Цели урока:
1. Образовательные:
- актуализировать представления учащихся о нумерации многозначных чисел;
- закрепить умение выполнять письменное сложение и вычитание многозначных чисел;
2. Коррекционно-развивающие:
- совершенствовать операции мыслительной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация);
- корректировать внимание;
- формировать умение работать по алгоритму;
- развивать связную устную речь;
3. Воспитательные:
- воспитывать аккуратность;
- формировать навык правильного поведения на уроке.
Тип урока: урок повторения, обобщения и закрепления знаний, умений и навыков;
Форма проведения урока: урок-путешествие;
Оборудование:
- компьютер;
- карточки для самостоятельной работы;
- слайды;
- мультимедийный проектор, экран.
Ход урока
I. Организационный момент.
(Слайд 1)
Учитель:
Ракета небо прочеркнула,
Ей в космос путь давно не нов.
Не слышно рокота и гула
Уж из-под облачных ковров.
И укрощенный мирный атом
Послушен разуму людей;
Над Падуном, плотиной сжатым -
Свет электрических огней!
Всё это – плод людских исканий,
Всё это создано не вдруг
Могучей силой точных знаний
И мастерством рабочих рук!
И прежде чем, заметьте кстати.
Ракете той был дан прицел,
Её маршрутом математик
На крыльях формул пролетел.
Сухие строки уравнений,
В них сила разума влилась,
В них - объяснение явлений,
Вещей разгаданная связь!
Ребята! В 2017 году наша страна отмечала 56 лет со дня первого полета человека в открытый космос - День космонавтики, 12 апреля 1961г. гражданин СССР Юрий Алексеевич Гагарин совершил первый полёт в космос на космическом корабле «Восток». (Слайд 2)
Этот полёт показал практическую возможность покорения человеком космоса. В этом лежит большая заслуга многих ученых-математиков.
В.Чкалов говорил: «Полёт – это математика». И действительно, покорение космоса не обошлось без математических расчётов. (Слайд 3)
Многие мальчишки и девчонки мечтают совершить свой полет в космос, стать космонавтами, но для этого нужно иметь хорошие знания, отличное здоровье и физическую подготовку. Нам сегодня предстоит совершить путешествие в медицинское учреждение, в результате этого путешествия мы пройдем обследование, узнаем много нового и интересного, получим сведения о состоянии здоровья всего класса. Тема нашего урока: «Письменное сложение и вычитание многозначных чисел». (Слайд 4-5)
II. Задание врача-ОТОЛАРИНГОЛОГА (Устный счет).
В путешествии нас будет сопровождать доктор Айболит. На партах лежат карточки для записи результатов обследования. (Слайд 6) А вот и первый кабинет. Ребята, тут нас примет врач - ОТОЛАРИНГОЛОГ. Его ещё называют ухо-горло-нос. Зайдем и посмотрим, что нас там ждет. Вы должны громко и четко произносить ответы.
а) На доске записаны числа: (Слайд 7)
- Прочитайте эти числа (вслух, по очереди).
- Назовите только однозначные числа.
- Какие числа мы называем однозначными?
- Найдите трёхзначные и четырёхзначные числа.
- Назовите круглые числа?
- Почему они так называются?
- Найдите самое маленькое число.
- Назовите самое большое число.
- Докажите, что оно самое большое.
б) Выпишите в тетрадь из этого ряда шестизначное число.
в) Под ним (в столбик) запишите любое четырёхзначное число.
г) Выполните действия сложение и вычитание.
д) Повторите алгоритм сложения и алгоритм вычитания.
Молодцы, ребята, вы хорошо справились с заданиями. Результат обследования будет записан у вас в карточке.
III. Задание врача-ОФТАЛЬМОЛОГА.
Ребята, перед нами следующий кабинет. Сейчас мы проверим зрение нашего класса у врача офтальмолога, его ещё называют - окулист. Посмотрим, какие задания для нас приготовил врач - ОФТАЛЬМОЛОГ. Решите примеры и расскажите, как выполняли вычитание и сложение. (Слайд 8-9)
(Решение примеров, четыре ученика решают у доски, а весь класс в тетрадях.)
- 92 465 – 19 357;
- 43 104 – 16 313;
- 34549 + 56 372;
- 478 274 + 395 315.
Ребята, вы выполнили первое задание, но врач приготовил нам ещё одно задание – гимнастика для глаз. Дружно выполним это задание (Слайд 10-11).
Молодцы, ребята, вы хорошо справились с заданиями. Результат обследования будет записан у вас в карточке.
IV. Задание врача-СТОМАТОЛОГА.
Далее кабинет врача – Стоматолога. Ребята, проверим свои зубы и выполним задание врача - Стоматолога. (Слайд 12-13)
Задача. Администрация школы выделила деньги на покупку нового школьного оборудования. На эти деньги купили учебные столы, за которые заплатили 21 583 р., и ещё осталось 18 417 р. Сколько рублей было выделено на покупку нового школьного оборудования?
- О чем говорится в задаче? Что известно?
- Можно ли сразу ответить на вопрос задачи?
- Что надо найти первым действием?
- Как ответить на вопрос задачи?
(Ученик решает задачу у доски, остальные ребята в тетрадях).
Молодцы, справились с заданием. Результаты посмотрите в карте осмотра, а сейчас продолжаем наше путешествие.
V. Задание врача-КАРДИОЛОГА.
Следующий кабинет перед нами, там нас ждет врач – КАРДИОЛОГ. Зайдем и посмотрим, что для нас приготовил врач - КАРДИОЛОГ. (Слайд 14-15)
Найдите неизвестные компоненты действий:
а) х + 28 106 = 89 000;
б) х – 107 219 = 492 611.
(Два ученика решают у доски, весь класс в тетрадях.)
Молодцы, справились с первым заданием. Теперь посмотрим какие вы подвижные, далее для нас задание врача – ХИРУРГА. (Слайд 16)
VI. Физминутка.
Раз - подняться на носки и улыбнуться,
Два – руки вверх и подтянуться,
Три - согнуться, разогнуться,
Четыре - снова всё начать.
Пять - на пояс руки ставим,
Шесть - повороты туловища начинаем,
Семь - по глубже всем вздохнуть.
Восемь - мы разок присядем,
Девять - урок наш продолжаем. (Слайд 17)
Молодцы, справились с заданием, результат осмотра записан в карточку. Продолжаем путешествие.
VII. Задание врача-НЕВРОПАТОЛОГА.
А теперь проверим вашу быстроту реакции. (Слайд 18-19)
- Считаем устно.
200 000 + 45 000; 534 000 – 500 000; 830 000 + 30 000;
140 000 – 20 000; 740 000 – 50 000; 300 000 + 330 000.
- Назовите компоненты вычисления.
Ребята, вы, отлично выполнили задание. Результат записан в карте осмотра. Наше путешествие продолжается, далее перед нами кабинет врача – ТЕРАПЕВТА. (Слайд 20)
VIII. Задание врача – ТЕРАПЕВТА (Самостоятельная работа с последующей проверкой).
Предлагаем вам выполнить самостоятельную работу и получить результат осмотра от врача. (Слайд 21)
(Учащиеся самостоятельно выполняют работу и сдают её учителю на проверку.)
Молодцы! Решили, справились. Теперь второе задание от нашего врача – ТЕРАПЕВТА.
IX. Задание от ГЛАВНОГО ВРАЧА.
Ребята, наше путешествие подходит к завершению, но у нас ещё один кабинет – кабинет ГЛАВНОГО ВРАЧА, в любой поликлинике есть ГЛАВНЫЙ ВРАЧ, который дает заключительный главный результат осмотра. Зайдем и посмотрим, что для нас приготовил ГЛАВНЫЙ ВРАЧ. (Слайд 22 -23) Решите задачу.
Задача: В цеху изготовили за год 51 000 сумок. Из них хозяйственных сумок 30 460 штук, остальные сумки спортивные. На сколько меньше изготовили спортивных сумок, чем хозяйственных?
- О чем говорится в задаче?
- Что известно?
- Можно ли сразу ответить на вопрос задачи?
Молодцы, ребята, выполнили задание. Результат записан в карте осмотра. Чтобы быть здоровым. (Слайд 24)
Нужно спортом заниматься,
Руки мыть перед едой,
Зубы чистить, закаляться,
И всегда дружить с водой.
И тогда все люди в мире
Долго, долго будут жить.
И запомните, ребята, ведь здоровье
В магазине не купить!
XI. Итог урока.
(Слайд 25)
Сейчас мы проверим волновались ли вы проходя наш медосмотр. Предлагаю вам закончить предложение:
Сегодня на уроке я повторил и запомнил…
- Я понял…
- Я научился…
- У меня не получилось…
- Мне хотелось бы…
- Я справлюсь с домашней работой…
Итак, все врачи дали заключение, что класс здоров, значит, вы готовы решать серьезные математические задачи.
XII. Домашнее задание.
(Слайд 26) № 1, № 2, стр.43 (II вариант).
Литература.
1. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII “Математика 7”. Автор Т.В.Алышева. Москва «Просвещение», 2016 год;
2. Учебно-методические газеты “Математика”. Издательский дом “Первое сентября”: а) № 19 2003 год; б) № 8 2004 год;
3. Материалы сайтов: https://urok.1sept.ru; https://infourok.ru/biblioteka; http://www.uchportal.ru/load/