Цель: Формирование элементарных математических представлений.
Образовательные задачи: учить детей понимать поставленную задачу и выполнять её самостоятельно и в коллективе; закреплять умение решать простейшие арифметические задания по картинкам;
Развивающие задачи: развивать логическое мышление, внимание, память, речь, умение ориентироваться в пространстве по предложенной схеме;
Воспитательные задачи: воспитывать целеустремленность, находчивость, умение выполнять задания сообща, договариваться друг с другом, доводить начатое дело до конца;
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
ОО «Познавательное развитие»: формировать представления об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.
ОО «Социально-коммуникативное развитие»: развивать стремление детей выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства, уточнить знания детей о световозвращающих элементах.
ОО «Речевое развитие»: продолжать развивать речь как средство общения, помогать детям употреблять в речи слова в точном соответствии со смыслом, совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях: существительные с числительными и прилагательные с существительными.
ОО «Художественно-эстетическое развитие»: развивать чувство формы, цвета, пропорции; формировать певческие навыки, эмоционально передавать характер мелодии.
ОО «Физическое развитие»: формировать у детей потребность в ежедневной двигательной деятельности, воспитывать стремление участвовать в играх с элементами соревнования.
Словарная работа: активизировать словарный запас (танграм, лепбук), обогащать речь детей прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов (геометрических фигур).
Наглядные средства обучения: световозвращающие браслеты на каждого ребенка с изображением разных геометрических фигур и цифр, индивидуальные карточки с заданиями, кубы с изображением цифр от 1 до 12, карта-пазл, «Танграм» напольный вариант для трех команд, игра «Домино» напольный вариант, мультимедиа.
Предварительная работа: знакомились с цифрами; решали логические задачи; проводили занятия и беседы на этические темы; изготовление игры «Танграм» и Лепбуков.
Ход организованной образовательной деятельности
Дети заходят в группу.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости, поприветствуем их.
Дети: Здравствуйте!
В этот момент забегает персонаж «Нолик» (обеспокоенный, взволнованный).
Нолик: Ребята, ребята! Помогите мне пожалуйста!
Воспитатель: Кто Вы? Что у Вас случилось?
Нолик: Я, Нолик, я ищу свою подружку Симку, которая внезапно пропала.
Вы ее видели? Помогите мне ее найти!
Звучит запись голоса Симки.
Голос: Чтобы меня найти, надо вместе с ребятами выложить кубики с цифрами по порядку от 1 до 12!
Нолик: А где взять эти кубики с цифрами?
Голос: Найти кубики поможет карта, которую вам нужно собрать по частям, за каждое выполненное задание.
Воспитатель: Ребята, поможем Нолику?
Дети: Да, поможем!
Воспитатель: Конечно, ребята помогут. Но чтобы отправиться в путь, нам надо надеть световозвращающие браслеты, чтобы нас было видно и заметно. И чтобы мы не заблудились в пути.
Дети надевают световозвращающие браслеты.
Воспитатель: Ребята, чтобы быстрее найти Симку, нам надо разделиться на группы-команды и работать сообща, помогая друг другу. Вы со мной согласны?
Дети: Да, согласны!
Воспитатель: Обратите внимание на цвет ваших браслетов. Надо подойти к знаку того цвета, который совпадает с цветом вашего браслета. Вот и собрались у нас три группы – зеленые, оранжевые и желтые. Пора отправляться в путь!
I задание «Сколько всего?»
На столах перед каждым ребенком расположены карточки с изображением определенного количества предметов и группы цифр. Задание: обвести маркером ту цифру, которая соответствует количеству изображенных предметов.
Воспитатель: А теперь проверим, как вы справились с заданием. Для этого перейдите к карточке соседа и проверьте ее сами. Проверили друг друга? Никто не ошибся? Хорошо, команды заслужили части карты, пусть они пока будут у Нолика.
Воспитатель: Ребята, обратите внимание на ваши браслеты, на них изображены разные геометрические фигуры. Подойдите к столу с той фигурой, которая изображена на вашем браслете. Сейчас вы собрались в другие команды.
II задание «Что лишнее?»
Перед каждым ребенком карточка с изображением определенного количества фигур, среди которых надо выбрать лишнюю и зачеркнуть ее маркером.
Воспитатель: Ребята, скажите, почему вы зачеркнули именно эти фигуры? Как вы думаете, вы, верно, выполнили задание? Хорошо, вот получите еще части карты.
Воспитатель: И снова обратите внимание на ваши браслеты. Видите на них цифры? Подойдите к столу с той цифрой, которая изображена на вашем браслете. Опять у нас команды в новых составах.
III задание «Составь картинку» («Танграм»)
У каждой команды наборы «Танграм» из крупных геометрических фигур и схема на экране, на которую воспитатель обращает внимание детей. Дети в командах сообща собирают по схеме изображение и выполняют задание.
Воспитатель: Ребята, изображение кого вы собрали? Из каких фигур состоит изображение? Как вы думаете, вы справились с этим заданием? Хорошо, части карты ваши.
Воспитатель: А сейчас создадим две команды, команду Девочек и команду Мальчиков.
IV задание «Домино»
У команды Девочек кирпичики красного цвета, а у мальчиков – синие. На верхней грани кирпичика изображены разные цифры и геометрические фигуры. Команды собирают цепочку домино, которую начинают сообща в противоположные стороны, и если у команды девочек и у команды мальчиков последние кирпичики домино сойдутся, то задание будет считаться выполненным правильно.
Воспитатель: Молодцы, команда мальчиков и команда девочек! Вы справились с заданием. Теперь все части карты у вас, надо ее собрать скорей, чтобы найти кубики с цифрами.
V задание «Собери карту»
Дети собирают карту.
Воспитатель: Посмотрите внимательно, ребята, на карту. Куда указывает стрелка? Где спрятаны кубики?
Дети находят кубики и выкладывают их по порядку, от 1 до 12.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Со всеми заданиями справились.
Звучат фанфары, выскакивает Симка. Нолик и Симка благодарят детей за помощь.
Дети исполняют песню «Песенка друзей» (муз. В.Герчик, слова Я.Акима)
Воспитатель: Ребята, дружба творит настоящие чудеса. Вместе с друзьями все трудности нипочем. Сегодня вы помогали друг другу решать трудные задания. О каких заданиях вы расскажете своим мамам и папам? В какую игру научите играть своих родителей и друзей?
Симка и Нолик дарят детям математический Лепбук, прощаются и уходят.