Тип урока: урок получения новых знаний.
Цель урока: дать понятие о числительном как о части речи, показать общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль числительных; формировать умения находить в тексте числительные, развивать умения обобщать изученный материал, делать самостоятельные выводы; на материале заданий создать условия для воспитания любви к родному языку и культуре; способствовать развитию культуры речи учащихся.
Целеполагающие задачи:
- предметные: обучающиеся смогут дать определение понятиям «числительное», его общее грамматическое значение, морфологические свойства, синтаксические функции, дать определение понятиям «порядковое числительное», «количественное числительное», и выявлять отличия между ними.
- метапредметные: обучающиеся смогут анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, определять синтаксическую роль имен числительных разных разрядов, отличать имена числительные от слов других частей речи со значением количества, распознавать количественные, порядковые, числительные: приводить примеры.
- личностные: обучающиеся смогут определять границы собственного знания и незнания; осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к языку; стремление к речевому совершенствованию.
Оборудование: учебник «Русский язык. 6 класс», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др. М., «Просвещение», 2014г., мультимедийный проектор, презентация.
Ход урока
1. Организационный момент
Здравствуйте! Сегодня я в вашем классе проведу открытый урок. Зовут меня Елена Васильевна. Я надеюсь, мы найдём с вами взаимопонимание, и урок пройдёт успешно.
На столах лежат кружочки – это наше настроение.
- Красный кружок – отличное,
- жёлтый – хорошее,
- синий – не очень хорошее.
- Сейчас у вас настроение каково?
Покажите кружочек и скажите «Во!»
У.: Сегодня у нас будет не обычный урок, а урок -… Открытие.
2. Актуализация знаний
У.: Знаете ли вы, что такое ОТКРЫТИЕ?
Д.: Открытие – это…
У.: Как вы думаете, легко ли сделать открытие?
Д.: Наверно, нелегко.
У.: Какие люди могут сделать открытие?
Д.: Смелые, умные, трудолюбивые.
У.: А хотели бы вы сами попробовать сделать открытие?
Д.: Да, хотели бы.
У.: Сегодня на уроке у каждого из вас будет такая возможность. Для этого мы должны смело размышлять, выдвигать предположения и ни в коем случае не бояться даже самой трудной ситуации. Помните, что только трудолюбивые люди добиваются поставленной цели. Запишите число.
3. Активное целеполагание
Осенью Николаю исполнилось двадцать лет.
Наступила двадцатая осень жизни Николая.
Внимательно посмотрите на предложения. Запишите их. Подчеркните в предложении слова, связанные со значением числа.
- На какие вопросы отвечают слова “двадцать”, «двадцатая»?
- Что обозначают эти слова?
- Для чего они нужны в предложении?
В чем между ними разница (вопросы «сколько?» в первом предложении и «которая»? во втором; в первом предложении числительное входит в состав подлежащего, а во втором является определением). Дети делают вывод, что числительные тоже бывают разными.
Подумайте, к какой части речи относятся эти слова. Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Имя числительное)
- Правильно, ребята. Тема сегодняшнего урока «Имя числительное как часть речи». Это первая тема в разделе «Имя числительное».
Итак, тема нашего урока, как вы сказали, имя числительное. (слайд 1) Презентация
Что же мы должны будем узнать и чему научиться?
Сформулируйте задачи урока, опираясь на его тему. Используйте опорные фразы.
Задачи урока:
- Познакомимся с именем числительным как частью речи.
- Научимся находить числительное в тексте.
- Узнаем о количественных и порядковых числительных.
4. Творческая практическая деятельность
Давайте проведем исследование и откроем еще одну тайну русского языка.
Распределите в три колонки слова, которые обозначают: 1) число; 2) количество предметов; 3) порядок предметов при счете.
В трех тетрадях. Семь книг. К пяти прибавить восемь будет тринадцать. Четвертой тарелкой. Восьмого стула.
- На какие вопросы отвечают выписанные слова?
- Что обозначают числительные?
- Обозначьте падеж.
ВЫВОД 1
2) Задание: письменно ответьте на вопросы,
1. Сколько тебе лет?
2. В каком классе ты учишься?
3. Сколько в кабинете парт?
4. За какой партой ты сидишь?
5. Назови любое число до 10.
Обратите внимание на записанные числительные. Можно ли их поделить на группы? (ДА)
- По какому признаку будете делить? (ПО вопросам)
- Какие числительные будут в первой группе? (12, 14, 7)
- Во второй группе? (шестом, второй)
- Что обозначают числительные, которые отвечают на вопрос сколько? (Количество предметов)
- Что обозначают числительные, которые отвечают на вопрос какой? (Порядок предметов при счете)
ВЫВОД 2:
- Что обозначает числительное?
- Итак, числительные, которые отвечают на вопрос сколько? и обозначают количество предметов, называются количественные.
- Числительные, которые отвечают на вопрос какой? и обозначают порядок предметов при счете, называются порядковые.
Физминутка.
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на стульчик тихо сесть.
5. Первичное закрепление
- Какая новая часть речи встретилась в физминутке?
- Какие это числительные? (количественные)
- Почему? (Сколько)
- Превратите количественные числительные в порядковые числительные.(раз – первый, два – второй, три – третий, четыре – четвертый, пять – пятый, шесть – шестой.)
ВЗАИМОПРОВЕРКА
ВЫВОД: Порядковые числительные образованы от количественных.
3) Определи синтаксическую роль числительных.
Три и два – пять.
Первый луч солнца пробился в окно.
Поезд отправляется в два часа.
Я пригласил в гости двух друзей.
ВЫВОД 3: Числительные могут быть разными членами предложения.
1. Чтение определения в учебнике.
Имена числительные часто употребляются в речи. И это подтверждается большим количеством пословиц и фразеологизмов, в которых они используются. Например: Один ум хорошо, а два ума лучше. Как две капли воды, наговорить с три короба, в два счёта.
2. Игра «Кто больше?» Таинственное число «семь». Оно особое, в нем есть некое волшебство: семь дней в неделе, семь планет на небе, семь мудрецов на свете было, семь чудес на свете.
- Назовите пословицы и фразеологизмы с числительным СЕМЬ.
- Семеро одного не ждут.
- Семь раз отмерь, один раз отрежь.
- Семи пядей во лбу.
- До седьмого пота.
- Семь бед – один ответ.
- Почувствовать себя на седьмом небе.
- Семь верст до небес с все лесом.
- За семью печатями.
С ЧИСЛИТЕЛЬНЫМИ МОЖНО СОСТАВЛЯТЬ РЕБУСЫ.
4) Домашнее задание. Слайд №
- Составить ребусы с числительными, подобрать загадки, пословицы с числительным
5) Исследование в парах по рядам
- Проведём небольшое исследование.
- Подберите к числительным однокоренные слова (1 глагол, 1 существительное, 1 прилагательное), сделайте вывод, какие ещё части речи могут иметь числовое значение?
1 ряд 2 ряд 3 ряд
Два Три Пять
Ответы:
- Два – удвоить, двоится, двойка, двоечник, удвоенная, двухэтажный, двойной
- Три – тройка, троечник, трояк , утроить, троится, тройной.
- Пять – пятак, пятёрка, пятачок, пятерной, пятиклассник.
- Какие же части речи могут выражать числовое значение?
ВЫВОД 4:
- Существительные, прилагательные, глаголы, наречия.
Основным отличием числительных от других частей речи является то, что числительные можно записать цифрами и словами, а другие части речи – только словами.
- В этом мы сейчас потренируемся.
6) Заполнение таблицы
- Рассмотрите таблицу, прочитайте записи под ней, сформулируйте задание к упражнению?
Имя числительное |
Имя существительное |
Имя прилагательное |
Наречие |
|
|
|
|
Шестерка, семиместный, четырежды, пятидневный, двойка, впятером, девятый, тринадцать, сороконожка, один, вдвоем, два, трехлетний, пятак,.
7) Запишите ответы на вопросы, используя числительные.
- Сколько лет жили старик со старухой в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина?
- Сколько богатырей было в «Сказке о мертвой царевне»?
- О скольких каплях воды говорится во фразеологизме со значением «Очень похожи, одинаковые»?
- Сколько коробов можно наврать?
- Сколько должно быть зайцев, чтобы погнаться за ними и ни одного не поймать?
6. Подведение итогов
- С какой частью речи вы сегодня познакомились?
- Что вы узнали о числительном как о части речи?
- Какие разряды числительных вам известны? Приведите примеры.
- Как отличить числительное от других частей речи?
Поделитесь своим настроением
РЕФЛЕКСИЯ – карта изучения нового материала.
Мне все понятно | Мне было легко |
Мне было интересно |
Испытываю трудности |
|
|
|
|
Шутке – минутка: отгадайте загадки, в которых есть числительные:
1. У двух матерей по пять сыновей, а имя одно всем (руки, пальцы)
2. Четыре брата бегут, друг друга не догонят (колёса)
3. Между двух светил я в середине один (нос)
4. Тридцать два молотят, один поворачивает (зубы и язык)
5. Два стоят, два лежат, пятый ходит, шестой водит, седьмой песенки поёт (дверь)
6.Один бежит, другой лежит, третий кланяется (река, берега, камыш)