Урок, представленный в форме технологической карты, отражает мой личный опыт формирования универсальных учебных действий через проектную деятельность на самом начальном этапе обучения французскому языку.
Формирование универсальных учебных действий выдвигается в настоящее время в качестве важнейшей задачи обучения, в том числе и иностранным языкам. В широком значении термин “универсальные учебные действия” означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Представляется, что использование проектной деятельности учащихся - один из лучших способов решения этой комплексной задачи. В процессе работы над проектом из-за того, что он всегда направлен на решение коммуникативных задач, происходит интегрированное развитие всех видов речевой деятельности и сочетание коллективной, парной и групповой работы, то есть формируются, прежде всего, коммуникативные универсальные учебные действия. Кроме того метод проектов формирует активную, самостоятельную и инициативную позицию учащегося в учении, а также исследовательские, рефлексивные, самооценочные навыки, непосредственно связанные с опытом их применения в практической деятельности. Можно сказать (и это наглядно видно из технологической карты), что через проектную деятельность формируются абсолютно все универсальные учебные действия, прописанные в Стандарте. Поэтому обретение опыта проектной деятельности является одним из требований ФГОС.
Следует отметить, что использовать метод проектов как одну из интерактивных форм современных образовательных технологий, основанных на личностно-ориентированном подходе, я начала давно. В настоящее время его применение позволяет мне выполнить требования нормативных документов, а также внести свой вклад в опытно-экспериментальную работу гимназии по созданию развивающей среды школы как пространства самореализации личности. С его помощью я могу решать комплексные задачи. Во-первых, интенсифицировать процесс обучения (что важно при изучении второго иностранного языка ввиду малого количества часов). Во-вторых, организовать активную коммуникативную деятельность учащихся на уроке и во внеурочное время, то есть обеспечить условия для формирования коммуникативной компетенции, в том числе и на начальном этапе обучения. На уроке я его использую для повышения интереса и поддержания мотивации к предмету, для индивидуализации урочных и домашних заданий, он помогает мне отследить уровень сформированности устной и письменной речи. Кроме того, варьируя тематику и формы проектов, можно учитывать индивидуальные и возрастные особенности учащихся, их интересы. Во внеурочное время некоторые мои учащиеся занимаются проектно-исследовательской деятельностью, то есть этот метод служит для развития личностных качеств учеников, стимулирует их самостоятельную работу.
Таким образом, применение метода проектов на уроках французского языка и во внеурочной деятельности через вовлечение учащихся в предметно-регулятивную, предметно-познавательную и предметно-коммуникативную деятельность, с одной стороны, способствует формированию коммуникативной компетенции, что является целью иноязычного образования. С другой стороны, возможности творческого применения языкового материала при проектной деятельности позволяют удовлетворить одну из ведущих потребностей личности – потребность в самореализации. Поэтому проектная деятельность рассматривается мной как неотъемлемая часть обучения французскому языку.
Технологическая карта урока
Предмет |
французский язык как второй иностранный |
Класс |
5 класс, первый год обучения |
Тип урока |
урок совершенствования знаний, умений и навыков |
Технология урока |
проектная технология |
Тема |
«Семья» |
Цель |
Достижение обучающимися предметных и метапредметных результатов. Предметные результаты: знать лексические единицы и речевые образцы по темам «Семья», «Внешность», «Животные», «Одежда», «Досуг»; уметь употреблять изученную и новую лексику в новых ситуациях; уметь строить монологическое высказывание по темам в устной и письменной форме; уметь извлечь полную информацию из услышанного. Метапредметные результаты:
|
Этапы урока |
Предметные, метапредметные и личностные результаты |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
1. Вводный этап |
Метапредметные результаты: Коммуникативные: уметь вести микродиалог (полилог) этикетного характера, |
1. Приветствует учащихся, спрашивает, как дела, с использованием устойчивых речевых клише. |
1. Приветствуют учителя, дают ответ, спрашивают о самочувствии, соблюдая нормы речевого этикета. 2. Выражают радость, используя известные им РО. 3. Говорят, что не знают, как выполнить задание. Догадываются, что можно воспользоваться инструкцией. 4. Работают над составлением инструкции с рядом сидящим, полученные варианты обсуждаются коллективно. 5. Корректируют последовательность действий с учетом замечаний учителя. |
2. Основ-ной этап. |
Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: Предметные результаты: знать лексические единицы и речевые образцы по темам «Семья», «Внешность», «Животные», «Одежда», «Досуг»; уметь употреблять изученную и новую лексику в новых ситуациях; уметь извлечь полную информацию из услышанного; уметь строить монологическое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей. |
1. Помогает распределиться учащимся в пары по возможности по принципу сильный–слабый. |
Действуют в соответствии с инструкцией. Этап 1 по домашнему заданию. Этап 2 |
3. Заключительный этап. Рефлексия |
Личностные УУД: |
1. Предлагает оценить коллаж другой группы |
1. Оценивают коллаж другой группы, заполнив таблицу. |
Карточка 1
Portrait du personnage:
Corps et parties du corps
Visage et parties du visages
Couleurs, d’autres adjectifs pour faire le portrait du personnage
Age
Poids
Etudes/Travail
Intérêts
Activités
Loisirs
Vêtements
Accessoires
Литература
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. — М.: Просвещение, 2011.
- Примерные программы основного общего образования. Иностранный язык. 5-9 классы… М.: Просвещение, 2012.
- Душеина Т.В. Проектная методика на уроках иностранного языка. Иностранные языки в школе. – 2004. – №5.
- Пассов Е.И. «Программа – концепция коммуникативного иноязычного образования». – М.: Просвещение, 2000.
- Полат Е.С. Обучение в сотрудничестве// Иностранные языки в школе. – 2000 – №1.
- Полат Е.С. Метод проектов// Иностранные языки в школе. 2000. № 2, 3. 2000.
- Седымова Н.А. Роль метода проектов в формировании УУД на уроках английского языка и во внеурочной деятельности nsporyal.ru Социальная сеть работников образования.