Тип урока: урок общеметодологической направленности; мультимедиа-урок.
Цели
Учителя:
- сформировать у учащихся представление об основных причинах противостояния России и Речи Посполитой в XVII в.;
- выявить факторы, определявшие характер внешней политики;
- показать её основные направления; проследить изменение границ страны в XVII в.;
- оценить результативность внешнеполитической деятельности; продолжить формирование умений работы с историческими документами.
Учащихся:
- познакомиться с тяжелым положением украинского и белорусского народов под гнетом польско-литовских феодалов,
- осознать жизненную необходимость и закономерность воссоединения Украины с Россией, а также значение этого события для дальнейшего политического, экономического и культурного развития украинского и русского народов.
Планируемые результаты
Предметные:
- уметь на основе фактов определять геополитическое положение России в XVII в.;
- показывать на карте территорию России и земли, присоединённые к ней в XVII в., ход войн и направления военных походов;
- объяснять, в чём заключались цели и результаты внешней политики России в XVII в.;
- раскрывать причины и последствия присоединения Украины к России.
Метапредметные:
- Познавательные: выявлять причинно-следственные связи исторических процессов, прогнозировать их последствия; аргументировать ответ на основе материалов параграфа и анализа исторического источника; давать оценку последствиям исторического события, процесса; сопоставлять и отбирать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую,
- Регулятивные: составлять план решения проблем творческого характера, определять цель учебной деятельности.
- Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме, учиться подтверждать свою точку зрения аргументами и фактами.
- Личностные:
- выражать уважительное отношение к единой истории славянских народов;
- понимать, что Российское государство складывалось на многонациональной основе;
- осознавать себя гражданином России;
- давать и объяснять положительные и отрицательные оценки событиям и историческим личностям, в том числе их неоднозначным поступкам как с позиции общечеловеческих, так и российских гражданских ценностей.
- Личностные:
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная разработка урока, учебник « История России с древнейших времен до конца XVIIвека» 10 класс под редакцией А.Н. Сахарова и В.И. Буганова, атлас по истории России с древнейших времен до конца XVII века,
настенная карта «Восстание под предводительством Б.Хмельницкого и русско-польская война 1654–1667гг.».
Оформление доски:
- тема урока, план изучения новой темы;
- новые слова и фамилии исторических личностей: голытьба, реестровые казаки, гетман, униатская церковь;
- Алексей Михайлович, Б.М. Хмельницкий, Иван Выговский, А.Л. Ордин-Нащокин;
- даты ключевых событий: 1596 г.,1653 г.,1654 г., 1654-1667 гг.
- домашнее задание.
Ход урока
I. Организационно-мотивационный этап
Актуализация опорных знаний учащихся по теме: «Россия в системе международных отношений в XVII веке».
Фронтальная работа с классом методом беседы:
- Какие актуальные внешнеполитические задачи стояли перед страной после Смуты?
- Каких территорий лишилась Россия к началу XVII в.? Воспользуетесь картой и покажите эти территории.
- Почему именно Польша оставалась основным противником России на протяжении большей части XVII в.?
- Каким образом западные и юго-западные русские земли оказались в составе Великого княжества Литовского, а затем - Речи Посполитой? Воспользуетесь картой и покажите эти территории.
Учитель: Таким образом, цель нашего урока, выявить факторы, определявшие характер внешней политики; объективные и субъективные предпосылки и последствия воссоединения Украины с Россией; основные итоги и значение русско-польской войны 1654–1667 гг.
II. Изучение новой темы
План:
- Реформа армии.
- Отношения с Польшей.
- Русско-польская войны 1654–1667 гг.
1. Рассказ учителя о реформе армии. С начала правления Алексея Михайловича Россия, набирая силу, постепенно становится одной из ведущих держав Европы.
Укреплению мощи России способствовала внешняя политика Алексея Романова.
Перед правительством Алексея Михайловича стояла задача возвращение выхода к Балтийскому морю, возвращение ранее утраченных земель и воссоединение с украинским и белорусским народами. Для решения этих и других внешнеполитических задач нужна была армия.
Вопрос: Что собой представляли вооруженные силы России к середине XVII века?
Учитель: В 1648 году, используя опыт создания полков иноземного строя в период царствования своего отца, Алексей Михайлович начинает реформу армии.
Реформа армии. Работа со слайдом 2.
2. Отношения с Польшей.
Задание: Вспомните и назовите главные итоги Смоленской войны.
Учитель: Отказ короля Владислава от претензий на русский престол был значительной победой российской стороны. Однако Смоленская война не сняла имеющиеся противоречия с Речью Посполитой. Русско-польские отношения обострились ещё сильнее в условиях начавшейся борьбы украинского народа за независимость.
Вопрос: Каким образом западные и юго-западные русские земли оказались в составе Великого княжества Литовского?
Учитель: Положение на украинских землях было сложным. Население испытывало национальный, социальный и религиозный гнет, что приводило к национально-освободительной борьбе.
Работа со слайдом 4, 5.
Учитель: Поводом к началу восстания стало проявление деспотизма со стороны польских шляхтичей.
Работа со слайдом 6 и по карте «Восстания Богдана Хмельницкого»
Учитель: После предательства крымских татар, Богдан Хмельницкий, обратился к царю Алексею Михайловичу с просьбой принять Украину в состав Российского государства.
Задание: Ознакомьтесь с «Письмо Богдана Хмельницкого от 8 июня 1648 г. из г.Черкасы» Московскому царю и ответьте на вопрос: «Кому принадлежала инициатива по воссоединению Украины с Россией?»
Работа со слайдом 7
Учитель: Для ответа Б.Хмельницкому был созван Земский Собор. Почему было необходимо созвать Земский Собор?
Работа со слайдом 8,9.
Учитель: К< каким последствиям могли привести эти события?
3. Русско-польская войны 1654–1667 гг.
Учитель: Решение России принять в свой состав Украину привело к войне с Польшей.
Работа со слайдом 11,12.
Учитель: Воспользовавшись ослаблением Польши, Швеция вторгается на её территорию.
Вступление в войну Швеции подтолкнули Россию и Речь Посполитую заключить перемирие. В 1656 году Алексей Михайлович объявил войну Швеции.
Работа со слайдом 13.
Учитель: Ситуация изменилась после смерти Б.Хмельницкого.
Работа со слайдом 14.
Учитель: Война приобретала затяжной характер и шла с переменным успехом. К весне 1664 года, после контрнаступления русско-украинских войск, выяснилось, что сил для её продолжения не было ни у одной из сторон.
Работа со слайдом 15.
Учитель: В 1667 году было подписано перемирие.
Работа со слайдом 16, 17.
Учитель: Таким образом, в ходе русско-польской войны Московское государство не только вернула себе потерянные во время Смуты Черниговские и Смоленские земли, но и произошло воссоединение Украины с Россией.
Это событие имело огромное историческое значение.
Украинский народ объединился с братским русским пародом, с которым был связан общностью происхождения и исторического развития. Воссоединившись с Россией, Украина получила широкие возможности для развития сельского хозяйства, ремесла, торговли.
Между русским и украинским народами неуклонно росли экономические и культурные связи, укреплялась их дружба.
III. Домашнее задание
- Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Россия и Украина: навеки вместе?..»
- Почему вхождение Украины в состав России в 1654 г. называют воссоединением?
- Правомерно ли такое название?
- Приведите аргументы за и против суждения.