Конспект урока математики "Конкретный смысл действия деления". 2-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 2

Ключевые слова: математика, УМК «Школа России», деление


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Авторы УМК:  Система «Школа России», авторы: М.И.Моро, М.А.Бантовая, Г.В.Бельтюкова, С.И.Волкова, С.В.Степанова.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Планируемые результаты:

Предметные: 

  • закреплять умение учащихся решать примеры и задачи действием умножения;
  • развивать вычислительные навыки;
  • формировать умения учащихся решать задачи делением.

Формируемые УУД:

  • Личностные: формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе.
  • Регулятивные: учить принимать и сохранять учебную задачу, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения, осуществлять итоговый и пошаговый контроль.
  • Познавательные: учить осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков, синтез как составление целого из частей, проводить сравнение по заданным критериям.
  • Коммуникативные: учить договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, использовать речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач.

Оборудование: Компьютер, проектор, экран, презентация, «Математика 2 класс». Учебник для общеобразовательной школы с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч.2 / [М. И. Моро, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова и др] М.: Просвещение, 2017.

1. Организационный момент

Всем доброе утро!

Проверка посадки:

Руки? – На месте!
Ноги? – Вместе!
Локти? – У края!
Спина? – Прямая!
Молодцы, ребята!

Ученица приветствует гостей:

Мы рады приветствовать
Гостей в нашем классе.
Возможно, есть классы и лучше и краше.
Но, пусть в нашем классе
Всем будет светло,
Пусть будет уютно и очень тепло

2. Актуализация знаний

- Откройте тетради и запишите число классная работа.

Минутка чистописания

- Посмотрите, написание  каких цифр сегодня повторим (3,6).

- Какие двузначные числа можно составить из этих цифр? (36, 63). Запишите их.

Устный счёт

- Что вы можете про них рассказать? (сходства: двузначные, из одинаковых цифр; различия: 3 - дес. и ед., 6 - дес. и ед., четное, нечетное, одно больше (меньше) другого)

- Составьте выражение на сложение с этими числами (63+36=99). Составьте задачу, для которой это выражение являлось бы решением.
Составьте выражение на вычитание (63-36=27). Придумайте задачу, которую можно решить так.

Работа в парах

- Положите перед собой Карточку №1 и прочитайте задание, которое я предлагаю.

(Составь к каждой задаче выражение и найди его значение.)

КАРТОЧКА 1. (Приложение)

а) На каждый конверт наклеили по 2 марки. Сколько марок на 3 конвертах?

б) На конверты наклеили (разложили) 6 марок: по 2 марки на каждый конверт. Сколько получилось конвертов с марками?

- Кто справился с первой задачей? Прочитайте задачу.

- С помощью какого действия записали решение? (сложение)

- Каким действием можем заменить? (умножением)

- Какие слова вам помогли при выборе решения? (по 2 марки на 3 конвертах).

- Что поможет проверить правильность решения задачи? (Схема, рисунок, эталон…)

- Изобразите с помощью рисунка ход своих рассуждений.

- Почему же мы эту задачу решали с помощью умножения? (По 2 взять 3 раз)

- Оцените себя.

- Поставьте «+» те, у кого решение было правильным, те, у кого нашлись ошибки – «?»

- Кто смог решить вторую задачу?

- Прочитайте вторую задачу. Ответьте на вопрос задачи? (сколько получилось конвертов с марками? -3)

- Как записать решение? Какие будут предложения?

-  Возникла проблема, как же записать решение. Почему оно возникло? (не знаем, как записать, не хватает знаний).

- Будем разбираться…

Работа в парах

- Перед вами конверты, на которые мы будем клеить марки. По сколько марок будем клеить на конверт? (по 2).

- На один конверт наклеиваем 2 марки, на другой конверт 2 марки, на третий 2 марки…Марки закончились. На сколько конвертов хватило марок? (на 3 конверта).

- Что мы делали с марками? (клеили, распределяли, делили)

- Как может называться действие, когда что-то делят? (деление).

- Верно, действие, в котором что-то раздаётся (или делится) поровну называется в математике делением. (повторяем хором)

- Определите тему урока. (Деление)

- Верно, тема урока «Конкретный смысл действия деления».

Определим цели урока:

  • ПОЗНАКОМИМСЯ с конкретным смыслом действия деления.
  • УЗНАЕМ каким знаком обозначают деление.
  • НАУЧИМСЯ решать задачи на деление.

- Мы  уже знаем три мат. действия: сложение – обозначается знаком +, вычитание – минус, умножение – точкой, действие деление  в математике обозначается двоеточием ( : ).

- Вернёмся к нашей задаче.

- Какое действие мы совершали с марками. (делили)

- Верно, мы 6 марок разделили по 2 и узнали, что этих марок хватило на 3 конверта.

- Запишем решение задачи с помощью цифр и знаков - 6:2=3 (6 разделить на 2 получится 3 – это значит, что в 6 по 2 содержится 3 раза)

- В нашей записи появился новый знак «:» - деление.

- Прочитаем выражение хором.

3. Первичное закрепление знаний

Решим задачу с.58 №1.

- Прочитайте задачу. (1 ребёнок у доски)

Детям раздали 12 орехов, по 3 ореха каждому. Сколько детей получили орехи?

- О чём говорится в задаче? (об орехах).

- Сколько было орехов? (12)

- Изобразим на рисунке 000000000000

- Что делали с орехами? (раздавали, делили)

- По сколько орехов каждому ребёнку? (по 3 ореха).

- Покажем вертикальными линиями. (000/000/000/000).

- Сколько раз по 3 содержится в 12? (4).

- Что это значит? (что орехи получат 4 ребёнка)

- Запишем решение с помощью деления.

12:3=4 (р.)

Ответ: 4 ребёнка.

- Ещё раз прочитаем выражение хором. Что это значит? (что в 12 по 3 содержится 4 раза)

4. Применение новых знаний на практике (групповая работа)

- Нам поступил заказ: сшить халаты для докторов. Работа подходит к концу, осталось пришить пуговицы. Ваша задача, выяснить, на сколько халатов хватит пуговиц, которые у вас есть. А на листочке записать решение. Работать будем в группах, помните о правилах работы в группе. Если команда готова – покажите свою готовность знаком. Приложение 2

  • У 1 группы 4 пуговицы – на каждый халат вы должны пришить по 2 (детям выдано 3 халата). 4:2=2
  • У 2 группы 6 пуговиц – на каждый халат вы должны пришить по 3 (детям выдано 3 халата). 6:3=2
  • У 3 группы 6 пуговиц – на каждый халат вы должны пришить по 2 (детям выдано 4 халата). 6:2=3
  • У 4 группы 8 пуговиц – на каждый халат вы должны пришить по 2 (детям выдано 5 халатов). 8:2=4
  • У 5 группы 9 пуговиц – на каждый халат вы должны пришить по 3 (детям выдано 4 халата). 9:3=3
  • У 6 группы 10 пуговиц – на каждый халат вы должны пришить по 2 (детям выдано 6 халатов). 10:2=5

(Дети объясняют ход решения задачи, начинаю с 6 группы)

Физминутка

5. Работа в парах

- Проверим, на сколько успешно вы усвоили материал. Выполните задание на карточках. Соотнесите рисунок и математическое выражение.

- Проверим

- Оцените работу своей пары.

6. Самостоятельное применение знаний на практике

- Перед вами конверты. В конвертах задания. В зелёном конверте самое сложное задание (рекомендую 2 ряду), в конверте жёлтого цвета задание немного проще, а первому ряду рекомендую задание из красного конверта. Но у вас есть выбор. Выберете тот конверт, который посчитаете нужным.

Приложение 3

- Внимательно читайте задание, если понадобится моя помощь, подайте сигнал. Приступайте к работе.

1 уровень – красный

12 яблок раздали детям, по 3 яблока каждому. Сколько детей получат яблоки?

* * *|* * * |* * * |* * *

(записать решение и ответ)

2 уровень –  жёлтый

12 яблок раздали детям, по 3 яблока каждому. Сколько детей получат яблоки?

 (выбрать правильный схематичный рисунок, записать решение и ответ)

* * *|* * * |* * * |* * *

* * * *| * * * * |* * * *

3 уровень – зелёный

12 яблок раздали детям, по 3 яблока каждому.  Сколько детей получат яблоки?

(сделать схематичный рисунок, записать решение и ответ)

(Взаимопроверка по эталону)

- Оцените работу своего соседа.

7. Итог урока

- Секрет какого действия разгадали (ПОЗНАКОМИЛИСЬ)? (смысл действия деления).

- Что УЗНАЛИ? (каким знаком обозначают деление).

- Чему НАУЧИЛИСЬ решать задачи на деление.

- Какое задание понравилось больше всего?

- Что показалось трудным?

8. Домашнее задание

9. Рефлексия

Оцените себя по пятибалльной шкале. Поясните свою оценку.