Авторы УМК: Система «Школа России», авторы: М.И.Моро, М.А.Бантовая, Г.В.Бельтюкова, С.И.Волкова, С.В.Степанова.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Планируемые результаты:
Предметные:
- закреплять умение учащихся решать примеры и задачи действием умножения;
- развивать вычислительные навыки;
- формировать умения учащихся решать задачи делением.
Формируемые УУД:
- Личностные: формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе.
- Регулятивные: учить принимать и сохранять учебную задачу, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения, осуществлять итоговый и пошаговый контроль.
- Познавательные: учить осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков, синтез как составление целого из частей, проводить сравнение по заданным критериям.
- Коммуникативные: учить договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, использовать речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач.
Оборудование: Компьютер, проектор, экран, презентация, «Математика 2 класс». Учебник для общеобразовательной школы с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч.2 / [М. И. Моро, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова и др] М.: Просвещение, 2017.
1. Организационный момент
Всем доброе утро!
Проверка посадки:
Руки? – На месте!
Ноги? – Вместе!
Локти? – У края!
Спина? – Прямая!
Молодцы, ребята!
Ученица приветствует гостей:
Мы рады приветствовать
Гостей в нашем классе.
Возможно, есть классы и лучше и краше.
Но, пусть в нашем классе
Всем будет светло,
Пусть будет уютно и очень тепло
2. Актуализация знаний
- Откройте тетради и запишите число классная работа.
Минутка чистописания
- Посмотрите, написание каких цифр сегодня повторим (3,6).
- Какие двузначные числа можно составить из этих цифр? (36, 63). Запишите их.
Устный счёт
- Что вы можете про них рассказать? (сходства: двузначные, из одинаковых цифр; различия: 3 - дес. и ед., 6 - дес. и ед., четное, нечетное, одно больше (меньше) другого)
- Составьте выражение на сложение с этими числами (63+36=99). Составьте задачу, для которой это выражение являлось бы решением.
Составьте выражение на вычитание (63-36=27). Придумайте задачу, которую можно решить так.
Работа в парах
- Положите перед собой Карточку №1 и прочитайте задание, которое я предлагаю.
(Составь к каждой задаче выражение и найди его значение.)
КАРТОЧКА 1. (Приложение)
а) На каждый конверт наклеили по 2 марки. Сколько марок на 3 конвертах?
б) На конверты наклеили (разложили) 6 марок: по 2 марки на каждый конверт. Сколько получилось конвертов с марками?
- Кто справился с первой задачей? Прочитайте задачу.
- С помощью какого действия записали решение? (сложение)
- Каким действием можем заменить? (умножением)
- Какие слова вам помогли при выборе решения? (по 2 марки на 3 конвертах).
- Что поможет проверить правильность решения задачи? (Схема, рисунок, эталон…)
- Изобразите с помощью рисунка ход своих рассуждений.
- Почему же мы эту задачу решали с помощью умножения? (По 2 взять 3 раз)
- Оцените себя.
- Поставьте «+» те, у кого решение было правильным, те, у кого нашлись ошибки – «?»
- Кто смог решить вторую задачу?
- Прочитайте вторую задачу. Ответьте на вопрос задачи? (сколько получилось конвертов с марками? -3)
- Как записать решение? Какие будут предложения?
- Возникла проблема, как же записать решение. Почему оно возникло? (не знаем, как записать, не хватает знаний).
- Будем разбираться…
Работа в парах
- Перед вами конверты, на которые мы будем клеить марки. По сколько марок будем клеить на конверт? (по 2).
- На один конверт наклеиваем 2 марки, на другой конверт 2 марки, на третий 2 марки…Марки закончились. На сколько конвертов хватило марок? (на 3 конверта).
- Что мы делали с марками? (клеили, распределяли, делили)
- Как может называться действие, когда что-то делят? (деление).
- Верно, действие, в котором что-то раздаётся (или делится) поровну называется в математике делением. (повторяем хором)
- Определите тему урока. (Деление)
- Верно, тема урока «Конкретный смысл действия деления».
Определим цели урока:
- ПОЗНАКОМИМСЯ с конкретным смыслом действия деления.
- УЗНАЕМ каким знаком обозначают деление.
- НАУЧИМСЯ решать задачи на деление.
- Мы уже знаем три мат. действия: сложение – обозначается знаком +, вычитание – минус, умножение – точкой, действие деление в математике обозначается двоеточием ( : ).
- Вернёмся к нашей задаче.
- Какое действие мы совершали с марками. (делили)
- Верно, мы 6 марок разделили по 2 и узнали, что этих марок хватило на 3 конверта.
- Запишем решение задачи с помощью цифр и знаков - 6:2=3 (6 разделить на 2 получится 3 – это значит, что в 6 по 2 содержится 3 раза)
- В нашей записи появился новый знак «:» - деление.
- Прочитаем выражение хором.
3. Первичное закрепление знаний
Решим задачу с.58 №1.
- Прочитайте задачу. (1 ребёнок у доски)
Детям раздали 12 орехов, по 3 ореха каждому. Сколько детей получили орехи?
- О чём говорится в задаче? (об орехах).
- Сколько было орехов? (12)
- Изобразим на рисунке 000000000000
- Что делали с орехами? (раздавали, делили)
- По сколько орехов каждому ребёнку? (по 3 ореха).
- Покажем вертикальными линиями. (000/000/000/000).
- Сколько раз по 3 содержится в 12? (4).
- Что это значит? (что орехи получат 4 ребёнка)
- Запишем решение с помощью деления.
12:3=4 (р.)
Ответ: 4 ребёнка.
- Ещё раз прочитаем выражение хором. Что это значит? (что в 12 по 3 содержится 4 раза)
4. Применение новых знаний на практике (групповая работа)
- Нам поступил заказ: сшить халаты для докторов. Работа подходит к концу, осталось пришить пуговицы. Ваша задача, выяснить, на сколько халатов хватит пуговиц, которые у вас есть. А на листочке записать решение. Работать будем в группах, помните о правилах работы в группе. Если команда готова – покажите свою готовность знаком. Приложение 2
- У 1 группы 4 пуговицы – на каждый халат вы должны пришить по 2 (детям выдано 3 халата). 4:2=2
- У 2 группы 6 пуговиц – на каждый халат вы должны пришить по 3 (детям выдано 3 халата). 6:3=2
- У 3 группы 6 пуговиц – на каждый халат вы должны пришить по 2 (детям выдано 4 халата). 6:2=3
- У 4 группы 8 пуговиц – на каждый халат вы должны пришить по 2 (детям выдано 5 халатов). 8:2=4
- У 5 группы 9 пуговиц – на каждый халат вы должны пришить по 3 (детям выдано 4 халата). 9:3=3
- У 6 группы 10 пуговиц – на каждый халат вы должны пришить по 2 (детям выдано 6 халатов). 10:2=5
(Дети объясняют ход решения задачи, начинаю с 6 группы)
Физминутка
5. Работа в парах
- Проверим, на сколько успешно вы усвоили материал. Выполните задание на карточках. Соотнесите рисунок и математическое выражение.
- Проверим
- Оцените работу своей пары.
6. Самостоятельное применение знаний на практике
- Перед вами конверты. В конвертах задания. В зелёном конверте самое сложное задание (рекомендую 2 ряду), в конверте жёлтого цвета задание немного проще, а первому ряду рекомендую задание из красного конверта. Но у вас есть выбор. Выберете тот конверт, который посчитаете нужным.
- Внимательно читайте задание, если понадобится моя помощь, подайте сигнал. Приступайте к работе.
1 уровень – красный
12 яблок раздали детям, по 3 яблока каждому. Сколько детей получат яблоки?
* * *|* * * |* * * |* * *
(записать решение и ответ)
2 уровень – жёлтый
12 яблок раздали детям, по 3 яблока каждому. Сколько детей получат яблоки?
(выбрать правильный схематичный рисунок, записать решение и ответ)
* * *|* * * |* * * |* * *
* * * *| * * * * |* * * *
3 уровень – зелёный
12 яблок раздали детям, по 3 яблока каждому. Сколько детей получат яблоки?
(сделать схематичный рисунок, записать решение и ответ)
(Взаимопроверка по эталону)
- Оцените работу своего соседа.
7. Итог урока
- Секрет какого действия разгадали (ПОЗНАКОМИЛИСЬ)? (смысл действия деления).
- Что УЗНАЛИ? (каким знаком обозначают деление).
- Чему НАУЧИЛИСЬ решать задачи на деление.
- Какое задание понравилось больше всего?
- Что показалось трудным?
8. Домашнее задание
9. Рефлексия
Оцените себя по пятибалльной шкале. Поясните свою оценку.