Электронное учебно-методическое пособие (далее ЭУМП) в МБОУ ДОД Березовской ДШИ используется в учебном процессе по предмету «Беседы об искусстве» с сентября 2014 года. При создании ЭУМП был использован многолетний личный опыт преподавания предмета «История изобразительного искусства» и «Беседы об искусстве», а так же накопленный информационный материал, в том числе в электронном виде.
В данном пособии представлен Раздел №1. «Пространственные (пластические) виды искусства».
Предмет «Беседы об искусстве» на 1 году обучения является обязательным предметом учебного плана предпрофессиональной образовательной программы «Живопись» (срок обучения 5 лет), реализуемой в детских художественных школах или художественных отделениях школ искусств. Предмет изучается на протяжении всего курса обучения, рассчитан на детей в возрасте 11-17 лет.
Изобразительное искусство рассчитано на визуальное восприятие, и методика преподавания предмета предполагает обязательную работу обучающихся не только с теоретическим материалом, но и с визуальной информацией (иллюстративным материалом), кроме этого необходимо также посещение выставок и музеев с соответствующими экспозициями.
Визуальное восприятие, дает возможность изучать, осмыслять зрительно иллюстративный и теоретический материал, эмоционально и рационально воспринимать его, что является методической основой в изучении предмета. При визуальном восприятии включаются психические процессы более высокого уровня, такие как память и мышление. Именно визуальное восприятие наиболее тесно связано с преобразованием информации, поступающей прямо из внешней среды.
Идея разработки электронного учебно-методического пособия по предмету возникла по нескольким причинам:
- отсутствие учебников по предмету для обучающихся в детской школе искусств;
- отсутствие структурно оформленной визуальной информации на бумажных носителях, доступных для обучающихся (энциклопедии, справочники, художественные альбомы с репродукциями, а также электронные энциклопедии) и другого учебного материала, который зачастую отсутствует в школе в необходимом объеме;
- отсутствие оперативного доступа у преподавателя к необходимому учебному материалу при подготовке к уроку и непосредственному ведению урока.
Создание электронного учебно-методического пособия позволило систематизировать учебный материал с применением правил мнемоники (от греч. mnemonika-искусство запоминания при помощи создания опорных сигналов, содержащих необходимую для долговременного запоминания учебной информации).
ЭУМП создано в соответствии с утвержденной в школе Программой по предмету «Беседы об искусстве», «История изобразительного искусства», которая создана на основе следующих образовательных программ:
- «История изобразительного искусства» программа для ДХШ и художественных отделений ДШИ: М., – МК СССР, 1986 г.;
- «Мировая художественная культура» образовательная программа для детских музыкальных школ, детских школ искусств / В.К.Котляров; Красноярск, ККНУЦКК, 2006 г.;
- История искусств. Программа для художественных школ (1-4 классы). Красноярск, ККНУЦКК, 2003.
Учебное пособие содержит тематически выстроенный теоретический материал, сопровождающийся репродукциями по изобразительному искусству.
№ |
Наименование раздела, темы |
Вид учебного занятия |
Аудиторные занятия |
49.5 |
|||
1. Виды искусства |
|||
1.1 |
Вводная беседа о видах искусства |
беседа |
1,5 |
2. Пространственные (пластические) виды искусства |
|||
2.1 |
Знакомство с пространственными (пластическими) видами искусства |
беседа |
1,5 |
2.2 |
Графика, как вид изобразительного искусства |
беседа |
1,5 |
2.3 |
Живопись как вид изобразительного искусства |
беседа |
1,5 |
2.4 |
Скульптура как вид изобразительного искусства |
беседа |
1,5 |
2.5 |
Архитектура как вид изобразительного искусства |
беседа |
1,5 |
2.6 |
Декоративно-прикладное искусство как вид изобразительного искусства |
беседа |
1,5 |
2.7. |
Народные ремесла, ремесла родного края |
Экскурсия, лекция |
1,5 |
При создании ЭУМП подобраны и использованы наиболее яркие, по мнению автора, образцы мирового художественного искусства, в которых наиболее удачно отображены художественные выразительные средства, необходимые для раскрытия той или иной темы по курсу предмета.
Все модули пособия не рассчитаны конкретно по времени одного или серии уроков, и дают возможность преподавателю, в зависимости от педагогической ситуации (возраста детей, степени восприятия и освоения учебного материала) давать информацию в форме краткого ознакомления или более углубленного изучения.
ЭУМП создавалось как методическое пособие для преподавателя, но фактически стало универсальным и может быть использовано также и обучающимися в домашних условиях при наличии компьютера, являясь опорными сигналами в отсутствии учебника при подготовке к уроку по предмету «История изобразительного искусства».
Самостоятельной работой обучающихся является повторение пройденного материала, зарисовки по темам, просмотр иллюстративного и видео материала по темам.
Данное ЭУМП выполнено в программе Microsoft PowerPoint (стандартная программа Microsoft Office, совместимая с 1997-2003г.), что позволяет модернизировать, обновлять, редактировать как текст, так и иллюстративный материал по усмотрению пользователя.
Необходимое оборудование: стационарный компьютер или ноутбук, видеопроектор, экран. Возможно также использование цифрового телевизора и переносного флеш-накопителя, при условии перезаписи ЭУМП на него.
Результат реализации ЭУМП
1. Использование в процессе обучения ЭУМП позволяет успешно решать основные задачи:
- обучающиеся овладевают необходимым уровнем знаний основных понятий истории изобразительного искусства;
- умеют ориентироваться в различных эпохах и стилях изобразительного искусства;
- владеют основными навыками восприятия произведений изобразительного искусства.
2. На основе ЭУМП создаются проверочные задания-тесты обученности для проведения контрольных точек.
3. Уровень компетенций выпускников школы позволяет продолжать им обучение в средних и высших профильных учебных заведениях.