Рабочая программа внеурочной деятельности (общекультурное направление) «Буду настоящим читателем». 5–9-е классы

Разделы: Внеклассная работа


1. Пояснительная записка

Рабочая программа  «Буду настоящим читателем» составлена на основе авторской рабочей программы Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой «Буду настоящим читателем» и авторской рабочей программы Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой «Литература».

Программа «Буду настоящим читателем» ориентирована на овладение учащимися продуктивным чтением, правильной читательской деятельностью, в процессе освоения которой учащиеся изучат этапы работы с текстом, приобретут читательские умения, в результате чего у них появится интерес и мотивация к чтению. При этом обучение выступает не самоцелью, а условием интеллектуального развития детей.
Актуальность программы «Буду настоящим читателем» обусловлена тем, что в последние годы произошло ухудшение целого ряда характеристик чтения у детей и подростков, снижение их уровня грамотности. Проблемы чтения ныне встали в один ряд с важнейшими государственными задачами развития российской национальной культуры. Забота о детском чтении – это забота о будущем России.
Программа «Буду настоящим читателем» рассчитана на обучающихся 5-9 классов (10-16 лет).

На реализацию программы в 5-9-х классах отводится по 34 часа  из расчёта  1 часа в неделю.

Цель программы: общекультурное развитие личности учащихся средствами технологии продуктивного чтения на основе совместной с педагогом (родителем) деятельности в процессе чтения.

Задачи:

  • познакомить учащихся с авторской технологией продуктивного чтения;
  • формировать умение читать тексты с использованием трёх этапов работы с текстом;
  • совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг;
  • развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе обсуждения прочитанного;
  • обеспечить усвоение ряда понятий технологии: «прогнозирование», «диалог с автором», «комментированное чтение» и др.;
  • воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе, науке и искусству;
  • учить детей уважать всякий честный труд, талант, гений;
  • поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной, человечеством и желание быть им полезным;
  • приобщать детей и родителей к проектной деятельности.

Основные принципы реализации программы: научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

Срок реализации 5 лет, 2015-2020 учебные годы.

2. Личностные и метапредметные результаты реализации программы «Буду настоящим читателем»

1. Результаты первого уровня (ознакомление школьников с конкретным направлением, с социальной реальностью в повседневной жизни): получение школьниками знаний о содержании трёх шагов технологии продуктивного чтения, читательских умениях и способах разметки текстов для ведения «диалога с автором».

2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): демонстрация навыков по применению читательских умений и знаний о трёх этапах технологии работы с текстом в коллективной деятельности под руководством взрослых. Осознание содержания и структуры технологии; усвоение таких понятий технологии, как «прогнозирование», «диалог с автором», «комментированное чтение», и др. Способность самостоятельно мыслить в процессе обсуждения прочитанного, проявлять интерес к чтению книг, любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе, науке и искусству.

3. Результаты третьего уровня (приобретение школьниками опыта самостоятельного социального действия): приобретение опыта использования в практике основных читательских умений, приёмов работы с текстом, аргументирования своей точки зрения, ведения диалога с автором, проявление способности уважать всякий честный труд, талант, гений, сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной, человечеством и желание быть им полезным. Демонстрация интереса и мотивации к чтению книг.

Личностные:

  • осознавать себя ценной частью общества;
  • чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • испытывать чувство любви и уважения к Отечеству, его языку, культуре;
  • осознавать себя гражданином России;
  • объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России;
  • искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений;
  • уважать иное мнение; осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • развивать интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.

Метапредметные

1.  Регулятивные:

  • определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства еѐ осуществления;
  • учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему, выбирать тему проекта;
  • составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем;
  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки;
  • работая по составленному плану, использовать, наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, средства ИКТ);
  • в ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов;
  • понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

2. Познавательные:

  • предполагать, какая информация нужна;
  • отбирать необходимые книги, справочники, электронные диски;
  • сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет); 
  • выбирать основания для сравнения, классификации объектов;
  • устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;
  • выстраивать логическую цепь рассуждений;
  • представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ.

3.  Коммуникативные:

  • организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);
  • предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений;
  • оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учѐтом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;
  • при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами;
  • слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
  • увеличение активности учебной деятельности учащихся;
  • сформированность  активной гражданской позиции  учащихся;
  • сформированность  правового самосознания;
  • вовлечение  учащихся  в социально-значимую деятельность по решению   реальных проблем местного сообщества;
  • формирование толерантного отношения к людям другой национальности, другого вероисповедания;
  • реализация творческого потенциала личности.

3. Содержание программы

5 класс

Раздел I. Настоящий читатель (10 ч)

Кого можно считать настоящим читателем? Представление о настоящем читателе. Любимая книга. Обложка любимой книжки. Книги С.Я.Маршака, В.Г.Короленко. Экскурсия в библиотеку. Карточки, стеллажи, разделители книг. Алфавитный порядок расстановки книг. Правила поведения в библиотеке. Книги-«калеки», «лечение книг». Домашняя библиотека. Личная библиотека. Корешки книг твоей библиотеки. Члены семьи – собиратели книг. Настоящий читатель много читает. Лента времени для учёта длительности чтения. Писатели и их книги. Портреты писателей. Быстрое чтение. Получение информации. Проверка скорости и качества чтения. Читаем всё, что задано. Особенности чтения текстов математических задач. Чтение текстов из учебника русского языка и биологии. Сходство и различие текстов разных предметов. Творческая работа «Твоё представление о настоящем читателе». Выражение своей позиции в сочинении, рисунке или аппликации.

(Формы работы. Экскурсия в школьную, городскую библиотеки. «Лечение книг». Рассказ о писателе, о любимой книге. Иллюстрирование книг. Творческая работа «Твоё представление о настоящем читателе».)

Раздел II. Технология продуктивного чтения (17 ч)

Продуктивное чтение – что это? Высказывание предположений. Опрос взрослых друзей, одноклассников. Запись ответов. Продуктивное чтение и значение слова «продукт». Глубокое восприятие и понимание текста. Восприятие – активное включение человека в чтение. Читаем и переживаем. Читаем и реагируем на прочитанное: грустим, удивляемся, радуемся – испытываем эмоции. Технология – последовательность этапов (шагов) при чтении. Шаг первый. Чтение до чтения. Знакомство с книгой до чтения. Выбор книги для чтения. Название, автор, обложка, иллюстрации. Аннотация книги (краткое содержание). Прогнозирование и предвосхищение чтения. Высказывание своих первоначальных предположений. Шаг второй. Чтение во время чтения. Умение видеть незнакомые слова и уточнять их смысл. Вопросы к автору текста. Читательские умения. Читаем и воображаем. Читаем и чувствуем. Известные чувства. Передача восприятия через цвет. Эмоции и чувства – главное при чтении стихов. Радость, восхищение, любование. Смена настроения: грусть, печаль. Практическая работа с текстом Л.Н.Толстого «Акула». Чувства и эмоции читателя. Читаем и думаем, размышляем. Медленное вдумчивое чтение. Практическая работа с текстом Е.Пермяка «Самое страшное». Вопросы автору, возникающие по ходу чтения. Ответы на вопросы текста. Диалог с автором. Комментирование. Разметка текста. Умения настоящего читателя: читать, мысленно рисовать, представлять события и их героев. Практическая работа с текстом Д.Биссета «Мистер Крококот». Слова в круглых скобках – подсказки и комментарии. Практическая работа с текстом Ю.Коваля «Букет». Творческая работа по развитию читательских умений. Шаг третий. Книга дочитана. Чтение после чтения. Читательская работа продолжается. Умение перечитать нужное, интересное, придумать продолжение, помечтать, сделать выводы. Практическая работа с текстом Энн Хогарт «Мафин и паук». Знакомство с жизнью автора, его творчеством, историей создания книги.

(Формы работы. Беседа, анализ, комментирование текстов. Познавательная игра «Внимательный читатель».)

Раздел III. Проект «Дружим с книгой» (7 ч)

Обсуждение общей темы. Уточнение, выбор подтем проекта «Электронная книга будущего», «Самая фантастическая книга», «Книги о детях» и т.д. Участие и помощь родителей. Составлении плана работы над проектом. Подготовка проекта. Сбор информации. Работа с картотекой, с источниками. Выполнение проекта. Фиксация хода работы над проектом. Плакат для защиты проекта. Подготовка презентации к защите проекта. Защита проекта. Обобщение знаний в ходе праздника «Я – настоящий читатель!».

(Формы работы. Защита проектов. Читательская конференция. Праздник «Я – настоящий читатель!»)

6 класс

Раздел I. Настоящий читатель (6 ч)

Представление о настоящем читателе. Книга и читатель. Писатели и их книги. Становление читателя. Литература художественная и нехудожественная. Воздействие художественного произведения на эмоции и воображение читателя.

Раздел II. Технология продуктивного чтения (21 ч)

Продуктивное чтение и значение слова «продукт». Мир приключенческой литературы. Герои, живущие по законам чести. Что делает книгу и  её героев бессмертными. Практическая работа с текстом Ж.Верна «Дети капитана Гранта» (главы). Самоотверженность и мужество героев Ж.Верна.Практическая работа с текстом А.Дюма «Три мушкетёра» (главы). Законы чести, по которым живут герои Дюма. «Законы» приключенческой литературы. Особенности развития действия в приключенческой литературе.Практическая работа с текстом А.Н.Рыбакова «Кортик» (главы). Динамика развития событий в приключенческой повести. Герои и обстоятельства в жизни и литературе. Нравственные уроки приключенческой литературы.Практическая работа с текстом Б.С.Житкова «Механик Салерно». Ответственность человека за свои поступки. Тематическое и жанровое разнообразие приключенческой литературы. Пафос вольности и свободолюбия в художественной литературе. Большие события и маленькие герои в литературе.Практическая работа с текстом В.П.Катаева «Белеет парус одинокий» (главы). Взросление героев, путь от приключений-игр к суровой жизни. Практическая работа с текстом В.А.Каверина «Два капитана» (главы). Правда истории и художественный вымысел в приключенческом романе. Наука и фантазия в литературе. Понятие о фантастической литературе. Научная фантастика.Практическая работа с текстом А.Беляева «Голова профессора Доуэля» (главы). Ответственность учёных перед человечеством. Мир детства в литературе.Практическая работа с текстом Л.А.Кассиля «Кондуит и Швамбрания» (главы). Выдуманная страна детства. Проблема становления характера в произведениях. Практическая работа с текстом Г.Белых, Л.Пантелеева «Республика Шкид» (главы).

Раздел III. Проект «Мир твоих читательских интересов» (7 ч)

Обсуждение общей темы «Мир твоих читательских интересов». Уточнение, выбор подтем проекта «Электронная книга будущего», «Самая фантастическая книга», «Книги о детях» и т.д. Составлении плана работы над проектом. Подготовка проекта. Сбор информации. Работа с картотекой, с источниками. Выполнение проекта. Фиксация хода работы над проектом. Плакат для защиты проекта. Подготовка презентации к защите проекта. Защита проекта. Обобщение знаний в ходе праздника «Я – настоящий читатель!».

7 класс

Раздел I. Настоящий читатель (4 ч)

Настоящий читатель. Писатель-книга-читатель. Литературный герой и читатель. Личность автора, её отражение в литературе.

Раздел II. Технология продуктивного чтения (23 ч)

Глубокое восприятие и понимание текста - основа продуктивного чтения. Место мистики в мире художественной литературы. Жанровое многообразие мистической литературы. Мистика как способ художественного отражения действительности.Практическая работа с текстом М.Метерлинка «Синяя птица» (в сокращении). Истинное и ложное в жизни человека. Поиски счастья героями. Практическая работа с текстом П.Мериме «Венера Илльская» (в сокращении). Философский смысл новеллы и повести. «Вечные» темы в художественной литературе и разные формы их  воплощения. Роль сказки в жизни читателя. Нравственные ценности в сказках для взрослых. Практическая работа с текстом В.Гауфа «Маленький Мук». Сказка для детей и взрослых и её «недетские вопросы». Построение сказки («рассказ в рассказе»).Практическая работа с текстом Н.Д.Телешова «Белая цапля». Назначение человека и его ответственность перед будущим. Многообразие реального и художественного мира.Практическая работа с текстом К.Г.Паустовского «Старик в станционном буфете». Многостороннее изображение человека в эпических произведениях. Автор и его герои. Практическая работа с текстом А.Грина «Четырнадцать футов». Изображение человека в рассказе. Практическая работа с текстом О.Генри «Последний лист». Герои О.Генри. Размышление о назначении художника и искусства вообще. Смешное в жизни и литературе. Поучительная литература.Практическая работа с текстом И.Ильфа, Е.Петрова «Любители футбола». Практическая работа с текстом Джером К.Джером «Трое в одной лодке, не считая собаки» (главы).

Раздел III. Проект «Мир твоей литературы» (7 ч)

Обсуждение общей темы «Мир твоей литературы». Уточнение, выбор подтем проекта «Электронная книга будущего», «Самая фантастическая книга», «Книги о детях» и т.д. Составлении плана работы над проектом. Подготовка проекта. Сбор информации. Работа с картотекой, с источниками. Выполнение проекта. Фиксация хода работы над проектом. Плакат для защиты проекта. Подготовка презентации к защите проекта. Защита проекта. Обобщение знаний в ходе праздника «Я – настоящий читатель!».

8 класс

Раздел I. Настоящий читатель (3 ч)

Кто такой настоящий читатель. О литературе, писателе и читателе. Субъективность автора и читателя в оценке литературного героя.

Раздел II. Технология продуктивного чтения (24 ч)

Продуктивное чтение. Литературный герой и читатель. Автобиографическая и мемуарная литература. Личность автора, её отражение в литературе.Практическая работа с текстом А.И.Герцена «Былое и думы» (главы). Роль отрочества в становлении личности автора. «Былое и думы» как образец мемуарной литературы.Практическая работа с текстом Ш.Бронте «Джен Эйр» (главы). Автобиографическое начало в романе. Вымышленные мемуары. Нравственные проблемы художественной литературы. Читатель и герой художественного произведения, его характер, поступки.Практическая работа с текстом В.Ф.Тендрякова «Хлеб для собаки». Муки человеческой совести.Практическая работа с текстом  Л.А.Кассиля «Ранний восход» (главы). Духовное становление героя.Практическая работа с текстом  Сью Таунсенда «Дневники Адриана Моула» (отрывки). Ранимая душа подростка, его мечты и их реализация в жизни. Практическая работа с текстом  А.Франка «Погибель» (отрывки). Духовное становление человека в страшные годы войны. Нравственные основы характера литературного героя.Практическая работа с текстом  А.Г.Алексина «Безумная Евдокия» (в сокращении). Взаимоотношения личности и коллектива, педагога и учеников. Воспитание «таланта человечности». Практическая работа с текстом  В.К.Железникова «Чучело» (главы). Нравственные ценности в жизни героев. Читатель, герои и обстоятельства. Поступок героя как проявление характера. Вечные ценности в жизни и литературе.Практическая работа с текстом Ю.Д. Левитанского «Ну что с того, что я там был...». Влияние войны на человека – на его жизнь и внутренний мир. Практическая работа с текстом Ч.Т.Айтматова «Первый учитель» (в сокращении). Подвиг учителя Дюйшена. Нравственная красота характера героя.

Раздел III. Проект «Мир литературы» (7 ч)

Обсуждение общей темы «Мир литературы». Уточнение, выбор подтем проекта «Электронная книга будущего», «Самая фантастическая книга», «Книги о детях» и т.д. Составлении плана работы над проектом. Подготовка проекта. Сбор информации. Работа с картотекой, с источниками. Выполнение проекта. Фиксация хода работы над проектом. Плакат для защиты проекта. Подготовка презентации к защите проекта. Защита проекта. Обобщение знаний в ходе праздника «Я – настоящий читатель!».

9 класс

Раздел I. Настоящий читатель (4 ч)

Настоящий читатель много читает. Взросление личности и ее читательских интересов, вкусов, пристрастий. Личность автора. Мои любимые книги.

Раздел II. Технология продуктивного чтения (23 ч)

Продуктивное чтение - многоплановое чтение, чтение текста в разных аспектах (содержательном, литературоведческом, культурологическом и др.). Интерпретация прочитанного текста. Читатель, художественный образ и образность в литературе. Субъективность автора и читателя в оценке литературного героя. Практическая работа с текстом Т.Н.Толстой «Река Оккервиль». Столкновение выдуманного мира героя с реальной жизнью. Мир чувств читателя и литературного героя.Практическая работа с текстом Ф.Саган «Здравствуй, грусть» (главы). Сложность и противоречивость внутреннего мира героев. Необходимость бережного отношения к чувствам других. Практическая работа с текстом С.Д.Довлатова «Наши» (в сокращении). Герой и обстоятельства. Развитие внутреннего мира героя. Проблема отношения человека к родине. Тема эмиграции. Судьбы людей и страны. Идеалы свободы и справедливости в литературе. Герои-борцы. Героический характер. Практическая работа с текстом Б.Васильева «Завтра была война» (главы). Борьба героев за справедливость и человеческое достоинство. Жажда личного подвига. Человек как главная ценность в мире и в литературе. Гуманистический характер художественной литературы.Практическая работа с текстом М.Горького «Симплонский туннель» (из «Сказок об Италии»). Великая сила маленького человека. Практическая работа с текстом В.Шаламова «Последний бой майора Пугачева». Бой героя за свое человеческое «Я».

Раздел III. Проект «Я - читатель» (7 ч)

Обсуждение общей темы «Я - читатель». Уточнение, выбор подтем проекта «Электронная книга будущего», «Самая фантастическая книга», «Книги о детях» и т.д. Составлении плана работы над проектом. Подготовка проекта. Сбор информации. Работа с картотекой, с источниками. Выполнение проекта. Фиксация хода работы над проектом. Плакат для защиты проекта. Подготовка презентации к защите проекта. Защита проекта. Обобщение знаний в ходе праздника «Я – настоящий читатель!».