Методическая разработка занятия по развитию навыков чтения с использованием мультимедийной презентации в рамках курса внеурочной деятельности по французскому языку. Тема: «Достопримечательности Парижа»

Разделы: Иностранные языки


Цель занятий: создание условий для развития коммуникативных умений в письменном и устном видах речевой деятельности, для расширения сферы познавательной деятельности учащихся.

Задачи занятия:

  • Развитие навыков чтения художественных текстов и текстов справочного характера с пониманием основного содержания, с пониманием основных идей, с пониманием необходимой информации и полным пониманием;
  • Развитие навыков монологического высказывания (описание, повествование);
  • Развитие навыков письма (выписки из текста, описание, повествование);
  • Актуализация культурообразующей функции иностранного языка и формирование страноведческой компетенции.

Для решения поставленных задач используются созданные учителем авторские электронные дидактические материалы (презентация PowerPoint сказки “Picotin à Paris” с авторскими рисунками (Приложение 1), комплект документов в формате Word с заданиями и тестами к презентации, звуковой файл, начитанный учителем).

Методические рекомендации по использованию в учебном процессе:

Для занятия необходимо компьютерное и/или проекционное оборудование, лучше индивидуальный компьютер для каждого учащегося. Задания необходимо распечатать для индивидуальной работы учащихся. Занятие рассчитано на 2 часа: работа над чтением сказки для понимания ее содержания и работа над чтением с целью знакомства с достопримечательностями Парижа.
Ожидаемые результаты:
В результате данного занятия учащиеся научатся:

  • извлекать основную, необходимую и полную информацию из предлагаемого текста;
  • научатся формулировать мысль и связно излагать информацию по прочитанному и в связи с предлагаемой ситуацией;
  • получат представление о достопримечательностях Парижа.

Ход занятия

1. Приветствие. Оргмомент.

2. Введение в ситуацию занятия.

Учитель сообщает учащимся о том, что сегодня они будут не просто читать, а совершат путешествие вместе с главным героям сказки, который прислал зарисовки своих приключений, из которых сделана презентация.

3. Чтение с пониманием общего содержания.

Учитель предлагает учащимся прослушать сказку и одновременно посмотреть презентацию с текстом сказки и картинками  и самим определить,  кто главный герой, куда совершается путешествие, с какой целью, какие еще персонажи участвуют в приключениях, сколько их, какие между ними отношения, забавные или грустные у них приключения, какое впечатление они производят. Перед просмотром учащиеся получают карточку с заданием и вопросами. (см. Приложение 2. Карточка 1)

После просмотра презентации с одновременным прослушиванием учитель просит учащихся ответить на вопросы задания.

4. Чтение с пониманием основного содержания, выборочным и полным пониманием прочитанного. Учитель просит учащихся рассказать, что они поняли, дети затрудняются, и для облегчения понимания сказки учащимся раздается текст с нумерацией абзацев. (см. Приложение 2. Карточка 2), и карточки с заданиями. (см. Приложение 2. Карточки 3-5)

Карточка 3. Задание: прочитать утверждение и выбрать «правильно» или «неправильно», если «неправильно»,  найти в тексте информацию и написать, как правильно.

Карточка 4. Задание: прочитать текст и выбрать букву, которой обозначено утверждение, соответствующее тексту.

Карточка 5. Для выполнения заданий на этой карточке, чтобы учащиеся работали в своем режиме, целесообразно или раздать распечатки с картинками, или, если есть возможность, загрузить презентацию без текста каждому на компьютер.

  • Задание 1: посмотреть рисунки, которые сделал герой, и соотнести их с информацией в тексте (соединить букву картинки с номером абзаца).
  • Задание 2: найти в тексте для каждого рисунка 1-2 ключевые фразы и написать их под рисунком.
  • Задание 3: записать номер абзацев, для которых нет рисунка. Предложить свой рисунок и подобрать ключевые фразы из абзацев.

Осуществляется коллективная проверка с последующей самооценкой: учащиеся заносят в таблицу, какие задания и сколько пунктов из них у них получилось выполнить правильно.

5. Организация работы над составлением устного монологического высказывания о приключениях героев сказки, может осуществляться в малых группах или в парах. Перед выполнением учащимся раздаются карточки с заданием. (см. Приложение 2. Карточка 6)

Карточка 6. Задание: найти и отметить на плане Парижа все места, где разворачивается действие сказки, и стрелками показать маршрут героев. Затем сказать, пользуясь выписанными ранее ключевыми фразами под рисунками и выписками из текста, где происходит действие, и что именно делают герои сначала, потом, затем, после… и наконец.

6. Организация работы по знакомству с достопримечательностями Парижа, где происходит действие в сказке, с опорой на презентацию и гиперссылки, с помощью которых учащиеся получают возможность увидеть, как в действительности выглядят упоминаемые достопримечательности, прочитать сопровождающие их тексты справочного характера и составить письменные и устные высказывания по предложенному на карточках плану и заданиям. (см. Приложение 2. Карточка 7).

Карточка 7. Задание: посмотреть на картинки (слайды презентации), сделанные главным героем, и, сделав выписки из текстов, составить комментарий к ним по предложенному плану: назвать место, где происходит действие, и, познакомившись с информацией по гиперссылке, сказать, является ли оно известной достопримечательностью, что там можно увидеть примечательного.

Контроль. (см. Приложение 2. Карточка 8)

Карточка 8. Задание: отметить по памяти на плане Парижа все достопримечательности, представленные на картинках/слайдах, затем отметить маршрут вертолета и те достопримечательности, над которыми пролетали герои.

7. Подведение итогов.