Логопедический досуг в подготовительной к школе группе по теме «В царстве насекомых и цветов»

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку», Конкурс по экологии «Земля — наш общий дом»

Класс: д/с

Ключевые слова: насекомые, цветы


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (54 МБ)


Цель:

  • расширить и систематизировать представления детей о насекомых и растениях леса, поля, луга;
  • формировать экологическую компетентность дошкольников.

Задачи:

Образовательные:

  • актуализировать словарь по теме «Насекомые», «Цветы леса, поля, луга»;
  • расширять знания и представления детей об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях насекомых;
  • закреплять навыки словоизменения и словообразования;
  • закреплять умение делить слова на слоги;
  • закреплять графические образы изученных букв;
  • упражнять в проведении звукослогового анализа слов;
  • продолжать формировать представления о таких понятиях, как: слово-предмет, слово-признак, слово-действие;
  • учить работать с деформированным предложением: составлять простое распространенное предложение из слов, данных в нарушенной последовательности и произвольной форме.

Коррекционно-развивающие:

  • стимулировать развитие зрительного и слухового внимания, памяти, логического мышления, воображения;
  • развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику, координацию речи с движением.

Воспитательные:

  • воспитывать бережное и заботливое отношение к живой природе;
  • формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, умение работать самостоятельно и в коллективе;
  • воспитывать коммуникативные навыки;
  • совершенствовать умение слушать и слышать педагога.

Оборудование:

  • предметные картинки с изображением насекомых и цветов,
  • пескограф,
  • обручи,
  • гимнастические палки,
  • тактильные бревнышки.

Ход образовательной деятельности

1. Организационный момент. Слайд №2.

Логопед предлагает детям послушать звуки, и догадаться, кто их издает (комар, кузнечик, пчела), назвать обобщающее понятие (насекомые).

- А где мы можем увидеть насекомых? Чтобы больше узнать о насекомых, предлагаю вместе отправиться в поход.

2. Игра «Собери рюкзак». Слайд № 3.

- А кто из вас знает, что берут с собой в поход туристы? Давайте поможем ребятам собрать рюкзаки. Дети рассматривают картинку и называют лишние предметы.

- Теперь мы готовы и можем отправляться в путь. Дети имитируют надевание рюкзаков и идут по залу под музыку.

3. Игровое упражнение «Составь предложение». Слайд № 4.

- Перед нами небольшая речка. Чтобы ее перейти, надо построить мост из бревен. Но где же их взять? Логопед находит записку:

- Вы получите бревна для строительства моста, если внимательно прослушаете слова и составите из них предложения. За каждое правильное предложение - одно бревно.

Муравей, свой, в, муравейник, спешить. (Муравей спешит в свой муравейник).
Шмель, опылять, клевер, мохнатый. (Мохнатый шмель опыляет клевер.)
Кузнечик, стрекотать, громко, траве, в. (Кузнечик громко стрекочет в траве.)
Стрекоза, на, кувшинка, лист, сидеть. (Стрекоза сидит на листе кувшинки.)
Бабочка, над, полянка, порхать, лесной. (Бабочка порхает над лесной полянкой).

Дети выполняют задание и переходят по мосту, составленному из тактильных бревнышек.

4. Дидактическая игра «Помоги муравьишке». Слайд № 5.

- Ребята, мы оказались на лесной полянке. Вам здесь нравиться? Почему?

Появляется муравьишка, он рассказывает детям о том, что еще совсем недавно полянка была красивой, уютной и просит ребят помочь вернуть ей прежний вид.

Дети находят на картинке мусор (пластиковая бутылка, пластиковый стакан, полиэтиленовый пакет, алюминиевые банки, жестяные консервные банки, остатки еды, бумажки), составляют предложения по образцу, называют использованные предлоги:

Пакет висит на ветке дерева. Я сниму пакет с ветки дерева.
Банки лежат под кустом. Я уберу банки из-под куста.
Бутылка лежит под пеньком. Я уберу бутылку из-под пенька.
Стакан лежит за камнем. Я уберу стакан из-за камня.
Консервные банки лежат на траве. Я уберу консервные банки с травы…
Мусор постепенно исчезает.

5. Гимнастика для глаз «На полянке». Слайд № 6.

- Давайте посмотрим, какой красивой стала полянка!

6. Дидактическая игра «Найди пару – собери насекомое».

Логопед раздает детям картинки с изображением половинок насекомых. Чтобы собрать изображение целиком надо найти себе пару. Дети называют первый и последний звук в названиях насекомых (шмель, комар, паук, бабочка), дают его характеристику, записывают соответствующую букву на пескографе.

Логопед осуществляет проверку, используя подсветку на пескографе, соответствующую характеристике названного звука.

- А теперь расскажите, что делают ваши насекомые. Назовите слова, которые отвечают на вопрос «Что делает?» и обозначают действие. Слайд № 7 .

Паук (плетет, ловит, ползает)
Шмель (жужжит, гудит, летает, опыляет)
Бабочка (порхает, кружится, летает)
Комар (жалит, звенит, летает)

- А теперь постарайтесь описать своих насекомых, какие они, назовите слова-признаки.

Паук (маленький, длинноногий, волосатый, ядовитый)
Шмель (большой, мохнатый, полосатый)
Бабочка (красивая, пестрокрылая, яркая, воздушная)
Комар (маленький, длинноносый, назойливый)

7. Динамическая пауза «Жучки и кузнечики». Слайд № 8.

Дети делятся на жучков и кузнечиков. Жучки двигаются под звуки дудочки, а кузнечики под звуки скрипки, изображая игру на соответствующих музыкальных инструментах.

8. Дидактическая игра «Спрячь насекомых от дождя».

- Ребята, жуки жужжат, комары и мошки сильно кусаются, паук спрятался в угол паутины, а мухи затаились. Вы знаете к чему это? (К дождю)
Слайд № 9.

- Насекомые очень не любят и боятся дождя. А почему? (Ответы детей).

- Угадайте, где спрятались от дождя насекомые. Каждое насекомое прячется под тем цветком, в названии которого столько же слогов, сколько в названии насекомого. Слайд № 10.

Дети называют цветы (клевер, ромашка, колокольчик), определяют количество слогов.

Логопед раздает детям изображения насекомых и предлагает для определения количества слогов «прошагать» слово. Проверка правильности выполнения задания осуществляется с опорой на слайд № 10.

Лексический материал: бабочка, паук, гусеница, муравей, пчела, комар, стрекоза, кузнечик.

9. Дидактическая игра «Рассади цветы».

- Дождь закончился. Насекомые спешат по своим делам, а мы с вами немного поиграем, а заодно проверим, знаете ли вы, какие цветы растут на полянке. На ковре лежат два обруча синего и зеленого цвета. Логопед раздает детям предметные картинки с изображением цветов.

- Ребята, в синий обруч встанут те дети, у кого в названии цветка первый согласный твердый; в зеленый обруч встанут те дети, у кого первый согласный в названии цветка мягкий.

Проверка правильности выполнения задания с опорой на слайды № 11-12.

Лексический материал: василек, колокольчик, ромашка, цикорий, лютик, фиалка, незабудка, льнянка.

Дети читают слоги, напечатанные на обратной стороне картинок с изображением цветов и составляют из них предложение «Берегите природу!». Слайд № 13.

- Ребята, а как вы думаете, почему надо беречь природу? (Ответы детей).

10. Итог, оценка деятельности детей.

- Наш поход завершен. Что для вас сегодня было самым трудным? Что вам больше всего понравилось в походе? Слайд № 14.

Дети под музыку выходят из зала.