Электронное-методическое пособие по предмету "Беседы об искусстве"

Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку», Дополнительное образование

Классы: 3, 4

Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство, живопись, графика, искусство, виды искусства, архитектура, скульптура


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (226 кБ)

Загрузить презентацию (14 МБ)

Загрузить презентацию (4 МБ)

Загрузить презентацию (4 МБ)

Загрузить презентацию (10 МБ)

Загрузить презентацию (3 МБ)

Загрузить презентацию (6 МБ)

Загрузить презентацию (7 МБ)

Загрузить презентацию (9 МБ)


Электронное учебно-методическое пособие (далее ЭУМП) в МБОУ ДОД Березовской ДШИ используется в учебном процессе по предмету «Беседы об искусстве» с сентября 2014 года. При создании ЭУМП был использован многолетний личный опыт преподавания предмета «История изобразительного искусства» и «Беседы об искусстве», а так же накопленный информационный материал, в том числе в электронном виде.

В данном пособии представлен Раздел  №1. «Пространственные (пластические) виды искусства».

Предмет «Беседы об искусстве» на 1 году обучения является обязательным предметом учебного плана предпрофессиональной образовательной программы  «Живопись» (срок обучения 5 лет), реализуемой в детских художественных школах или художественных отделениях школ искусств. Предмет изучается на протяжении  всего курса обучения, рассчитан на детей в возрасте 11-17 лет.

Изобразительное искусство рассчитано на визуальное восприятие, и методика преподавания предмета предполагает обязательную работу обучающихся не только с теоретическим материалом, но и с визуальной информацией (иллюстративным материалом), кроме этого необходимо также посещение выставок и музеев с соответствующими экспозициями.

Визуальное восприятие, дает возможность изучать, осмыслять  зрительно иллюстративный и теоретический материал, эмоционально и рационально воспринимать его, что является методической основой в изучении  предмета. При визуальном восприятии включаются психические процессы более высокого уровня, такие как память и мышление. Именно визуальное восприятие наиболее тесно связано с преобразованием информации, поступающей прямо из внешней среды.

Идея разработки электронного учебно-методического пособия по предмету возникла  по нескольким причинам:

  • отсутствие учебников по предмету для обучающихся в детской школе искусств;
  • отсутствие структурно оформленной визуальной информации на бумажных носителях, доступных для обучающихся (энциклопедии, справочники, художественные альбомы с репродукциями, а также электронные энциклопедии) и другого учебного материала, который зачастую отсутствует в школе в необходимом объеме;
  • отсутствие оперативного доступа у преподавателя к необходимому учебному материалу при подготовке к уроку и непосредственному ведению урока.

Создание электронного учебно-методического пособия позволило систематизировать учебный материал с применением правил мнемоники (от греч. mnemonika-искусство запоминания при помощи создания опорных сигналов, содержащих необходимую для долговременного запоминания учебной информации).

ЭУМП создано в соответствии с утвержденной в школе Программой по предмету «Беседы об искусстве», «История изобразительного искусства», которая создана на основе следующих образовательных программ:

  • «История изобразительного искусства» программа для ДХШ и художественных отделений ДШИ: М., – МК СССР, 1986 г.;
  • «Мировая художественная культура» образовательная программа для детских музыкальных школ, детских школ искусств / В.К.Котляров; Красноярск, ККНУЦКК, 2006 г.;
  • История искусств. Программа для художественных школ (1-4 классы). Красноярск, ККНУЦКК, 2003.

Учебное пособие содержит тематически выстроенный теоретический материал, сопровождающийся репродукциями по изобразительному искусству.

                   

Наименование раздела, темы

Вид учебного занятия

Аудиторные занятия

49.5

1.  Виды искусства

1.1

Вводная беседа о видах искусства

беседа

1,5

2.  Пространственные (пластические) виды искусства

2.1

Знакомство с пространственными (пластическими) видами искусства

беседа

1,5

2.2

Графика,  как вид изобразительного искусства

беседа

1,5

2.3

Живопись как вид изобразительного искусства

беседа

1,5

2.4

Скульптура как вид изобразительного искусства

беседа

1,5

2.5

Архитектура как вид изобразительного искусства

беседа

1,5

2.6

Декоративно-прикладное искусство как вид изобразительного искусства

беседа

1,5

2.7.

Народные ремесла, ремесла родного края

Экскурсия, лекция

1,5

При создании ЭУМП подобраны и использованы наиболее яркие, по мнению автора, образцы мирового художественного искусства, в которых наиболее удачно отображены художественные выразительные средства, необходимые для раскрытия той или иной темы по курсу предмета.

Все модули пособия не рассчитаны конкретно по времени одного или серии уроков, и дают возможность преподавателю, в зависимости от педагогической ситуации (возраста детей, степени восприятия и освоения учебного материала) давать информацию в форме  краткого ознакомления или более углубленного изучения.

ЭУМП создавалось как методическое пособие для преподавателя, но фактически стало универсальным и может быть использовано также и обучающимися в домашних условиях при наличии компьютера, являясь опорными сигналами в отсутствии учебника при подготовке к уроку по предмету «История изобразительного искусства».

Самостоятельной работой обучающихся является повторение пройденного материала, зарисовки по темам, просмотр иллюстративного и видео материала по темам.

Данное ЭУМП выполнено в программе Microsoft PowerPoint (стандартная программа Microsoft Office, совместимая с 1997-2003г.), что позволяет модернизировать, обновлять, редактировать как текст, так и иллюстративный материал по усмотрению пользователя.

Необходимое оборудование: стационарный компьютер или ноутбук, видеопроектор, экран. Возможно также использование цифрового телевизора и переносного флеш-накопителя, при условии перезаписи ЭУМП на него.

Результат реализации ЭУМП

1. Использование в процессе обучения ЭУМП позволяет  успешно решать  основные задачи:

  • обучающиеся овладевают необходимым уровнем знаний  основных понятий истории изобразительного искусства;
  • умеют ориентироваться в различных эпохах и стилях изобразительного искусства;
  • владеют основными навыками восприятия произведений изобразительного искусства.

2. На основе ЭУМП создаются проверочные задания-тесты обученности для проведения контрольных точек.

3. Уровень компетенций выпускников школы позволяет продолжать им обучение в средних и высших профильных  учебных заведениях.