Цели:
- Активизация словаря по теме «овощи, фрукты».
- Совершенствовать знания об овощах и фруктах.
- Развивать внимание, память.
- Учить определять существительные по родам (мужской, женский, средний).
- Учить детей согласовывать существительные с прилагательными в роде.
- Закрепить знания детей в образовании Родительного падежа существительного.
- Учить детей выстраивать связное высказывание.
- Учить составлять описательный рассказ-загадку по теме «Овощи-фрукты» с опорой на наглядность.
Оборудование: муляжи овощей и фруктов, карандаши, схемы для составления рассказа-загадки, мультимедийное оборудование.
Ход занятия
1. Организационный момент
2. Дидактическая игра «Доскажи словечко»
- Здесь весною было пусто, летом выросла... (капуста)
- Собираем мы в лукошко очень крупную ... (картошку)
- От дождя земля намокла
– вылезай, толстушка ... (свёкла)
- Из земли за чуб плутовку тянем сочную ... (морковку)
- Помогает деду внук, собирает с грядок ... (лук)
- Вот зелёный толстячок крупный, гладкий ... (кабачок)
- Очень сочны и красивы выросли на ветках ... (сливы)
- Для Серёжи и Марины набираем ... (мандарины)
- Для Ванюши и Катюши соберём в корзину ... (груши)
- Не забудем для Алёны очень кислые ... (лимоны)
- Для начинки в пироги набираем ... (яблоки)
Вот и всё! Хоть и устали, урожай мы весь собрали!
Логопед: - Посмотрите, пожалуйста, на экран, а какие овощи или фрукты можно назвать со словом много.
- А вот Вы сейчас назвали мандарины, груши, лимоны, а это все как можно назвать одним словом?
Дети: - Фрукты.
Логопед: Это одна группа, а вторую группу, как назовем?
Дети: - Овощи.
Логопед: В Москве уже в 19 раз проходит агропромышленная выставка. Где представлена продукция полей садов и огородов. На этой выставке встретились «Садоводы», которые выращивают фруктовые сады, а как Вы думаете, как будут называться люди, которые выращивают овощи?
Дети: Овощеводы.
Логопед: Встречаясь на выставке они каждый раз спорят, чья продукция нужнее и полезнее.
- Вот и для детей, которые пришли на выставку они придумали задания? Хотят посмотреть, знаете ли Вы овощи и фрукты?
3. Игра «Он, она, оно»
Логопед: - Вот решили, они сделать стенд, где бы лежали, только овощи или фрукты мужского, женского и среднего рода и назвали, они этот стенд так «ОН, ОНА, ОНО», только пока не разложили овощи и фрукты в нужные корзины.
- Возьмите любой овощ или фрукт, и называя предмет определяем куда положим его. Например: Морковка она. (дети подходят и складывают в корзины)
4. Игра «На грядках, на деревьях»
Логопед: - Где растут фрукты?
Дети: На дереве.
Логопед: А где растут овощи? (на грядке)
Логопед называет овощ, или фрукт, а дети показывают, если овощ – приседают, если фрукт – поднимают руки.
Огурец, яблоко, слива, морковка, тыква, кабачок, груша, капуста, лимон, редиска.
Логопед: И снова садовод и овощевод придумали для Вас задание. Стерли они все согласные, оставили, только что? Правильно гласные. И просят нас подобрать схему слова к предмету. Правильно первая схема банан.
- Сколько здесь слогов в слове.
Дети: - Два.
Правильно, сколько гласных, столько и слогов.
5. Ира «По цвету, по форме»
Логопед: - Вот садовод и овощевод решили снова нас проверить, как мы разбираемся в цветах и формах.
Детям раздаются карточки, по которым они должны сказать. Например: «Огурец зеленый, овальный»
6. Физминутка (дети по показу выполняют движение) «Урожайная песенка»
7. Составление описательной загадки по схеме
- Еще больше усложнили они задачу, нужно составить загадку по схеме. Посмотрите, как я это сделаю: Он растет на грядках, он треугольный, красный, может быть желтым, зеленым. На вкус сладкий. Что это? Да, это перец.
Давайте возьмем карандаши и обведем, что нам понадобится для загадки, а цвет раскрасим.
Дети загадывают загадки.
8. Игра «Что можно приготовить из овощей и фруктов»
Сколько всего вкусного можно приготовить из овощей и фруктов.
Логопед: - Как Вы думаете, что можно делать с овощами и фруктами?
Дети: - Можно жарить картошку, варить её. Варенье варить, мариновать овощи и т.д.
Логопед: - А вот это будет тема нашего следующего занятия.
Логопед: Какие Вы сегодня молодцы! Поэтому садовод просит Вас оценить свою работу и повесить на дерево яблоки, если Вы думаете, что занимались «отлично» вешаем красное яблочко, а если «хорошо», то зелёное.
До скорых встреч!
Использованная литература и материалы
- Н.Е. Арбекова «Развиваем связную речь у детей 5-6 лет с ОНР» (альбом № 1).
- Картинки и «доскажи словечко» интернет-ресурсы.