Актуальность выбранной тематики обусловлена следующими причинами:
- Ограниченность финансовых ресурсов – важнейшая проблема экономики;
- Модуль «Деньги» изучается не только в экономике, но и в обществознании;
- В экономике модуль «Деньги» изучается концентрически: в 6, 9 и 11 классах, что обусловливает широкое применение представленного материала;
- В экономическом блоке ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию содержатся рассматриваемые вопросы;
- Представленная информация способствует успешному выполнению тестов и решению экономико-математических задач.
Новизна работы:
Автором статьи разработаны:
- Две презентации Microsoft PP, содержащие информацию и задания по темам: «Функции и свойства денег», «Эмиссия денег», «Происхождение и сущность денег. Виды денег»;
- Деловая игра «ЭмиТент» и все задания: вопросы, схемы, таблицы, тесты;
- Критерии оценок за проектные действия и другие задания;
- Импровизированный международный «Диплом МВФ»;
- Работа соответствует требованию ФГОС: создавать и организовывать «условия, инициирующие действие» учащихся.
МЕТОДИКА УРОКА
Класс: девятый.
Цель урока: выполнение учебного мини-проекта в рамках деловой игры.
Задачи:
- Организовать познавательную деятельность учащихся для формирования информационно-коммуникационной и коммуникативной компетентностей;
- Создать условия для практической работы учащихся и совершенствования УУД.
Предметные УУД:
- определять сущность денег и понятие «эмиссия» денег;
- сравнивать виды денег; выявлять преимущества и недостатки различных видов денег.
Метапредметные УУД:
- самостоятельно формулировать цель;
- преобразовывать практические задачи в познавательные;
- самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.
Изучить новые понятия: эмиссия, эмитент, ликвидность, доходность, МВФ, национальная и иностранная валюта.
Усвоить концепции:
- Преимущества и недостатки различных видов денег;
- Взаимосвязь ликвидности, доходности, надёжности.
- Закрепить знание изученных ранее понятий и сформировать предметные компетентности: сущность денег; виды, функции, свойства денег.
- Развивать экономическое мышление и экономически грамотную речь;
- Содействовать социализации и самоопределению учащихся.
Форма урока: урок информационного поиска и проектирования.
Формы работы: фронтальная и групповая.
Педагогические технологии: ИК-технологии и проектная технология
Подходы: личностно-ориентированный и системно-деятельностный подходы.
Методы: проблемное изложение; метод проектов; исследовательский метод.
Средства обучения:
- мультимедиапроектор, ноутбук, экран
- медиатека кабинета, ЭОР;
- интернет-ресурсы;
- классная доска;
- наглядные пособия: плакат «Виды денег», плакат «Национальные валюты», коллекция «Деньги разных времён и государств».
- учебные пособия:
- «Экономика: Рабочая тетрадь. 9 класс», Н-Н, НИРО, НГЦ, 2015. – 205 с.
- «Экономика. Базовый курс 10-11 кл.», И. В. Липсиц, М., Вита-Пресс, 2011.
- «Экономика. Учебник для 10-11кл. ОО. Углублённый уровень образования. / Под ред. С. И. Иванова, А. Я. Линькова. Кн. 2. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015. – 304 с.
- «Прикладная экономика», 10-11 класс, М., «Поли-Экспресс», 2005. – 272 с.
- Макконнел К.Р Брю С.Л., «Экономикс», М.: «Хагар-Демос», 2009. – 785 с.
- Сажина М.А., Чибриков Г.Г. «Экономическая теория», М.: «Норма», 2011. – 447с.
СЦЕНАРИЙ УРОКА
Подготовительный этап.
На предыдущем уроке учащиеся получили домашнее задание:
- Повторить изученные ранее темы о видах денег, о функциях и свойствах денег (презентация 2).
- Сформулировать гипотезу о возможном образе сказочных денег, нарисовать их
- Принести альбомный лист, карандаши, фломастеры и т.п.
- Создать команды по 4-6 человек и эмблемы команд, выбрать спикеров.
Оформление кабинета:
- Рекомендуется парты поставить парами, чтобы сидеть группами по 4-6 человек
- Учитель изготавливает карточки с рекомендациями, с заданиями и критериями оценок; ведомости для оценок; листы бумаги для списков участников (Приложение 1).
СТРУКТУРА УРОКА
Продолжительность урока 45 мин.
1. Организационный момент - 1 мин
2. Мотивация учебной деятельности (слайд № 2) -1 мин
Учитель сообщает тему урока (слайд №2) и цель урока: выполнение учебного мини-проекта в рамках деловой игры под названием «ЭмиТент. Затем обосновывается необходимость повторения (презентация 2) ранее изученного материала: «Поскольку вам придётся продемонстрировать знание ранее изученных тем (Приложение 2) и нового материала, то начнём с проверки домашнего задания». Учитель сообщает, что ответы будут оцениваться «комиссией МВФ», т. е. жюри; назначает жюри из 2-3 человек; приглашает их занять почётные места и обеспечивает их необходимым материалом.
3. Проверка домашнего задания (слайды № 3,4) - 5 мин
Устный опрос учащихся по предыдущим темам. Вопросы и задания содержатся на слайдах № 3, 4 в ПРЕЗЕНТАЦИИ № 1 учителя. «Комиссия МВФ» оценивает каждый устный ответ в соответствии с критериями (Приложение 1).
Вопросы:
- Какая информация скрыта на слайде?
- Объясните взаимосвязь между символическими и наличными деньгами.
- Докажите, что все безналичные деньги являются кредитными деньгами.
- Сравните электронные и кредитные деньги.
- Каких денег больше: наличных или безналичных, - в промышленно развитой экономике?
- Каким функциям денег соответствуют примеры на слайдах?
4. Объяснение новой темы (слайды № 5 – 10) - 5 мин
Тема урока соответствует программе и КТП (Приложение 2).
На доске записана следующая информация:
Тема: «Эмиссия денег. Преимущества и недостатки различных видов денег»
Список литературы:
- «Рабочая тетрадь. 9 кл.»: стр. 5-6 , 10-12, 22-23.
- И.В. Липсиц «Экономика»: § 14, 15-17.
- «Прикладная экономика» с.181-196.
- С.И.Иванов «Экономика» § 14.1; 14.2.
- Макконнел К.Р Брю С.Л., «Экономикс» § 19 с. 255-264.
- Сажина М.А., Чибриков Г.Г. «Экономическая теория» §2 с. 37-40; §5 с. 372-374.
Размещены наглядные пособия:
- плакат «Национальные валюты»,
- коллекция «Деньги разных времён и государств»,
- коллекция «Виды денег».
Учитель объясняет тему, демонстрируя слайды: № 5 и 6.
Ученики, используя «Рабочую тетрадь. 9 кл.» с. 22-23, и опираясь на логическое мышление, находят ответы на вопросы, содержащиеся на слайде № 5:
- Почему Центробанк называют эмиссионным?
- Являются ли деньги ценными бумагами?
- Могут ли быть деньгами ценные бумаги?
- Кто может выпускать ценные бумаги?
- Что относится к ценным бумагам?
Ученики выполняют задания на слайдах № 7-10 с целью закрепление знаний:
- Разместите в порядке убывания ликвидности различные виды денег.
- Разместите в порядке увеличения доходности указанные виды денег.
- Назовите преимущества и недостатки различных видов денег.
5. Проектирование в рамках деловой игры «ЭмиТент» - 30 мин
5.1. Характеристика деловой игры (слайды № 12-16).
Вся информация для учеников содержится в карточках с рекомендациями, с заданиями и критериями оценок (Приложение 1). Используя слайды, учитель объясняет последовательность работы над мини-проектом; указывает на источники информации; акцентирует внимание на проблеме противоречивого мнения учёных относительно понятия «мировые деньги»; предлагает ученикам сформировать своё мнение по данной проблеме. Продуктами проектной деятельности будут макеты сказочных денег, а также выводы и рекомендации.
Защита мини-проекта означает обоснование соответствия сказочных денег известным видам, свойствам, функциям и одной из научных точек зрения по поводу мировых денег. Лидирующая команда получит «Диплом МВФ» (Приложение 3) и оценки «5».
5.2. Работа над учебным мини-проектом (слайд № 15).
В командах используется разделение труда: 2-3 «учёных» изучают рекомендации по проекту и учебные пособия по теме; 1-2 «художника» изготавливают макет импровизированных денег; спикер руководит работой команды и заполняет бланк – резюме для защиты проекта. Спикеры играют роль управляющих в сказочных Центробанках, являющихся эмитентами.
5.3. Защита проекта (слайды № 16, 17)
Коллективная защита проекта оценивается на 2 балла выше, чем выступление только спикера. Ученики участвуют в обсуждении полученной информации и анализируют результаты (рефлексия). Оценивается защита проектов в соответствии с требованиями, указанными в приложении 1.
6. Подведение итогов урока (слайды 18, 20) - 2 мин
Жюри «комиссия МВФ» сообщает результаты деловой игры «ЭмиТент». Учитель обобщает и систематизирует результаты урока, выставляет оценки и организует вручение наград. Желательно похвалить учеников за то, что они самостоятельно извлекали дополнительную информацию по теме урока. Возможная заключительная фраза учителя: «В процессе урока информационного поиска и проектирования достигнута цель: выполнены учебные мини-проекты в рамках деловой игры. Все молодцы! Желаю дальнейших успешных финансовых проектов!»
7. Постановка домашнего задания(слайд 19) - 1 мин
«Рабочая тетрадь. 9 кл.»: стр. 22-23 учить. Написать эссе на одну из тем, указанную на стр. 21:
- «Деньги и богатство одно и то же или нет?»
- «История денег: от ракушки до электронных пластиковых карточек».
- «Деньги в сфере обращения товаров «слуги» или «господа»?
- «Настоящее и будущее денег».