Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Цель урока: расширить у учащихся представления о портрете, формировать интерес к человеку через изображение неповторимых, индивидуальных черт лица, используя пропорции.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
- знания о закономерностях в конструкции головы человека, пропорциях лица;
- научатся определять понятия «конструкция», «пропорции»;
- умение использовать выразительные возможности художественных материалов для изображения портрета и передачи его характера.
Метапредметные:
Регулятивные:
- умение формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение соотносить свои действия с поставленной задачей;
- умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.
Познавательные:
- навыки работы с учебником, дополнительной литературой;
- умение работать с информацией, представленной в виде изображения;
- сформировать умение выделять ряд признаков в изучаемом объекте и подводить анализируемый объект под понятие (жанр « портрет»).
Коммуникативные:
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
- умение работать индивидуально и в паре;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач темы;
- умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, умение слушать друг друга.
Личностные:
- положительное отношение к процессу учения, к приобретению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов;
- уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению;
- готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.
Оборудование:
- Для учителя: доска, ноутбук, мультимедиа, мультфильм «Человечка нарисовал я», А.Кушнера «Картины», презентация с репродукциями художников.
- Для учащихся: учебник изобразительного искусства для 6 класса «Искусство в жизни человека» Л.А.Неменская, схемы «Поэтапное рисование головы человека», «Конструкция и пропорции головы человека», разноуровневые задания, самооценочные листы, формат, карандаш, уголь, цветная бумага, клей, ножницы.
Этап урока |
Взаимодействие в образовательном процессе |
||||||||||||||||||||||||
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||||||||||||||||||||||||
I. Пролог. |
Приветствие. Прозвенел звонок, - Создадим дружелюбное настроение. |
Приветствуют учителя |
|||||||||||||||||||||||
Проверяют готовность к уроку |
|||||||||||||||||||||||||
- Просмотрите слайды репродукций художников под музыкальное произведение А.Кушнера «Картины» - Какие жанры изобразительного искусства представлены на слайдах и в песне? - Что такое портрет? - Назовите уже знакомые портреты художников, которые встретились в слайд шоу. На прошлом уроке мы начали изучать портрет, познакомились с историей возникновения портрета. - Зачем нужны портреты? - Как изображали людей в первобытном обществе? - Как изображали в Древнем Египте? Древнем Риме? - Когда возникли портреты в России? - Как можно передать характер, настроение, внутренний мир человека? - Как вы думаете, легко ли рисовать человека? |
Просмотр слайдов репродукций художников под музыкальное произведение А.Кушнера «Картины» Учащиеся отвечают на вопросы. |
||||||||||||||||||||||||
II. Этюд. 4 мин.
|
Просмотрите отрывок из мультфильма «Человечка нарисовал я» - Что же сделал не так школьник в мультфильме? - Умеете ли вы рисовать лицо человека? Когда вы были маленькими, то ваши рисунки с изображением человека полностью соответствовали детскому стихотворению из мультфильма: …Точка, точка, запятая, Вот и рожица кривая…. |
Просмотр отрывка из мультфильма «Человечка нарисовал я» Учащиеся отвечают на вопросы. - нарисовал на стене в классе, изобразил неправильно лицо человека Внимательно слушают ответы одноклассников. (по необходимости исправляют, дополняют) |
|||||||||||||||||||||||
- Что необходимо знать, чтобы научиться рисовать портрет и чтобы не получился такой результат как в мультфильме? Тема урока: "Конструкция головы человека и её основные пропорции". |
Предлагают варианты ответов. - строение, конструкцию головы человека
Ставят задачи урока. |
||||||||||||||||||||||||
На уроке мы выполним…. | На уроке мы выполним изображение лица человека, используя пропорции. | ||||||||||||||||||||||||
III. Экспликация. 7 мин.
|
Итак, хотите научиться рисовать портрет человека? Давайте учиться! Предлагает выполнить задания в парах. Школьникам предложено найти в учебнике и в дополнительном раздаточном материале информацию. |
Парная работа учащихся. Ребята отвечают на вопросы письменно, заполняют таблицы. |
|||||||||||||||||||||||
1. Прочитайте определения слова «Конструкция» в Большом Энциклопедическом словаре, Современный толковый словарь русского языка Т.Ф.Ефремовой, Толковый словарь живого великорусского языка В.Даля. Просмотрите информацию о конструкции в учебнике на стр. 102. - Что такое конструкция? Сформулируйте определение конструкция головы человека. - Назовите форму головы? |
1. Формулируют определение слова «Конструкция» |
||||||||||||||||||||||||
2. Ознакомьтесь с текстом в учебнике на стр103-104 и ответьте на вопросы. - Что такое пропорции в искусстве? - Когда возникли представления об идеальных пропорциях? |
2. Дают определение слова «Пропорции». Определяют когда возникли первые представления о пропорциях. |
||||||||||||||||||||||||
3. Ознакомьтесь с дополнительной информацией. - На сколько частей можно разделить голову и лицо человека? - Какое расстояние между глазами? - На каком уровне рисуются уши? |
3. Называют основные пропорции лица. |
||||||||||||||||||||||||
Учитель организует самооценку. |
Выступление учащихся с ответами. Заполняют самооценочные листы. Выставляют баллы за ответы. |
||||||||||||||||||||||||
IV. Практикум. 17 мин.
|
Давайте поучимся изображать правильно человека и отображать в портрете не только пропорции, но и его индивидуальные особенности, передавать характер и настроение. Ребята, если вы посмотрите друг на друга, то увидите, что у всех на лице есть рот, нос, два глаза, над ними брови, лоб, волосы. Но, тем не менее, все совершенно разные. Почему? Да потому, что все не похожи друг на друга – у всех разные формы и размеры глаз, губ, носов. Вы все знаете, что такое смайлики, используете их в жизни. Давайте покажем друг другу улыбку, широкую улыбку, подмигнём, удивление, грусть, раздражение, улыбку, широкую улыбку и смех. Вы ещё раз обратили внимание на то, как меняется мимика человека от настроения и это вы можете использовать в своем рисунке или аппликации. |
Учащиеся рассматривают лица одноклассников. |
|||||||||||||||||||||||
Учитель инструктирует по заданию. |
Практическая работа учащихся в паре. Задание: (по выбору, в парах) 2. Выполняют портрет в технике аппликация с соблюдением пропорциональных соотношений частей лица. |
||||||||||||||||||||||||
V. Рефлексия. |
Организовывает самооценку результатов работы уч-ся и их обсуждение. - Продемонстрируйте свои работы! По вашим работам видно, что сегодня вы сделали первый шаг в освоении техники изображения человека. И хотя не все сразу у вас получилось достаточно четко и пропорционально, но, только пробуя, постоянно зарисовывая какие-либо индивидуальные черты лица людей, вы сможете научиться правильно изображать человека, добиваться сходства в портретах. |
Самооценка результатов работы уч-ся и их обсуждение.
Учащиеся отвечают на вопросы.
|
|||||||||||||||||||||||
Заполните самооценочные листы. Проставьте баллы за практическую работу. | Самооценочный лист.
Заполняют «Таблицу фиксаций»
|
||||||||||||||||||||||||
VI. Информация о домашнем задании. |
Учитель даёт инструктаж по выполнению домашнего задания. |
Записывают домашнее задание в дневник |