Программное содержание:
- Обучающие задачи: расширять представления детей о многообразии птиц, закрепить знания о характерных особенностях снегиря.
- Развивающие задачи: развивать познавательный интерес к объектам живой природы; развивать умение находить скрытый смысл в тексте загадок.
- Речевые задачи: обогащение активного словаря, развивать основы диалогового общения и связной монологической речи; обогащение пассивного словаря – щебетание.
- Воспитательные задачи: воспитывать любовь к природе.
Материал: Картинки с изображением снегирей на ветках рябины, гнезда снегирей с птенцами, репродукции картин художников.
Предварительная работа: наблюдение за птицами, прилетающими на участок, рассматривание изображений птиц на иллюстрациях, фотографиях, картинках, чтение стихов о птицах, беседы о жизни птиц зимой, прослушивание записей с голосами птиц.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, напомните какое сейчас время года? (Ответы детей). Да, сейчас зима. Мы с вами зимой можем наблюдать за птицами, прилетающими на участок. Каких птиц вы видели на участке? (Ответы детей). Зимой в кормушку прилетают синички, голуби, воробьи и другие птицы. Сегодня мы поговорим об одной удивительной красивой птице.
Послушайте загадку.
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появиться опять. (Снегирь)Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это … (Снегири)
Воспитатель: Да, эта красивая птичка называется снегирь. Снегирь – птица загадочная. Зимой и летом она живет в наших лесах. Летом среди зелени он не особенно заметен, но зимой – это время снегиря. Его яркая грудка выделяется на фоне белого снега.
Снегиря увидеть трудно
Летом за густой листвой.
А заметен красногрудый
Только зимнею порой.
Художники рисовали снегирей на своих полотнах. Давайте полюбуемся картинами.
А.Волков «Снегири» |
А.Прокофьев «Снегири» |
Е.Лоскутов «Снегири» |
Р.Савинова ««Снегири» |
О.Рыжиков «Снегири» |
Воспитатель: Ребята, давайте поговорим о снегире. Какая грудка у снегиря? ( Дети: красная, пушистая). Какая голова у снегиря? (Дети: маленькая, чёрная). Какой хвостик? (Дети: черный). Какие глаза? (Дети: маленькие, серые). Какой клюв? (Дети: маленький, серый). Какого цвета крылья у снегиря? (Дети: серого). Чем покрыто тело снегиря? (Дети: перьями).
(Воспитатель предлагает детям послушать песенку снегиря).
Воспитатель: Голос снегиря – негромкий свист («фьють-фьють»). Пение – довольно тихое и маловыразительное, в нем много скрипучих и шипящих звуков. Снегири очень дружные птицы, поэтому летают чаще всего стайкой. Что такое стайка? (Ответы детей). Стайка – это много птиц, которые летают вместе. А как называется стайка снегирей? (Варианты детей) - Снегириная стайка.
На снегу сидит, блистая,
Красногрудых птичек стая.
Бросим крошек поскорей
Для красавцев – снегирей.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, чем питаются снегири? (Ответы детей).
(Педагог обобщает ответы детей): Снегири питаются семенами различных трав, ягодами рябины.
(Воспитатель предлагает детям побыть снегирями).
Проводится физкультминутка «Снегири»
Вот на ветках посмотри, (Руками хлопают по бокам)
В красных майках снегири. (Показывают грудки)
Распустили перышки, (Руки слегка в стороны)
Греются на солнышке. (Шевелят пальчиками)
Головой вертят, вертят, (Повороты головой вправо, влево)
Улететь они хотят. (Бегут по кругу, взмахивая руками)
Кыш! Кыш! Улетели!
Воспитатель: Ребята, есть примета: снегири появляются рядом с жильем людей перед сильным снегопадом. Возможно, именно поэтому они и получили название «снегирь».
Снегирь – птица довольно доверчивая и общительная, поэтому можно приблизиться к снегирю поближе, рассмотреть его и покормить.
Снегири - снегири
На дворике у двери.
Я насыпал за порог
Гречку, семечки, творог.
Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомились с красивыми птицами – снегирями. Не забудьте зимой покормить птиц!