Литературная викторина по произведениям А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Л.Н.Толстого, И.А.Крылова

Разделы: Начальная школа


Цель: повысить интерес обучающихся к творчеству А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Л.Н.Толстого, И.А.Крылова; познакомить с новыми произведениями.

1. Актуализация знаний обучающихся «Узнай писателя».

- У этого поэта и писателя была любимая няня, о которой знают все.

- Русский поэт. Учился в Московском Университете. Окончил Санкт-Петербургскую школу гвардейских прапорщиков и кавалерюнкеров.

- Этот писатель переводил стихи, прозу, великолепно знал литературу, интересовался театром, высмеивал пороки иносказательно.

- Многие рассказы и басни этого автора вошли в его же «Азбуку». (после ответов детей вывешиваю портреты).

2. Постановка темы и цели урока.

Вы догадались о творчестве каких великих поэтов и писателей мы будем говорить на уроке?

3. Работа по произведениям А.С.Пушкина. «Узнай героя произведения».

- Мне в руки попали необычные объявления. Как вы думаете, кто из литературных героев мог их дать?

«Кто желает поменять старое корыто на новое? Или квартиру на новый дом? Обращайтесь ……»

«Тем. Кто не может утром проснуться по звонку будильника, предлагаем приобрести петушка из чистого золота, который всегда выручит. Обращайтесь……..»

«Работаю за семерых. Могу запрячь лошадь, топить печь, закупать продукты на базаре, печь яйца, варить кашу, нянчить детей. Обращайтесь:….»

«Торговая фирма предлагает импортные товары: соболя, чёрно-бурые лисы, чистое серебро. Всё по доступным ценам. Обращайтесь……»

«Модники и модницы! Кто желает приобрести зеркальце, умеющее говорить? Обращайтесь….»

- Что объединяет эти произведения? Какой это жанр?(Читаем стихи, а слушаем сказку)

«Я начну, а ты продолжи…»

- На уроках мы прочитали немало произведений, многие знаем наизусть. Сейчас один из вас зачитывает строку, а другой должен продолжить.

  • …Мальчишек радостный народ …
  • …Лесов таинственная сень…
  • …Вечор, ты помнишь, вьюга злилась…
  • …Наша ветхая лачужка …
  • …Вся комната янтарным блеском озарена…

- Какое из произведений сможет наиболее точно передать картины сегодняшнего дня? Почему? Кто хочет прочитать наизусть произведение?

4. Работа по произведениям М.Ю. Лермонтова.

А

- Рассмотрите пейзажи. Словами какого поэта можно подписать их?

- Какое чувство вы испытывали при прочтении его произведений?

Б

- Знакомство с новым произведением «Выхожу один я на дорогу…»

- Прослушайте в исполнении мастера худ. слова ещё одно произведение.

- Определите, с какой интонацией его читают, настроение человека, написавшего его.

- Какие приёмы использует: эпитеты, метафоры, сравнения?

В

- Обобщение: жизнь поэта была коротка, предчувствие близкой смерти наполняло печалью и тоской многие произведения М.Ю.Лермонтова

5. Работа по произведениям Л.Н. Толстого.

А

- Прослушайте запись, подумайте и скажите, о ком этот отрывок (отрывок о творчестве Л.Н.Толстого).

- Л.Н.Толстой любил играть с детьми. Вот одна из его игр.

«Вдоль по улице метелица метёт, скоро все она дорожки заметёт.
Запряжём мы в сани лошадей, в лес поедем за дровами поскорей.
Топорами мы ударим дружно враз, только щепочки по лесу полетят.
А из леса мы тихонечко пойдём. Ив ладоши так пришлёпывать начнём.» (выполняем движения)

Б

- «Дай название произведению» - На столах лежат листы с цитатами из произведений Л.Н.Толстого. Определите название произведения.(работа в парах)

В

- Работа с цитатным планом:

- А эта пара должна помочь отделить один план от другого. При его составлении я также использовала цитаты. (А - «Акула», П - «Прыжок»)

…капитан …крикнул: «Купаться!»
…Не выдавай! Понатужься!..
…Наш корабль стоял на якоре.
…Была тихая погода, весь народ был на палубе.
…мальчик сам не знал, смеяться ему или плакать…
…Вдруг….крикнул: «Акула!»
…Так не уйдёшь же ты от меня!...и полез выше.
…Матросы опустили лодку.
…он пустил верёвку и ступил на перекладину.
…Раздался выстрел.
…Прыгай или застрелю!..
…Лодка подплыла к мальчикам и привезла их на корабль.
…через несколько минут он стал дышать.

Г

- В чём сходство этих произведений? (Отец спасает сына, проявляя находчивость и решительность в трагический момент)

- А отличие? (В «Прыжке» описывают состояние мальчика, а в «Акуле» - отца). Назовите стиль рассказа. Какие ещё стили знаете?

6. Творчество И.А.Крылова.

А

- «Вопрос-ответ»: - Эти вопросы задавали литературные герои. Помогите найти ответы.

«Соседка, перестань срамиться… - тебе ль с Слоном возиться?»

«Вот то-то мне и духу придаёт, Что я, совсем без драки, могу попасть в большие забияки.»

«Соседка, слышала ль ты добрую молву? Ведь кошка, говорят, попала в лапы льву?»

«Не радуйся, мой свет, и не надейся по-пустому.»

«До того ль, голубчик, было? В мягких муравах у нас - песни, резвость всякий час..»

«Кумушка, мне странно это: да работала ль ты в лето?»

«Приятель дорогой, здорово! Где ты был?»

«В кунсткамере, мой друг! Часа там три ходил…»

Б

- Знакомство с новыми баснями «Мышь и крыса», «Любопытный».

- На какие вопросы не смогли дать ответы? Прочитав новые басни, найдите ответы.

7. Подведение итогов викторины.

- Что нового в творчестве поэтов и писателей открыли для себя?