый шаг.
Музыкально-ритмические игры
Форма игры создает условия для раскрытия эмоционального мира каждого ребенка и усвоения им необходимых знаний, понятий. В процессе игры создаются условия для общения детей в паре, в группе, проявляются личностные качества ребенка. А также игра позволяет активизировать творческую деятельность ребенка.
Прогнозируемые результаты.
Поведенческими показателями прогресса детей, которые можно фиксировать в ходе занятий «Ритмика» являются:
1) изменения в движении, в качестве движения;
2) изменения в восприятии музыки;
3) в умении участвовать в коллективных музыкально-ритмических композициях.
Изменения в движении происходят прежде всего в его следующих составляющих: возникает гибкость в регуляции тонуса, исчезает или уменьшается хроническое мышечное напряжение в разных частях тела, укрепляются мышцы ног и корпуса, изменяется осанка. Дети овладевают разными приемами и видами движения, существенно улучшается координация, развивается ловкость и свобода движений.
Развитие музыкального восприятия прежде всего идет по линии эмоциональной отзывчивости на музыку и способности глубоко и лично переживать музыку. Следует наблюдать за формированием готовности к восприятию музыки. Постепенно через ряд упражнений формируется навык начинать движение с первым звуком музыки и заканчивать с последним. Далее можно увидеть, как дети начинают различать музыкальный контраст двух разных по характеру музыкальных отрывков.
Коллективное исполнение детьми ритмических композиций, танцев, игр, театрализованных этюдов является одной из важной задачей социализации детей. Театрализованные музыкально-ритмические представления (тематически связанные с празднованием Нового года, 8 Марта) можно проводить начиная со второго года обучения.
Поводя общий итог о роли ритмики как предмета обучения, можно сказать, что с помощью него ребенок открывает для себя свойства музыкального звука (тембр, длительность, высоту, громкость), познает двигательные способности своего тела, развивает свои музыкальные способности и метроритмическое чувство. Все эти навыки необходимы будущим певцам.
И в конце хотелось бы отметить роль концертмейстера на уроках ритмики. Так как занятие невозможно без музыкального сопровождения, оно должно быть качественно исполненным. У ребенка нет перед глазами нот. И как пишет И.В.Заводина: «Все,что написано в тексте, должен «сообщить» ему концертмейстер».
Список литературы
- Заводина И.В. Ритмика. Методическое пособие. Выпуск 3. Занятия по ритмике в тертьем классе музыкальной школы. М.: «Музыка», 2016.
- Заводина И.В. Ритмика. Методическое пособие. Выпуск 4. Занятия по ритмике в четвертом классе музыкальной школы. М.: «Музыка», 2016.
- Конорова Е.В. Методическое пособие по ритмике в I и II классах музыкальной школы. Выпуск 1. Издательство “Музыка”. М., 1972.
- Руднева С., Фиш Э. Музыкальное движение. М.: Просвещение, 2000.
- Чибрикова-Луговская А.Е. Ритмика. М., Издательский дом «Дрофа», 1998.