Дидактическая игра это игра с правилами, с конкретной целью и задачами, стоящими перед педагогом, который на практике применяет её в своей непосредственно образовательной деятельности.
Д.Б.Эльконин отмечал: «Особенностью игр с правилами является то, что овладение этими играми предполагает специальный подготовительный этап по усвоению правил. В сюжетно-ролевой игре нет такого этапа или особой деятельности по освоению роли и содержащихся в ней правил. Это происходит симультанно, а затем содержание роли конкретизируется и обогащается в ходе самой игры»
Дошкольный возраст - это период активизации усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Хорошо поставленная речь - одно из первоначальных условий развития личности ребёнка. Чем насыщеннее и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его потенциал в познании целостности картины мира, полноценнее и содержательнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Формирование и развитие речи дошкольника, особенно младшего, должно протекать неразрывно от общего развития.
Воспитатель должен создавать условия для речевого развития ребенка. А так как «в дошкольном детстве ведущей деятельностью является игра», то одним из условий успешной деятельности по развитию речи будет использование игр и упражнений с дидактическим содержанием.
Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, упражняет в составлении связных высказываний, умение правильно выражать свои мысли. В игре развивается и формируется способность аргументировать свои утверждения, выводы.
Основным стимулом познавательной деятельности в дидактической игре становится не указание воспитателя, а естественное для дошкольников желание поиграть. В соответствии с этим, воспитатель одновременно является наставником и участником игры, а дети узнают много нового.
Задача воспитателя заключается в том, чтобы вызвать интерес к игре, подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свой словарь. Дидактическая игра является широко распространённым методом словарной работы с детьми дошкольного возраста.
Независимо от вида дидактическая игра имеет определённую структуру, отличающую её от других видов игр и упражнений.
Игра, используемая для обучения, должна содержать, прежде всего, обучающую, дидактическую задачу. Играя, дети решают эту задачу в занимательной форме, которая достигается определёнными игровыми действиями. Игровые действия составляют основу дидактической игры, без них невозможна сама игра.
Обязательным компонентом игры являются и её правила, благодаря которым педагог в ходе игры управляет поведением детей, учебно-образовательным процессом.
Все мы знаем, что в дошкольной педагогике дидактические игры можно разделить на три основных вида:
- игры с предметами (игрушками, природным материалом)
- настольно-печатные
- словесные игры
В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы.
Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются.
Игры с природным материалом (семена растений, листья, разнообразные цветы, камушки, ракушки) мы применяем при проведении таких дидактических игр как «Чьи это детки?», «От какого дерева лист?», «Кто скорее выложит узор из разных листочков?», «Кто скорее сделает узор из камушков?», «Собери букет из осенних листьев», «Разложи листья по возрастающей величине». Также мы организуем их во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой: деревьями, кустарниками, цветами, семенами, листьями - дидактическая игра «Раз, два, три! Дерево назови!». В таких играх закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) и воспитывается любовь к природе, бережное к ней отношение.
Настольно-печатные игры - интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.
Настольные игры на формирование диалогической речи.
Для того чтобы речь детей была красива, необходимо учить воспитанников выстраивать диалоги, подбирать сравнения, образные выражения. И даже малыши 2-4 лет с такой задачей могут справиться, если систематически организовывать игры типа «Придумай и расскажи».
Словесные игры.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам и др.
В младших и средних группах игры со словом направлены в основном на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнения, закрепление и активизацию словаря, развитие правильной ориентировки в пространстве.
В основу всех видов занятий по развитию речи должно быть положено два требования:
- дети должны слышать обращенную к ним речь
- дети должны говорить сами.
Но в младшей группе есть дети, которые практически не говорят, все общение проходит с помощью жестов. С такими детьми дидактические игры ведутся соответствующим образом: первое это постепенное накопление их пассивного запаса слов.
Как отмечают многие учёные: «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте, пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы».
Однако не все малыши имеют одинаковый базовый уровень речевого развития: одни уже к 2-3 годам чисто и правильно произносят слова и даже отдельные фразы, то другие всё ещё недостаточно отчетливо говорят, многие звуки неправильно произносят или вообще не произносят. Таких детей в современном мире становится большинство, особенно в младшей группе. Это происходит от недостатка общения по формуле: взрослый - ребёнок и наоборот.
Анализируя всё сказанное, можно сделать вывод: чем больше взрослый (педагог, родитель) уделяет внимание дидактической игре и рассматривает его одним из основных методов в развитие речи дошкольника, тем больше детей уже в возрасте 2-3 будут чисто и правильно произносят слова и даже отдельные фразы. Игра для дошкольника это развитие!