Внешняя политика Алексея Михайловича. Русско-польская война 1654–1667 гг.

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 10


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (14 МБ)


Тип урока: урок общеметодологической направленности; мультимедиа-урок.

Цели

Учителя:

  • сформировать у учащихся представление об основных причинах противостояния России и Речи Посполитой в XVII в.;
  • выявить факторы, определявшие характер внешней политики;
  • показать её основные направления; проследить изменение границ страны в XVII в.;
  • оценить результативность внешнеполитической деятельности; продолжить формирование умений работы с историческими документами.

Учащихся:

  • познакомиться с тяжелым положением украинского и белорусского народов под гнетом польско-литовских феодалов,
  • осознать жизненную необходимость и закономерность воссоединения Украины с Россией, а также значение этого события для дальнейшего политического, экономического и культурного развития украинского и русского народов.

Планируемые результаты

Предметные:

  • уметь на основе фактов определять геополитическое положение России в XVII в.;
  • показывать на карте территорию России и земли, присоединённые к ней в XVII в., ход войн и направления военных походов;
  • объяснять, в чём заключались цели и результаты внешней политики России в XVII в.;
  • раскрывать причины и последствия присоединения Украины к России.

Метапредметные:

  • Познавательные: выявлять причинно-следственные связи исторических процессов, прогнозировать их последствия; аргументировать ответ на основе материалов параграфа и анализа исторического источника; давать оценку последствиям исторического события, процесса; сопоставлять и отбирать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую,
  • Регулятивные: составлять план решения проблем творческого характера, определять цель учебной деятельности.
  • Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме, учиться подтверждать свою точку зрения аргументами и фактами.
    • Личностные:
      • выражать уважительное отношение к единой истории славянских народов;
      • понимать, что Российское государство складывалось на многонациональной основе;
      • осознавать себя гражданином России;
      • давать и объяснять положительные и отрицательные оценки событиям и историческим личностям, в том числе их неоднозначным поступкам как с позиции общечеловеческих, так и российских гражданских ценностей.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная разработка урока, учебник « История России с древнейших времен до конца XVIIвека» 10 класс под редакцией А.Н. Сахарова и В.И. Буганова, атлас по истории России с древнейших времен до конца XVII века,
настенная карта «Восстание под предводительством Б.Хмельницкого и русско-польская война 1654–1667гг.».

Оформление доски:

  • тема урока, план изучения новой темы;
  • новые слова и фамилии исторических личностей: голытьба, реестровые казаки, гетман, униатская церковь;
  • Алексей Михайлович, Б.М. Хмельницкий, Иван Выговский, А.Л. Ордин-Нащокин;
  • даты ключевых событий: 1596 г.,1653 г.,1654 г., 1654-1667 гг.
  • домашнее задание.

Ход урока

I. Организационно-мотивационный этап

Актуализация опорных знаний учащихся по теме: «Россия в системе международных отношений в XVII веке».

Фронтальная работа с классом методом беседы:

  • Какие актуальные внешнеполитические задачи стояли перед страной после Смуты?
  • Каких территорий лишилась Россия к началу XVII в.? Воспользуетесь картой и покажите эти территории.
  • Почему именно Польша оставалась основным противником России на протяжении большей части XVII в.?
  • Каким образом западные и юго-западные русские земли оказались в составе Великого княжества Литовского, а затем - Речи Посполитой? Воспользуетесь картой и покажите эти территории.

Учитель: Таким образом, цель нашего урока, выявить факторы, определявшие характер внешней политики; объективные и субъективные предпосылки и последствия воссоединения Украины с Россией; основные итоги и значение русско-польской войны 1654–1667 гг.

II. Изучение новой темы

План:

  1. Реформа армии.
  2. Отношения с Польшей.
  3. Русско-польская войны 1654–1667 гг.

1. Рассказ учителя о реформе армии. С начала правления Алексея Михайловича Россия, набирая силу, постепенно становится одной из ведущих держав Европы.

Укреплению мощи России способствовала внешняя политика Алексея Романова.

Перед правительством Алексея Михайловича стояла задача возвращение выхода к Балтийскому морю, возвращение ранее утраченных земель и воссоединение с украинским и белорусским народами. Для решения этих и других внешнеполитических задач нужна была армия.

Вопрос: Что собой представляли вооруженные силы России к середине XVII века?

Учитель: В 1648 году, используя опыт создания полков иноземного строя в период царствования своего отца, Алексей Михайлович начинает реформу армии.

Реформа армии. Работа со слайдом 2.

2. Отношения с Польшей.

Задание: Вспомните и назовите главные итоги Смоленской войны.

Учитель: Отказ короля Владислава от претензий на русский престол был значительной победой российской стороны. Однако Смоленская война не сняла имеющиеся противоречия с Речью Посполитой. Русско-польские отношения обострились ещё сильнее в условиях начавшейся борьбы украинского народа за независимость.

Вопрос: Каким образом западные и юго-западные русские земли оказались в составе Великого княжества Литовского?

Учитель: Положение на украинских землях было сложным. Население испытывало национальный, социальный и религиозный гнет, что приводило к национально-освободительной борьбе.

Работа со слайдом 4, 5.

Учитель: Поводом к началу восстания стало проявление деспотизма со стороны польских шляхтичей.

Работа со слайдом 6 и по карте «Восстания Богдана Хмельницкого»

Учитель: После предательства крымских татар, Богдан Хмельницкий, обратился к царю Алексею Михайловичу с просьбой принять Украину в состав Российского государства.

Задание: Ознакомьтесь с «Письмо Богдана Хмельницкого от 8 июня 1648 г. из г.Черкасы» Московскому царю и ответьте на вопрос: «Кому принадлежала инициатива по воссоединению Украины с Россией?»

Работа со слайдом 7

Учитель: Для ответа Б.Хмельницкому был созван Земский Собор. Почему было необходимо созвать Земский Собор?

Работа со слайдом 8,9.

Учитель: К< каким последствиям могли привести эти события?

3. Русско-польская войны 1654–1667 гг.

Учитель: Решение России принять в свой состав Украину привело к войне с Польшей.

Работа со слайдом 11,12.

Учитель: Воспользовавшись ослаблением Польши, Швеция вторгается на её территорию.

Вступление в войну Швеции подтолкнули Россию и Речь Посполитую заключить перемирие. В 1656 году Алексей Михайлович объявил войну Швеции.

Работа со слайдом 13.

Учитель: Ситуация изменилась после смерти Б.Хмельницкого.

Работа со слайдом 14.

Учитель: Война приобретала затяжной характер и шла с переменным успехом. К весне 1664 года, после контрнаступления русско-украинских войск, выяснилось, что сил для её продолжения не было ни у одной из сторон.

Работа со слайдом 15.

Учитель: В 1667 году было подписано перемирие.

Работа со слайдом 16, 17.

Учитель: Таким образом, в ходе русско-польской войны Московское государство не только вернула себе потерянные во время Смуты Черниговские и Смоленские земли, но и произошло воссоединение Украины с Россией.

Это событие имело огромное историческое значение.

Украинский народ объединился с братским русским пародом, с которым был связан общностью происхождения и исторического развития. Воссоединившись с Россией, Украина получила широкие возможности для развития сельского хозяйства, ремесла, торговли.

Между русским и украинским народами неуклонно росли экономические и культурные связи, укреплялась их дружба.

III. Домашнее задание

  1. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Россия и Украина: навеки вместе?..»
  2. Почему вхождение Украины в состав России в 1654 г. называют воссоединением?
    • Правомерно ли такое название?
    • Приведите аргументы за и против суждения.