Пояснительная записка
Организация внеурочной деятельности опирается на следующие нормативные документы:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6.10. 2009 № 373, зарегистрированный Минюстом России 22 декабря 2009 г. № 15785, «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060);
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. №1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373» Об утверждении и введении в действие ФГОС начального общего образования»;
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. №1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС начального общего образования»;
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 октября 2010 г.№986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений»;
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 (далее – ФГОС основного общего образования);
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. №1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. №1897 «Об утверждении ФГОС основного общего образования»;
- письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
- Санитарно-эпидемиологическими правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированными в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993);
- письмо Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 1 июня 2012 г. №4696/12 «Об организации внеурочной деятельности»;
Актуальность программы
«Краеведение учит людей любить не только свои родные места,
но и знать о них,
приучает их интересоваться историей,
искусством, литературой, повышать
свой культурный уровень.
Это самый массовый вид науки».
Д.С. Лихачёв
Главное наше достояние – это наши дети. Какими мы сегодня их воспитаем, в такой стране мы все завтра будем жить. Мы должны научить наших детей быть честными, добрыми, вежливыми, физически, а самое главное - духовно здоровыми.
Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру, традиции своего народа. Особенно остро встаёт вопрос глубокого и научного обоснования национально-региональных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия, формирование ответственного отношения к окружающей среде и здоровью на основе правовых и нравственных норм, начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.
Региональная культура становится для ребёнка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личной культуры.
В современном образовании выделяются задачи, ориентированные на духовную жизнь общества: Родина, семья, достояния культуры, родная природа, традиции, история народа – то, что составляет фундамент становления личности.
Сохранение культурных и общенациональных ценностей нашего региона является важным условием процветания общества. Оторванность от национальной культуры, от исторических корней приводит к появлению у подрастающего поколения негативных тенденций: безнравственности, цинизма, антипатриотизма, социальной апатии, безграмотности, преклонения перед иностранными, иногда не лучшими, традициями и стилем жизни, заимствования внешних ориентиров и др.
Известно, что любовь, понимание, уважение, стремление к сохранению культуры своего народа, восстановлению её материальных и духовных ценностей целесообразно осуществлять непосредственно в образовательном процессе. Сегодня особенно необходимо превратить школу из учебного заведения в центр воспитания нравственности.
Все мы – граждане своей Родины. Воспитание нравственной позиции гражданина по отношению к родному краю – одно из основных направлений общей стратегии воспитания. Это должен быть не потребитель или пассивный наблюдатель, а хранитель и созидатель природы и культуры, понимающий и любящий свою малую родину.
Исходя из выше сказанного, нами была разработана программа эколого-краеведческой направленности «Территория Добра», являющаяся частью программы инновационной деятельности школы «Эколого-краеведческое и патриотическое воспитание как часть ноосферного образования».
Цели программы:
- познакомить детей с историей и культурой родного края, природным, социальным и рукотворным миром, который их окружает;
- воспитать целостную личность, сочетающую в себе нравственные, моральные, гражданские и многокультурные черты;
- создать условия для творческого развития обучающихся, их самореализации, самосовершенствования.
Данная программа предполагает решение следующих задач:
1. Формирование представлений о том, что Россия очень большая, богатая традициями страна, а ХМАО–Югра и Сургутский район являются её частью:
- раскрытие уникальности традиций родного края;
- знакомство с народными традициями и правилами, по которым веками живут коренное население (не только ханты и манси, но и то русское население, которое проживает на территории с.п. Тундрино более 300 лет).
2. Развитие потребности у детей в здоровом образе жизни (здоровье человека в условиях Севера с учетом знаний народной медицины).
3. Формирование любви к родному краю и интереса к его прошлому и настоящему.
Отличительные особенности данной программы
Обучение путем открытий – актуальная проблема нашего времени.
- развитие личности обучающихся посредством знакомства с историей родного края;
- привлечение детей к поисково-исследовательской работе.
Описание места внеурочной деятельности и участники программы
Программа внеурочной деятельности «Территория добра» составлена для работы с обучающимися со 2 класса по 5 класс и направлена на социокультурную адаптацию, на подготовку обучающихся к гражданской деятельности. Материалы программы могут быть использованы на уроках окружающего мира, истории, литературы, географии и биологии, при изучении тем с использованием краеведческого материала, а также на внеклассных мероприятиях.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.
Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию программы, являются:
- учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;
- доброжелательный психологический климат на занятиях;
- личностно-деятельностный подход к организации учебно-воспитательного процесса;
- оптимальное сочетание форм деятельности;
- доступность;
- включение обучающихся в активную деятельность;
- связь теории с практикой.
Педагогические условия реализации программы
Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:
- конкретное планирование деятельности;
- кадровое обеспечение программы;
- методическое обеспечение программы;
- материально-техническое обеспечение.
Кадровое обеспечение
В реализации программы участвуют:
- педагоги МБОУ «Высокомысовская СОШ», реализующие программу;
- заведующая сельской модельной библиотекой имени В. П. Замятина;
- воспитатели МБДОУ д/с «Аист» филиал «Колокольчик»;
- педагоги МБОУДО «Белоярская ДШИ» филиал «Высокомысовская ДШИ»;
- сотрудники Центра досуга и творчества;
- сотрудники Творческого центра национальной культуры;
- Совет ветеранов;
- медицинская сестра ФАП;
- служба МЧС
Методическое обеспечение:
- кассета с документальными фильмами о природе;
- книги, буклеты;
- кассета с голосами птиц;
- альбом с картинами русских художников о природе;
- иллюстрированный материал.
Материально-техническое обеспечение:
- кабинет биологии и географии, где представлены представители флоры и фауны ХМАО-Югры, карты Западной Сибири по тематикам;
- интерактивная доска;
- компьютер;
- лабораторное оборудование;
- микроскоп;
- природный материал – камни и полезные ископаемые;
- канцтовары и др.
Виды внеурочной деятельности:
- игровая деятельность;
- познавательная деятельность;
- проблемно-ценностное общение;
- досугово-развлекательная деятельность;
- художественное творчество;
- социальное творчество;
- трудовая деятельность;
- спортивно-оздоровительная деятельность
Формы внеурочной деятельности
Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий с обучающимися. Занятия могут проводиться в различных формах: исследованиях, экскурсиях, работе в группах, дискуссиях, путешествиях, беседах со старожилами, викторинах, встречах с интересными людьми, конкурсах, выставках, походах с осмотром краеведческих объектов, создании видеороликов, ведении дневников наблюдений. Результатом занятий являются проекты, рефераты, выступления на школьных практических конференциях, составление летописей, хроник, очерков об исторических событиях и природных явлениях, об истории населенных пунктов, входивших в состав Тундринского сельского совета и памятниках, создании Книг памяти, видеофильмов, буклетов о земляках, прославивших наш край.
В ходе реализации программы используются следующие педагогические технологии: игровая, дифференцированный подход, интеграционная, информационно-компьютерная; культуровоспитывающее, проблемное, развивающее обучение.
Содержание программы
Программа содержит материал разного уровня сложности, что позволит найти оптимальный вариант работы с обучающимися разного возраста.
Ожидаемые результаты программы:
- Развитие у школьников интереса к изучению истории своей Родины.
- Углубление знаний о родном крае (развитие края, достопримечательности, самобытные писатели и т.д.).
- Укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов и разных национальностей.
- Воспитание в детях доброжелательности, уважительного и толерантного отношения к людям, чьи взгляды отличаются от их собственных.
- Формирование детского коллектива активистов-общественников.
- Развитие творческих способностей детей через различные виды деятельности.
- Укрепление здоровья детей.
В результате реализации Программы «Территория добра» обучающиеся будут
иметь представление:
- о региональных особенностях социальной и культурной жизни родного края;
- об исторической становлении поселения и жизнедеятельности людей, которые определили лицо нашего субъекта, как особого региона в составе многонациональной и поликультурной России;
знать:
- основные этапы и периоды развития своего края (области, района, села);
- важнейшие события и факты истории;
- уникальные традиций родного края;
- особо охраняемые памятники природы и культурного наследия на территории ХМАО-Югры.
уметь:
- самостоятельно заниматься исследовательской деятельностью;
- грамотно вести поисковые и исследовательские записи;
- определять свою личную точку зрения, уметь её формулировать и аргументировать;
- определять и объяснять понятия;
- владеть элементами, приемами написания и защиты исследовательской работы;
- владеть приёмами сравнения, анализа, обобщения;
- применять имеющуюся информацию в практической деятельности по благоустройству и охране природной среды малой родины.
Критериями оценки ожидаемых результатов будет являться:
- углубление знаний о родном крае (развитие края, достопримечательности, самобытные писатели и т.д.);
- участие в проектной деятельности;
- вовлечение в научно-исследовательскую и практическую деятельность в соответствии с возрастными категориями;
- умение работать с информацией, ставить и разрешать проблему, делать выводы и применять полученные знания на практике;
- заинтересованность и вовлечение детей в творческую деятельность (проба пера, творческий рисунок, творческая поделка в различной технике, самостоятельное составление и разработка презентаций и видеофильмов);
- сплоченность временных разновозрастных детских коллективов;
- отзывчивость детей, доброжелательность, уважение к человеку, чьи взгляды отличаются от их собственных.
Требования к универсальным учебным действиям, сформированные обучающимися в процессе занятий по данной программе
Познавательные УУД:
- умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять сравнение, классификацию.
Коммуникативные УУД:
- постановка вопросов;
- умение выражать свои мысли полно и точно;
- разрешение конфликтов;
- диалогическая и монологическая контекстная речь.
Регулятивные УУД:
- умение принимать и сохранять учебную задачу;
- умение планировать свои действия;
- прогнозирование уровня усвоения;
- оценка, коррекция.
Личностные УУД:
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
- развитие самостоятельности при выполнении разнообразных заданий.
Направления программы
Рабочая программа внеурочной деятельности «Территория Добра» предполагает работу по трем основным направлениям деятельности: гражданско-патриотическое, экологическое, спортивно-оздоровительное.
1. Гражданско-патриотическое направление
- история родного края
- развитие понимания особенностей менталитета, нравов обычаев, верований и традиций народов, проживающих на территории ХМАО;
- воспитание межличностных взаимоотношений, толерантности
2. Экологическое направление
- расширение и углубление знаний о природе родного края, умение оценивать состояние окружающей среды.
3. Спортивно-оздоровительное направление
- формирование здорового работоспособного человека;
- развитие морально-волевых качеств личности подростка (сила, ловкость, выносливость и т.п.);
- профилактика заболеваний, укрепление здоровья и блокировка негативных и вредных привычек.
Механизм реализации программы
Для решения поставленных задач используется тесное сотрудничество партнёров программы - социума посёлка: сельская модельная библиотека имени Валентина Петровича Замятина, школьный музей, Центр досуга и творчества, служба МЧС, фельдшерско-акушерский пункт, Совет ветеранов, Творческий центр национальной культуры, МБОУДО «Белоярская ДШИ» филиал «Высокомысовская ДШИ», детский сад «Колокольчик».
Учебно-тематический план 1 года обучения (2 класс – 34 ч.)
№ | Темы программы |
Теория |
Практика |
Всего |
1 |
Моя малая родина на карте России |
3 |
3 |
6 |
2 |
Моя улица на карте поселения |
4 |
4 |
8 |
3 |
Растительный мир нашего края |
5 |
5 |
10 |
4 |
Животный мир нашего края |
5 |
5 |
10 |
Результаты первого года обучения
будут знать:
- основные экологические термины, характеризующие представителей
флоры и фауны ХМАО-Югры;
- основные виды растений и животных родного края;
- правила ведения наблюдений и исследований;
- историю названия своего поселка, его улиц.
будут уметь:
- различать охраняемые растения и животные ХМАО-Югры;
- работать и действовать индивидуально и в коллективе;
- работать с картой, находить месторасположение поселения на карте;
- отбирать материал для буклетов и создавать буклеты;
Учебно-тематический план 2 года обучения (3 класс – 34 ч.)
№ | Темы программы |
Теория |
Практика |
Всего |
1 |
Символика Тюменской области, ХМАО-Югры, Сургутского района, сельского поселения Тундрино |
3 |
3 |
6 |
2 |
Зимние Святки |
3 |
3 |
6 |
3 |
Народная медицина |
3 |
3 |
6 |
4 |
Народы нашего края, поселения |
5 |
1 |
6 |
5 |
История становление села Тундрино |
6 |
4 |
10 |
Результаты второго года обучения
будут знать:
- символику Тюменской области, ХМАО-Югры, Сургутского района, сельского поселения Тундрино;
- традиционные народные праздники;
- истоки народной медицины;
- национальный состав сельского поселения Тундрино;
- историю возникновения и становления села Тундрино;
- историю развития образования в поселке
- знаменитых земляков, прославивших наше поселение, район.
будут уметь:
- работать и действовать индивидуально и в коллективе;
- обладать навыками самоорганизации;
- находить и применять лекарственные растения в повседневной жизни;
- различать охраняемые растения;
- пользоваться словарями, энциклопедиями другими пособиями;
- создавать буклеты и презентации.
Учебно-тематический план 3 года обучения (4 класс – 34 ч.)
№ | Темы программы |
Теория |
Практика |
Всего |
1 |
История возникновения поселка Высокий Мыс |
5 |
5 |
10 |
2 |
Колесо истории рода |
4 |
4 |
8 |
3 |
Матушка Обь и её дочь - Курья |
5 |
4 |
9 |
4 |
Памятники и достопримечательности моего села |
4 |
3 |
7 |
Результаты третьего года обучения
будут знать:
- история возникновения поселка Высокий Мыс;
- историю своего рода и своей семьи;
- историю появления и жизни семей спецпереселенцев на Высоком Мысу;
- историю семей, которые «пустили корни» на Тундринской земле;
- историю изменения русла Оби;
- принятые в обществе нормы отношения к памятникам природы, истории и культуры.
будут уметь:
- работать в группе;
- пользоваться словарями, энциклопедиями, другими пособиями;
- целенаправленно читать литературу по определённой теме;
- различать историко-архитектурные объекты на изучаемой территории;
- вести себя в общественном месте, в природе;
- создавать буклеты и листовки;
- уметь работать над проектом;
- презентовать свою работу.
Учебно-тематический план 4 года обучения (5 класс – 35 ч.)
№ | Темы программы |
Теория |
Практика |
Всего |
1 |
Район, который мне дорог |
2 |
|
2 |
2 |
«Поселенье у нас называется Тундрино…» |
4 |
4 |
8 |
3 |
«Какое слово горькое – война» |
3 |
3 |
6 |
4 |
«Какое слово гордое – Победа!» |
2 |
2 |
4 |
5 |
«Потом пришла пора иная…» |
3 |
3 |
6 |
6 |
Сельское поселение Тундрино на пороге нового тысячелетия |
4 |
5 |
9 |
Результаты четвертого года обучения
будут знать:
- состав Тундринского Сельского совета в довоенное время;
- о жизни сельчан в период гражданской войны и становления Советской власти на территории поселка;
- о ратных подвигах земляков на фронтах Великой Отечественной войны и в тылу;
- о жизни села после Великой Отечественной войны;
- о сотрудничестве Тундринского сельского поселения с поселениями Сургутского района;
- правила проведения научного исследования.
будут уметь:
- самостоятельно добывать и обрабатывать информацию;
- выделять объект исследования;
- разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
- уметь работать над проектом;
- презентовать свою работу.
Содержание учебно-тематического плана первого года обучения
№ | Темы занятий |
Теория |
Практика |
Всего |
|
Моя малая родина на карте России |
|
|
|
1 |
Мой край ХМАО-Югра на карте России (практическое занятие - создание карты ХМАО-Югры) |
1 |
1 |
2 |
2 |
Мой район на карте России (практическое занятие - создание карты Сургутского района) |
1 |
1 |
2 |
3 |
Моя малая родина на карте России (практическое занятие - создание карты с.п. Тундрино) |
1 |
1 |
2 |
|
Моя улица на карте поселения |
|
|
|
4 |
История названий улиц поселения |
2 |
|
2 |
5 |
Улица Ивана Васильевича Королькова (практическое занятие – работа с архивными материалами, и защита рефератов о Герое ВОВ И.В. Королькове) |
2 |
2 |
4 |
6 |
Практическое занятие «Улица моей мечты» |
|
2 |
2 |
|
Растительный мир нашего края |
|
|
|
7 |
Деревья (практическая работа – создание буклета) |
1 |
1 |
2 |
8 |
Кустарники (практическая работа – создание буклета) |
1 |
1 |
2 |
9 |
Лесное разнотравье (практическая работа – создание буклета) |
1 |
1 |
2 |
10 |
Луговое разнотравье (практическая работа – создание буклета) |
1 |
1 |
2 |
11 |
Околоводные растения (практическая работа – создание буклета) |
1 |
1 |
2 |
|
Животный мир нашего края |
|
|
|
12 |
Животные леса (практическая работа – создание буклета) |
1 |
1 |
2 |
13 |
Животный мир лугов и полей (практическая работа – создание буклета) |
1 |
1 |
2 |
14 |
Птицы (практическая работа – создание буклета) |
1 |
1 |
2 |
15 |
Насекомые (практическая работа – создание буклета) |
1 |
1 |
2 |
16 |
Пресмыкающиеся (практическая работа – создание буклета) |
1 |
1 |
2 |
Содержание учебно-тематического плана второго года обучения
№ | Темы занятий |
Теория |
Практика |
Всего |
|
Моя малая родина на карте России |
|
|
|
1 |
Символика Тюменской области, ХМАО-Югры (практическое занятие - создание макета герба ХМАО-Югры) |
1 |
1 |
2 |
2 |
Сургутского района (практическое занятие - создание макета герба ХМАО-Югры, Сургутского района) |
1 |
1 |
2 |
3 |
сельского поселения Тундрино (практическое занятие - создание эскиза герба сельского поселения Тундрино) |
1 |
1 |
2 |
|
Зимние Святки |
|
|
|
4 |
История праздника Рождества (практическая работа – создание Вертепа) |
1 |
1 |
2 |
5 |
Традиции празднования Рождества (практическое занятие – оформление рождественского стола) |
1 |
1 |
2 |
6 |
Колядки |
1 |
1 |
2 |
|
Народная медицина |
|
|
|
7 |
Лекарственные растения Тундринской земли. Подорожник, иван-чай (практическое занятие – создание буклета) |
1 |
1 |
2 |
8 |
Чага, лабазник (практическое занятие – создание буклета) |
1 |
1 |
2 |
9 |
Кустарники (практическая работа – создание буклета) |
1 |
1 |
2 |
|
Народы нашего края, поселения |
|
|
|
10 |
Народы населяющие ХМАО-Югру |
1 |
|
1 |
11 |
Коренные малочисленные народы Севера (ханты, манси) |
2 |
|
2 |
12 |
Национальности нашего поселения (презентация «Моя национальность») |
2 |
1 |
3 |
|
История становление села Тундрино |
|
|
|
13 |
Откуда есть пошла земля Тундринская |
1 |
|
1 |
14 |
«Белая Лебедь» (практическая работа – создание буклета о церкви) |
1 |
1 |
2 |
15 |
Предприятия села Тундрино (практическая работа – создание буклета) |
1 |
1 |
2 |
16 |
История Тундринской школы |
1 |
|
1 |
17 |
Знаменитые земляки (практическая работа – презентации С.Е. Кайдалове, семье Замятиных) |
2 |
2 |
4 |
Содержание учебно-тематического плана третьего года обучения
№ | Темы занятий |
Теория |
Практика |
Всего |
|
История возникновения поселка Высокий Мыс |
|
|
|
1 |
«У широкой реки, бурям всем вопреки, небольшой наш поселок живет…» |
1 |
|
1 |
2 |
Образование на Высоком Мысу |
1 |
|
1 |
3 |
Предприятия поселка Высокий Мыс (практическая работа – создание буклета) |
1 |
1 |
2 |
4 |
Знаменитые земляки (практическая работа – презентации: семьи Ромашко, Карповичей, Бжецовых) |
1 |
3 |
4 |
5 |
Традиционные праздники высокомысовцев (практическая работа – фотоальбом) |
1 |
1 |
2 |
|
Колесо истории рода |
|
|
|
6 |
«Первым жителям этой прекрасной земли…» (семьи спецпереселенцев на Высоком Мысу) |
2 |
|
2 |
7 |
Продолжение рода на Высоком Мысу (практическая работа – презентации: семьи Симоновых, Салминых, Ушаковых, Шлеиных) |
1 |
2 |
3 |
8 |
«Навсегда здесь поселились…» (семьи, «пустившие корни» на Тундринской земле) |
1 |
|
1 |
9 |
«Моя семья – мое богатство!» (практическая работа – презентации о семьях обучающихся) |
|
2 |
2 |
|
Матушка Обь и её дочь – Курья |
|
|
|
10 |
Легенда о красавице Оби (практическая работа – создание книжки-малышки «Легенда о красавице Оби») |
1 |
1 |
2 |
11 |
Обитатели реки Обь (практическая работа – создание буклета) |
2 |
1 |
3 |
12 |
Обь – водная артерия Западно-Сибирской равнины (практическая работа – пластилиновая обская флотилия) |
1 |
1 |
2 |
13 |
Курья – старое русло Оби (практическая работа – создание буклета об обитателях Курьи) |
1 |
1 |
2 |
|
Памятные места моего поселка |
|
|
|
14 |
Роща памяти |
1 |
|
1 |
15 |
«Если б березы могли говорить…» (пришкольный парк). (Практическая работа – мини-сочинение «Если б березы могли говорить…») |
1 |
1 |
2 |
16 |
Памятники и памятные знаки (мемориальная доска, памятник воинам – землякам, памятник первопроходцам Сибири). (Практическая работа – эскиз памятника спецпереселенцам). |
1 |
1 |
2 |
17 |
Кедросад – гордость поселка (практическая работа – создание листовок) |
1 |
1 |
2 |
Содержание учебно-тематического плана четвертого года обучения
№ | Темы занятий |
Теория |
Практика |
Всего |
1 |
Район, который дорог мне |
2 |
|
2 |
|
«Поселенье у нас называется Тундрино…» |
|
|
|
2 |
В Тундрино есть братская могила (практическая работа – проект) |
1 |
1 |
2 |
3 |
Тундринский сельский совет. Деревни, входивщие в состав Тундринского с/с (Сармановская половинка, Пилюгино, Лямина) (практическая работа – проект) |
1 |
1 |
2 |
4 |
«И Обь река, что помнит год 30-й…» (Озерный, Песчаное, Высокий Мыс) (практическая работа – проект) |
1 |
1 |
2 |
5 |
Сельский совет в довоенное время (практическая работа – проект) |
1 |
1 |
2 |
|
«Какое слово горькое – война» |
|
|
|
6 |
Они защищали Родину (практическая работа – проект) |
1 |
1 |
2 |
7 |
Они ковали Победу в тылу (практическая работа – проект) |
1 |
1 |
2 |
8 |
Он был героем на войне и в жизни (практическая работа – проект) |
1 |
1 |
2 |
|
«Какое слово гордое – Победа!» |
|
|
|
9 |
До наших дальних деревень донесся из Москвы салют победный! (практическая работа – проект) |
1 |
1 |
2 |
10 |
…И коменданты строгие следили, как жил мужик (практическая работа – проект) |
1 |
1 |
2 |
|
Потом пришла пора иная (практическая работа – проект) |
3 |
3 |
6 |
|
Сельское поселение Тундрино на пороге нового тысячелетия |
|
|
|
11 |
«Новые» переселенцы (практическая работа – проекты) |
1 |
1 |
2 |
12 |
Сотрудничество с поселениями Сургутского района (практическая работа – презентации) |
1 |
1 |
2 |
13 |
Повседневная жизнь (практическая работа – презентации) |
1 |
1 |
2 |
14 |
«И новый мир, о нем отцы мечтали, наступит не во сне, а наяву…» (мини-сочинения, рисунков) |
1 |
2 |
3 |
Методическое обеспечение программы
- Адрес-календарь Тобольской губернии на 1897 год [Текст]. – Тобольск: [б.и.], б.г. – Ксерокоп. с изд. 1897 г. – с.53.
- Буклет «События в сфере культуры на территории Сургутского района, 2011-2012 гг.
- Буклет «Церковь Святого Великомученика и Целителя Пантелеймона д. Тундрино, ООО «Водолей».
- «Семь чудес Сургутского района» - сборник материалов по итогам музейно-образовательного проекта.
- Справочник-дайджест в 14 книгах «Сургутский район в калейдоскопе времени. Сельское поселение Лямина», Муниципальное учреждение культуры «Сургутская районная центральная библиотека им. Г.А.Пирожнокова», 2008.
- Справочник-дайджест в 14 книгах «Сургутский район в калейдоскопе времени. Сельское поселение Тундрино», Муниципальное учреждение культуры «Сургутская районная центральная библиотека им. Г.А.Пирожнокова», 2008.
- Фотоматериалы «От Сургутского уезда – к Сургутскому району», Угутский краеведческий музей им. П.С. Бахлыкова, 2004.
- Фотоматериалы «Муниципальное образование Сургутский район - 85».
- Фотоматериалы «90 лет Сургутскому району».
- Бахлыков Петр Семенович «Подвижники из Угута»: Неопубликованные и малоизвестные страницы творчества. - Тюмень: Издательство Ю. Мандрики, 2000. – 144 с. + илл. 25 с.
- Бахлыков П.С. «Юганские ханты: история, быт и культура»: Краткое историческое повествование о ханты Сургутского района / Послесловие С.Г. Пархимовича – Тюмень: «СофтДизайн», 1996. – 208 с.
- Бортаковский Т.В. «Сквер Памяти Героев»: Изд. 2, доп. – Смоленск: Маджента, 2013. – с. 200.
- Веч Г.П. Сельские жители. Очерки и зарисовки о людях Сургутского района, опубликованные в газете «Вестник». Г.П. Веч. – Омск: ООО «Омскбланкиздат», 2012. – 316 с.
- Галина Кондрякова. Жила-была деревня: к 75-летию ХМАО – Югры. – Сургут: СТ, 2005. – 148 с.
- Н.Н. Баранов и др. Древний город на Оби: История Сургута [Текст]. – Екатеринбург: Тезис, 1994. – 336 с.: ил. – с.238
- Л.Н. Добринский, В.В. Плотников. Экология Ханты-Мансийского автономного округа. – Тюмень: СофтДизайн, 1997. – 288 с.
- А.А. Дунин-Горкавич. Справочная книжка Тобольской губернии: Приложение к карте Тобольской губернии [Текст]. – Тобольск: Тип. Епарх. Братства, 1904. – 160 с. – Ксерокоп. – Б.ц.
- Замятин В.П., Захаров И. П. Сургутский Словарь.
- Замятин В. Тропой судьбы моей: сборник стихов и очерков / МКУК «СРЦБС». – Сургут; Екатеринбург: Уральский рабочий, 2015. – 160 с., ил., фот.
- Замятин В.П. «Под синим пологом лесов». – Сургут: Рекламно-издательский информационный центр «нефть Приобья» ОАО «Сургутнефтегаз»; 2001. – 80 стр., 16 илл.
- Иван Прокопьевич Захаров. Летопись народного подвига. Сургутский район в годы Великой Отечественной войны, Екатеринбург Уральское издательство, 2004.
- Коровин И.Е. Ветераны Сургутского района. – Екатеринбург: Уральское изд-во, 2005. – 240 с.: ил.
- Коровин И.Е. «Всегда вместе» История и действительность коренных жителей Приобья. (Историко-краеведческий материал) Екатеринбург: «Уральский рабочий», 2004. – 192 с.
- Коровин И.Е. Память о войне. – Сургут: ООО «Винчера», 2010. – с.248, илл.
- Г. Корченкин, А. Ярошко, А. Семенов и др. Сургутский район: территория надежды: Фотоальбом. – Сургут. ЗАО «Диорит», 2001. – 112 с.: фото. ил.
- В.М. Куриков. Югра – энергетическое сердце России, ООО «Алфавит», 2001.
- Н.Д. Радченко. Судьбы народов Обь - Иртышского Севера [Текст]: (из истории национально-государственного строительства, 1822-1941 гг.)
- Редикульцев В.Ф. Сопряжение времен. Нефтеюганск. – Екатеринбург, 2011. – 224 с. ил.
- Сикорская Г.П., Кушникова Г.И. Экологическая экспедиция на воздушном шаре в заповедные места Югры. В 3 кн. – Екатеринбург. ООО «ЭНТ», 2004. – 32 с., ил.
- Сикорская Г.П., Кушникова Г.И. Экологическое сафари по Югорскому краю, Издательство «АКВА-ПРЕСС.
- Н. Токмакова. В палитре жизни цвета: Сб. стихов самобытных поэтов Сургута. р-на – Сургут: ГУП ХМАО «Сургут. Тип.», 2001 – 115 с., ил.
- Н. Токмакова «Край, где царствуют белые ночи»: сборник стихов/ МКУК «СРЦБС», - Сургут: ООО «Сургутская типография», 2012. – 176 с., ил.
- О.В. Шадрина, Л.А.Хабарова, И.П. Манн; ред Т.В. Горбунова «Сургутский район: информация для путешественника/ Адм.Сургут.р-он; МКУК «Сургутская районная централизованная библиотечная система», - Сургут, 2013. -20 с. + 1 электрон. опт. диск (DVD-R).
- Л.А.Хабаров «Памятные даты Сургутского района», 2014 год: календарь/ МКУК «СРЦБС», ЦРБ им.Г.А.Пирожникова, отд. краевед. лит. и библиогр.; -Сургут, 2013.-68 с.: ил.
- Л.А.Хабаров «Памятные даты Сургутского района», 2016 год: календарь/ МКУК «СРЦБС», ЦРБ им.Г.А.Пирожникова, отд. краевед. лит. и библиогр.; - Сургут, 2015.-48 с.: ил.