Цель: раскрытие понятия духовного мира личности на примере образов русских богатырей.
Задачи:
Обучающая:
- Формировать умения отвечать на вопросы, аргументировать свою точку зрения, обучать учащихся самостоятельному добыванию знаний.
Развивающая:
- Развивать умение давать характеристику герою,
- Совершенствовать культуру речи, способствовать обогащению словарного запаса.
- Способствовать развитию умения работать в микрогруппах.
Воспитывающая:
- Воспитывать чувство патриотизма и любви к своей Родине, взаимоуважения, формировать самосознания учащихся на основе исторических ценностей, на примере устойчивых норм-образцов нравственного поведения богатырей.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Формы работы: групповая, фронтальная, индивидуальная, работа в паре.
Оборудование: проектор, компьютер, памятки написания синквейна.
Ход урока
1. Организационный момент.
Посмотрите вокруг, улыбнитесь и попробуйте передать свое настроение с помощью солнышек, которые лежат у вас на парте.
Там грустное и веселое солнце.
Веселое – на сердце спокойно и радостно.
Грустное солнце – это вы чувствуете себя не уверенно и хотите поднять себе настроение.
Представьте, что на нас солнышко льет свои теплые лучики, под ними мы все становимся добрее, умнее, внимательнее. А теперь мысленно пошлите свои лучики друг другу, улыбнитесь. С хорошим настроением мы начинаем урок.
2. Актуализация знаний.
Силен, как вольный ветер,
Могуч, как ураган.
Он защищает землю
От злобных басурман!
Он силой доброю богат,
Он защищает стольный град.
Спасает бедных и детей
И стариков, и матерей!
О ком в этом стихотворении идет речь. (О богатырях)
У нас с вами 3 группы.
Первое задание одинаково для всех групп.
Ребята вслушайтесь в слово БОГАТЫРЬ. Ваша задача обсудить в группе и сказать, что означает слово богатырь и подобрать синонимы к слову богатырь.
Слово богатырь образовано от слова «богатый», «ходит под богом», «богом данный дар».
А теперь у вас на столах лежат словари. На первом столе лежит толковый словарь ОЖЕГОВА, на втором столе лежит словарь ДАЛЯ, на третьем ЕФРЕМОВА. Дети читают определения и делают вывод. Что общего у всех этих определений.
Толковый словарь Ожегова.
человек очень большой силы, стойкости, отваги
Толковый словарь Ефремова Т.Ф.
Защитник родины, воин, отличающийся необычайной силой, мужеством, удалью.
Рослый, крепкого сложения, сильный человек.
Толковый словарь Даля.
человек рослый, дородный, дюжий и видный; необычайный силач; смелый и удачливый, храбрый и счастливый воин, витязь.
- Вывод, кто же такой богатырь?
- Кто для людей были богатыри? (Идеалами).
- Чем по вашему мнению обладали богатыри. (нравственными качествами)
А теперь сформулируйте тему урока " Нравственные идеалы".
И рассматривать их мы будем на примере Богатырей.
3. Работа по теме урока.
Нравственность и нравственные идеалы - широкое понятие. Кто напомнит нам о том, что можно считать нравственным поступкам? Какое "золотое правило" нравственности вам известно?
- «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе».
- «Не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе».
Закройте глаза и представьте, что мы с вами в Третьяковской галереи.
Перед нами картина. Кто знает, как она называется, и кто ее написал.
Это картина В.М. Васнецова «Богатыри».
Сейчас каждая группа возьмет на себя роль экскурсовода и опишет своего богатыря.
- 1 группа Илья Муромец,
- 2 группа Добрыня Никитич,
- 3 группа Алеша Попович.
Работа в группах
Вам надо не только его описать, но и сказать какими нравственными качествами он обладает.
И еще попробовать выбрать ключевое слово, которое характеризует каждого из богатырей. (богом данный дар)
Карточки
1. В центре – Илья Муромец. Илья Муромец прост и__________, в нем чувствуется спокойная уверенная _________ и умудренность жизненным опытом. ___________телом, в одной руке у него палица, в другой копье. Илья Муромец – самый любимый герой в народе. Он почитает своих родителей, просит у них «благословенье» на добрые дела. Илья один __________полчища татар, осадивших Чернигов. Побеждает он и Соловья разбойника, от которого стонала русская земля.
Слова для справок: могуч, сила, сильный, побеждает.
2. Третий богатырь – Добрыня Никитич – в соответствии с былинами представителен и___________. Тонкие черты лица подчеркивают "вежество" Добрыни, его_________, культурность, вдумчивость и предусмотрительность. Он может выполнить самые сложные___________, требующие изворотливости ________и дипломатического такта. Добрыня Никитич – это верный товарищ Ильи Муромца. Народ чтил в Добрыне___________________________ Добрыня –меткий стрелок, он вежлив, добр, ненавидит притворство и хамство, хитрость, ложь.
Слова для справок: величав, знания, поручения, ума, ум и находчивость.
3. Богатырь справа, самый младший, смелый – Алеша Попович. Молодой красавец, полный отваги и смелости, он____________, большой выдумщик, певец и гусляр, в руках у него лук с копьем, а к седлу прикреплены__________. Алеша Попович – ,_______ статен, красив, умен , сподвижник Ильи и Добрыни Никитича в защите Отечества, он беспощаден к своим врагам. Он хитроват, это качество высмеивается в былинах.
Слова для справок: "душа-парень", гусли, добр.
- Илья Муромец – сила
- Добрыня Никитич - ум
- Алеша Попович – доброта
Для этого вам помогут карточки.
Далее выступление детей каждой группы.
Каждая группа очень хорошо провела экскурсию и рассказала о своем богатыре.
А теперь внимание перед вами лежит солнышко. Вам надо приклеить к нему как можно больше лучей, на которых вы напишите нравственные качества богатырей.
Затем составляем одно большое солнце.
4. Закрепление новых знаний.
Работа в группе.
Огромная заслуга богатырей в том, что они ввели правила в применение силы, провозгласили правила честного поединка.
Представьте, что вы богатыри. Попробуйте сформулировать правила честного поединка.
Затем они сравнивают свои правила с правилами учебника.
Правила:
1. Противники должны договориться о месте и времени поединка.
2. Если один из противников был вооружен хуже другого, его надо довооружить, чтобы биться на равных.
3. Запрещалось применять хитрость и случайные преимущества.
4. Сила применялась, только для защиты слабых.
5. Призирали тех, кто наносил удар в спину.
Фронтальная работа
Вопросы на слайде.
- Какие поступки совершали богатыри?
- Ради чего или кого совершали они эти поступки?
- Можно ли эти поступки назвать НРАВСТВЕННЫМИ?
- Какие качества богатырей, рыцарей помогали им совершать НРАВСТВЕННЫЕ поступки?
- Как вы думаете, зависят ли нравственные идеалы от эпохи, в которую люди живут?
Работа в парах
Давайте еще раз рассмотрим репродукцию картины В.М.Васнецова «Богатыри». Как одеты богатыри?
Игра «Соедини стрелками по смыслу»
- Латы - доспехи из металлической чешуи, которые защищают руки ноги.
- Кольчуга - рубашка из мелких плотно сплетенных железных колец.
- Шлем – для защиты человека от стрел, меча, копья, по форме очень напоминает купола церквей.
- Меч – оружие носили в ножнах, который притягивался к поясу.
- Щит - воинское оружие, которым прикрывались во время нападения неприятеля (врага).
Работа в группе
Пришло время подвести итоги. И сделаем мы это с использованием синквейна. Слово "богатырь".
На столе лежит памятка написания синквейна.
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
Богатырь
Смелый, отважный.
Сражается, охраняет, защищает.
Не перевелись на Руси богатыри!
5. Рефлексия.
- Было интересно…
- Было сложно…
- Было легко…
- Мне понравилось…
- С каким настроением заканчиваете урок…