Урок математики по теме «Письменное сложение и вычитание многозначных чисел». 7-й класс

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку», Коррекционная педагогика

Класс: 7


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цели урока:

1. Образовательные:

  • актуализировать представления учащихся о нумерации многозначных чисел;
  • закрепить умение выполнять письменное сложение и вычитание многозначных чисел; 

2. Коррекционно-развивающие:

  • совершенствовать операции мыслительной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация);
  • корректировать внимание;
  • формировать умение работать по алгоритму;
  • развивать связную устную речь;

3. Воспитательные:

  • воспитывать аккуратность;
  • формировать навык правильного поведения на уроке.

Тип урока: урок повторения, обобщения и закрепления знаний, умений и навыков;

Форма проведения урока: урок-путешествие;

Оборудование:

  • компьютер;
  • карточки для самостоятельной работы;
  • слайды;
  • мультимедийный проектор, экран.

Ход урока

I. Организационный момент.

(Слайд 1)

Учитель:

Ракета небо прочеркнула,
Ей в космос путь давно не нов.
Не слышно рокота и гула
Уж из-под облачных ковров.
И укрощенный мирный атом
Послушен разуму людей;
Над Падуном, плотиной сжатым -
Свет электрических огней!
Всё это – плод людских исканий,
Всё это создано не вдруг
Могучей силой точных знаний
И мастерством рабочих рук!
И прежде чем, заметьте кстати.
 Ракете той был дан прицел,
 Её маршрутом математик
 На крыльях формул пролетел.
Сухие строки уравнений,
В них сила разума влилась,
В них - объяснение явлений,
Вещей разгаданная связь!

Ребята! В 2017 году наша страна отмечала 56 лет со дня первого полета человека в открытый космос - День космонавтики, 12 апреля 1961г. гражданин СССР Юрий Алексеевич Гагарин совершил первый полёт в космос на космическом корабле «Восток». (Слайд 2)

Этот полёт показал практическую возможность покорения человеком космоса. В этом лежит большая заслуга многих ученых-математиков.

В.Чкалов говорил: «Полёт – это математика». И действительно, покорение космоса не обошлось без математических расчётов. (Слайд 3)

Многие мальчишки и девчонки мечтают совершить свой полет в космос, стать космонавтами, но для этого нужно иметь хорошие знания, отличное здоровье и физическую подготовку. Нам сегодня предстоит совершить путешествие в медицинское учреждение, в результате этого путешествия мы пройдем обследование, узнаем много нового и интересного, получим сведения о состоянии здоровья всего класса. Тема нашего урока: «Письменное сложение и вычитание многозначных чисел». (Слайд 4-5)

II. Задание врача-ОТОЛАРИНГОЛОГА (Устный счет).

В путешествии нас будет сопровождать доктор Айболит. На партах лежат карточки для записи результатов обследования. (Слайд 6)  А вот и первый кабинет. Ребята, тут нас примет врач - ОТОЛАРИНГОЛОГ. Его ещё называют ухо-горло-нос. Зайдем и посмотрим, что нас там ждет. Вы должны громко и четко произносить ответы.

а) На доске записаны числа: (Слайд 7)

- Прочитайте эти числа (вслух, по очереди).

- Назовите только однозначные числа.

- Какие числа мы называем однозначными?

- Найдите трёхзначные и четырёхзначные числа.

- Назовите круглые числа?

- Почему они так называются?

- Найдите самое маленькое число.

- Назовите самое большое число.

- Докажите, что оно самое большое.

б) Выпишите в тетрадь из этого ряда шестизначное число. 

в) Под ним (в столбик) запишите любое четырёхзначное число. 

г) Выполните действия сложение и вычитание.

д) Повторите алгоритм сложения и алгоритм вычитания.

Молодцы, ребята, вы хорошо справились с заданиями. Результат обследования будет записан у вас в карточке.

III. Задание врача-ОФТАЛЬМОЛОГА.

Ребята, перед нами следующий кабинет. Сейчас мы проверим зрение нашего класса у врача офтальмолога, его ещё называют - окулист. Посмотрим, какие задания для нас приготовил врач - ОФТАЛЬМОЛОГ. Решите примеры и расскажите, как выполняли вычитание и сложение. (Слайд 8-9)

(Решение примеров, четыре ученика решают у доски, а весь класс в тетрадях.)

  1. 92 465 – 19 357;
  2. 43 104 – 16 313;
  3. 34549 + 56 372;
  4. 478 274 + 395 315.

Ребята, вы выполнили первое задание, но врач приготовил нам ещё одно задание – гимнастика для глаз. Дружно выполним это задание (Слайд 10-11).

Молодцы, ребята, вы хорошо справились с заданиями. Результат обследования будет записан у вас в карточке.

IV. Задание врача-СТОМАТОЛОГА.

Далее кабинет врача – Стоматолога. Ребята, проверим свои зубы и выполним задание врача - Стоматолога. (Слайд 12-13)

Задача. Администрация школы выделила деньги на покупку нового школьного оборудования. На эти деньги купили учебные столы, за которые заплатили 21 583 р., и ещё осталось 18 417 р. Сколько рублей было выделено на покупку нового школьного оборудования?

- О чем говорится в задаче? Что известно?

- Можно ли сразу ответить на вопрос задачи?

- Что надо найти первым действием?

- Как ответить на вопрос задачи?

(Ученик решает задачу у доски, остальные ребята в тетрадях).

Молодцы, справились с заданием. Результаты посмотрите в карте осмотра, а сейчас продолжаем наше путешествие.

V. Задание врача-КАРДИОЛОГА.

Следующий кабинет перед нами, там нас ждет врач – КАРДИОЛОГ. Зайдем и посмотрим, что для нас приготовил врач - КАРДИОЛОГ. (Слайд 14-15)

Найдите неизвестные компоненты действий:

а) х + 28 106 = 89 000;

б) х – 107 219 = 492 611.

 (Два ученика решают у доски, весь класс в тетрадях.)

Молодцы, справились с первым заданием. Теперь посмотрим какие вы подвижные, далее для нас задание врача – ХИРУРГА. (Слайд 16)

 VI. Физминутка.

 Раз - подняться на носки и улыбнуться,
Два – руки вверх и подтянуться,
Три - согнуться, разогнуться,
Четыре - снова всё начать.
Пять - на пояс руки ставим,
Шесть - повороты туловища начинаем,
Семь - по глубже всем вздохнуть.
Восемь - мы разок присядем,
Девять - урок наш продолжаем. (Слайд 17)

Молодцы, справились с заданием, результат осмотра записан в карточку. Продолжаем путешествие.

VII. Задание врача-НЕВРОПАТОЛОГА.

А теперь проверим вашу быстроту реакции. (Слайд 18-19)

- Считаем устно.

200 000 + 45 000; 534 000 – 500 000; 830 000 + 30 000;

140 000 – 20 000; 740 000 – 50 000; 300 000 + 330 000.

- Назовите компоненты вычисления.

Ребята, вы, отлично выполнили задание. Результат записан в карте осмотра. Наше путешествие продолжается, далее перед нами кабинет врача – ТЕРАПЕВТА. (Слайд 20)

VIII. Задание врача – ТЕРАПЕВТА (Самостоятельная работа с последующей проверкой).

(Приложение 1)

Предлагаем вам выполнить самостоятельную работу и получить результат осмотра от врача. (Слайд 21)

(Учащиеся самостоятельно выполняют работу и сдают её учителю на проверку.)

Молодцы! Решили, справились. Теперь второе задание от нашего врача – ТЕРАПЕВТА.

IX. Задание от ГЛАВНОГО ВРАЧА.

Ребята, наше путешествие подходит к завершению, но у нас ещё один кабинет – кабинет ГЛАВНОГО ВРАЧА, в любой поликлинике есть ГЛАВНЫЙ ВРАЧ, который дает заключительный главный результат осмотра. Зайдем и посмотрим, что для нас приготовил ГЛАВНЫЙ ВРАЧ. (Слайд 22 -23)  Решите задачу.

Задача: В цеху изготовили за год 51 000 сумок. Из них хозяйственных сумок 30 460 штук, остальные сумки спортивные. На сколько меньше изготовили спортивных сумок, чем хозяйственных?

- О чем говорится в задаче?

- Что известно?

- Можно ли сразу ответить на вопрос задачи?

Молодцы, ребята, выполнили задание. Результат записан в карте осмотра. Чтобы быть здоровым. (Слайд 24)

Нужно спортом заниматься,
Руки мыть перед едой,
Зубы чистить, закаляться,
И всегда дружить с водой.
И тогда все люди в мире
Долго, долго будут жить.
И запомните, ребята, ведь здоровье
В магазине не купить!

XI. Итог урока.

(Слайд 25)

Сейчас мы проверим волновались ли вы проходя наш медосмотр. Предлагаю вам закончить предложение:

Сегодня на уроке я повторил и запомнил…

  • Я понял…
  • Я научился…
  • У меня не получилось…
  • Мне хотелось бы…
  • Я справлюсь с домашней работой…

Итак, все врачи дали заключение, что класс здоров, значит, вы готовы решать серьезные математические задачи.

XII. Домашнее задание.

(Слайд 26) № 1, № 2, стр.43 (II вариант).

Литература.

1. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII “Математика 7”. Автор Т.В.Алышева. Москва «Просвещение», 2016 год;

2. Учебно-методические газеты “Математика”. Издательский дом “Первое сентября”: а) № 19 2003 год; б) № 8 2004 год;

3. Материалы сайтов: https://urok.1sept.ru; https://infourok.ru/biblioteka; http://www.uchportal.ru/load/