Формирование универсальных учебных действий через проектную деятельность на начальном этапе обучения французскому языку как второму иностранному

Разделы: Иностранные языки


Урок, представленный в форме технологической карты, отражает мой личный опыт формирования универсальных учебных действий через проектную деятельность на самом начальном этапе обучения французскому языку.

Формирование универсальных учебных действий выдвигается в настоящее время в качестве важнейшей задачи обучения, в том числе и иностранным языкам. В широком значении термин “универсальные учебные действия” означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Представляется, что использование проектной деятельности учащихся - один из лучших способов решения этой комплексной задачи. В процессе работы над проектом из-за того, что он всегда направлен на решение коммуникативных задач, происходит интегрированное развитие всех видов речевой деятельности и сочетание коллективной, парной и групповой работы, то есть формируются, прежде всего, коммуникативные универсальные учебные действия. Кроме того метод проектов формирует активную, самостоятельную и инициативную позицию учащегося в учении, а также исследовательские, рефлексивные, самооценочные навыки, непосредственно связанные с опытом их применения в практической деятельности. Можно сказать (и это наглядно видно из технологической карты), что через проектную деятельность формируются абсолютно все универсальные учебные действия, прописанные в Стандарте. Поэтому обретение опыта проектной деятельности является одним из требований ФГОС.

Следует отметить, что использовать метод проектов как одну из  интерактивных форм современных образовательных технологий, основанных на личностно-ориентированном подходе, я начала давно. В настоящее время его применение позволяет мне выполнить требования нормативных документов, а также  внести свой вклад в опытно-экспериментальную работу гимназии по созданию развивающей среды школы как пространства самореализации личности.  С его помощью я могу решать комплексные задачи. Во-первых, интенсифицировать процесс обучения (что важно при изучении второго иностранного языка ввиду малого количества часов). Во-вторых, организовать активную коммуникативную деятельность учащихся на уроке и во внеурочное время, то есть обеспечить условия для формирования коммуникативной компетенции, в том числе и на начальном этапе обучения. На уроке я его использую для повышения интереса и поддержания мотивации к предмету, для индивидуализации урочных и домашних заданий, он помогает мне отследить уровень сформированности  устной и письменной речи. Кроме того, варьируя тематику и формы проектов, можно учитывать индивидуальные и возрастные особенности учащихся, их интересы. Во внеурочное время некоторые мои учащиеся занимаются проектно-исследовательской деятельностью, то есть этот метод служит для развития личностных качеств учеников, стимулирует их самостоятельную работу.

Таким образом, применение метода проектов на уроках французского языка и во внеурочной деятельности через вовлечение учащихся в предметно-регулятивную, предметно-познавательную и предметно-коммуникативную деятельность, с одной стороны, способствует формированию коммуникативной компетенции, что является целью иноязычного образования. С другой стороны, возможности творческого применения языкового материала при проектной деятельности  позволяют удовлетворить одну из ведущих потребностей личности – потребность в самореализации. Поэтому проектная деятельность  рассматривается мной как неотъемлемая часть обучения французскому языку.

Технологическая карта урока

Предмет

французский язык как второй иностранный

Класс

5 класс, первый год обучения

Тип урока

урок совершенствования знаний, умений и навыков

Технология урока

проектная технология

Тема

«Семья»

Цель

Достижение  обучающимися предметных и метапредметных результатов.

Предметные результаты: знать лексические единицы и речевые образцы по темам «Семья», «Внешность», «Животные», «Одежда», «Досуг»; уметь употреблять изученную и новую лексику в новых ситуациях; уметь строить монологическое высказывание по темам в устной  и письменной форме; уметь извлечь полную информацию из услышанного.

Метапредметные результаты:

  • Личностные УУД: осознавать свои эмоции, контролировать их, идти на взаимные уступки при работе в паре и группе, уметь соблюдать правила поведения учеников в коллективе и группе во время обсуждения и представления работы.
  • Регулятивные УУД: участвовать (выдвигать версии)  в коллективном определении темы, планировать деятельность, уметь действовать по инструкции, выполняя работу в ограниченные временные рамки.
  • Познавательные УУД:  уметь представить информацию в разных формах (рисунок).
  • Коммуникативные УУД: составлять устное и письменное монологическое высказывание с использованием речевых средств в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей, работать в группе и паре.

 

Этапы урока

Предметные, метапредметные и  личностные результаты

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Вводный этап

Метапредметные результаты:

Коммуникативные: уметь вести микродиалог (полилог) этикетного характера,
Личностные УУД: проявлять интерес к новому содержанию, осознавать неполноту знаний.
Регулятивные УУД: участвовать (выдвигать версии)  в коллективном определении темы, участвовать в коллективном планировании деятельности.

1. Приветствует  учащихся, спрашивает, как дела, с использованием устойчивых речевых клише.
2. Сообщает учащимся, что сегодня у них будет необычная работа и предлагает выполнить свой первый проект на французском языке.
Объясняет детям, что сегодня они будут делать забавный коллаж, для которого им понадобится то, что они подготовили дома. Предлагает определить тему и составные части проекта с помощью демонстрационного варианта.
3. Подводит учащихся к необходимости использования инструкции (спрашивает, как сделать такой коллаж быстро и с использованием домашних заготовок).
4. Раздает карточки с текстом инструкции на русском языке, в котором  нарушена последовательность действий, предлагает учащимся расположить пункты инструкции, как они считают правильным для выполнения проекта с учетом всех требований.
5. Комментирует предложенные варианты.

1. Приветствуют учителя, дают ответ, спрашивают о самочувствии, соблюдая нормы речевого этикета.

2. Выражают радость, используя известные им РО.
Интересуются темой проекта
Выдвигают версии темы проекта. Формулируют тему: «Забавная семейка», определяют составные части проекта.

3. Говорят, что не знают, как выполнить задание. Догадываются, что можно воспользоваться инструкцией.

4. Работают над составлением инструкции с рядом сидящим, полученные варианты обсуждаются коллективно.

5. Корректируют последовательность действий с учетом замечаний учителя.
Вырабатывают единый оптимальный вариант.

2. Основ-ной этап.
Работа над проектом

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:
уметь действовать по инструкции, выполняя работу в ограниченные временные рамки и сверяясь с целью.
Коммуникативные УУД: уметь составлять устные и письменные монологические высказывания с использованием речевых средств в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей;
уметь организовывать работу в паре и группе (вырабатывать решение)
Познавательные УУД:
уметь представлять информацию в разных формах (рисунок).

Предметные результаты: знать лексические единицы и речевые образцы по темам «Семья», «Внешность», «Животные», «Одежда», «Досуг»; уметь употреблять изученную и новую лексику в новых ситуациях; уметь извлечь полную информацию из услышанного; уметь строить монологическое высказывание в устной  и письменной форме в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей.

 1. Помогает распределиться учащимся в пары по возможности по принципу сильный–слабый.
3. Дает карточки со словами, которые могут понадобиться для описания.
4. Консультирует учащихся по необходимости.

Действуют в соответствии с инструкцией.
1. Распределяются в пары

Этап 1 по домашнему заданию.
Один устно описывает своему партнеру персонаж, который придумал дома, второй рисует персонаж, который описывает партнер. Затем меняются ролями.

Этап 2  
Придумывают вместе с партнером 1 новый персонаж. Для этого разрезают свои рисунки и добавляют к ним кусочки фотографий из журналов, делая всевозможные забавные комбинации. Наклеивают полученный персонаж на цветную бумагу.
На французском языке придумывают ему имя, возраст, род занятий, интересы, личные качества
Вместе с партнером по плану в виде рубрик делают письменное описание (текстом), включив в него как можно больше информации: описание внешности, одежды, придуманные сведения. (карточка 1)
3. Распределяются в 2-3 группы.
Этап 3
Придумывают семью из персонажей, представленных учащимися одной группы.
Подбирают французскую фамилию для семьи.
Придумывают  адрес.
Помещают всех членов семьи на большой лист бумаги с именами, фамилией семьи, описанием каждого персонажа.
Украшают стены кабинета своим коллажем.

3. Заключительный этап. Рефлексия

Личностные УУД:
уметь оценивать работу других; уметь оценивать собственный вклад в работу группы.

1. Предлагает оценить коллаж другой группы
2. Предлагает оценить свою работу на каждом этапе и свой вклад в работу пары и группы

1. Оценивают коллаж другой группы, заполнив таблицу.
2. Оценивают свою работу письменно.
Я смог:
- описать устно свой персонаж
- нарисовать по описанию персонаж партнера
- придумать (указать, что)
- составить письменный текст (для описания какого члена семьи или для какой рубрики в описании)
Лучше всего мне удалось

Карточка 1

Portrait du personnage:
Corps et parties du corps
Visage et parties du visages
Couleurs, d’autres adjectifs pour faire le portrait du personnage
Age
Poids
Etudes/Travail
Intérêts
Activités
Loisirs 
Vêtements
Accessoires

Литература

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. — М.: Просвещение, 2011.
  2. Примерные программы основного общего образования. Иностранный язык. 5-9 классы… М.: Просвещение, 2012.
  3. Душеина Т.В. Проектная методика на уроках иностранного языка. Иностранные языки в школе. – 2004. – №5.
  4. Пассов Е.И. «Программа – концепция коммуникативного иноязычного образования». – М.: Просвещение, 2000.
  5. Полат Е.С. Обучение в сотрудничестве// Иностранные языки в школе. – 2000 – №1.
  6. Полат Е.С. Метод проектов// Иностранные языки в школе. 2000. № 2, 3. 2000.
  7. Седымова Н.А. Роль метода проектов в формировании УУД на уроках английского языка и во внеурочной деятельности nsporyal.ru Социальная сеть работников образования.