Занятие в средней группе по звуковой культуре речи на тему «Работа со словом»

Разделы: Логопедия


Цели:

  • Развивать мыслительную деятельность при отгадывании загадок, добавление слов во фразах.
  • Ознакомление с миром слов, понимание и различение коротких и длинных слов.
  • Активизация словаря, формирование обобщающих понятий.
  • Формирование грамматических категорий.
  • Развитие мелкой моторики рук.

Ход занятий

1. Дети посмотрите, что я принесла (логопед показывает кастрюльку).

А что может в кастрюле? (суп, каша, компот).

В кастрюле компот, но необычный. Я буду загадывать загадки, а вы отгадывайте (дети достают слово-картинку).

Загадки:

Я румяную матрёшку
От подруг не оторву,
Подожду, пока матрёшка
Упадёт сама в траву (груша).

 Само с кулачок, красный бочок
Тронешь пальцем-гладко,
А откусишь-сладко (яблоко).

В шкуре жёлтой
 Кислый он,
 Называется…(лимон).

На сучках висят шары,
 Посинели от жары (сливы).

Выставляются картинки на стенд.

А что ещё может в компоте? (ягоды-малина, клубника).

Закрепляется обобщающее слово-фруктовый компот, фруктово-ягодный компот.

2. Давайте поиграем в игру «Назови ласково». Яблоко-яблочко, слива-сливка, груша- грушка, малина-малинка, клубника-клубничка.

3. Пальчиковая гимнастика: «Варим компот» (дети показывают движения руками по тексту)

Будем мы варить компот
Фруктов нужно много,
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить,
Отожмём лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот,
Угостим честной народ.

Из чего мы варим компот? (из ягод, фруктов).

Какой получился компот? (сладкий, вкусный, фруктовый).

4. У меня есть весёлые стихи. Помогите добавить словечко.

  • Я рубашку сшила мишке, я сошью ему…(штанишки).
  • Прицепившись к задней шине, мишка едет на… (машине).
  • Уронила белка шишку, шишка стукнула…(зайчишку).
  • Часто к озеру напиться ходит рыжая…(лисица).

5. Логопед объясняет, что слова бывают разные и звучат по-разному, бывают «короткие и длинные». Короткие слова произносятся быстро (сок, бык, стул, стол….) и обозначаются короткой полоской. А длинные слова произносятся длительно (бабочка, пирамидка, машина, колобок…) и обозначаются длинной полоской. Детям показывают схематически полосками, какие слова короткие и длинные.

Логопед проводит игру «Расселите словечки в домики».

Предложить детям назвать предметные картинки, определить какое это слово и распределить их по домикам (использовать символы-полоски короткую и длинную).

6. Физминутка: «Я люблю свою лошадку» (имитация движений).

7. А теперь назовите «Сладкие и кислые словечки» (дети по желанию называют любые слова по вкусу).

Игра «Чудесный мешочек». Предложить детям определить рукой какой фрукт или ягода лежат в мешочке (апельсин, яблоко, слива, груша, лимон, клубника).

8. Итог занятия.