Экскурсия - одна из эффективных форм успешной социализации детей с ОВЗ

Разделы: Начальная школа


Дети с ОВЗ отстают в развитии от своих сверстников. Они быстро забывают правила поведения в разных жизненных ситуациях. И одна из важных задач это создание оптимальных условий для социализации детей с ОВЗ. Экскурсии это одна из важных форм учебно-воспитательной работы для успешной социализации детей с ОВЗ. Экскурсии представляют собой своеобразный урок непосредственного общения с природой, с окружающей средой, что очень важно для детей с ОВЗ.

В начальной школе накоплен значительный опыт по методике проведения экскурсий в природу, которые полезны для оздоровления и игротерапии детей с ОВЗ, помогает развивать временные представления, ориентировку в пространстве, это помогает в дальнейшем усваивать такой сложный предмет – как математика.

Успех экскурсии зависит от ее подготовки; чем детальнее, конкретнее подготовительная работа, тем легче и интереснее пройдет экскурсия. Подготовку к экскурсии можно разбить на две части: подготовка учителя и подготовка учащихся.

Чтобы провести полноценную экскурсию следует учитывать ее этапы:

I. Подготовка учителя к экскурсии.
II. Подготовка учащихся.
III. Проведение экскурсии.
IV. Итоги экскурсии.

Рассмотрим подробно каждый этап.

I. Подготовка учителя к экскурсии.

Готовясь к учебному году, учитель намечает примерный календарь проведения экскурсий, исходя из учебной программы; определяет учебно-воспитательные задачи каждой экскурсии. При этом следует учитывать, что большинство воспитательных задач не может быть разрешено на одной экскурсии, а требует длительной работы.

Каждая экскурсия предполагает тщательную подготовку. Первое, что должен сделать учитель, это точно установить тему и цель экскурсии; просмотреть соответствующую литературу. Необходимо также наметить какие книги можно порекомендовать учащимся для чтения до экскурсии.

На уроке предшествующем экскурсии, устанавливается необходимая связь с содержанием изучаемой темы, ставятся вопросы, которые возможно разрешить только на экскурсии, распределяются задания для наблюдений и сборов.

Учитель намечает в соответствии с темой и целью предварительный план-маршрут экскурсии, где указываются ее основные разделы. Выясняет, какие явления и на каких объектах будут показаны, каким методом будет проведена экскурсия, по каким местам и в какой последовательности она пройдет.

После этого предстоит перейти к проверке маршрута путем предварительной экскурсии самого учителя. С местом проведения экскурсии лучше всего ознакомиться за 1-2 дня.

Также учитель должен продумать, какие учебные игры и какой активный отдых организовать с учениками во время экскурсии, определить основные вопросы с ними после экскурсии.

Методика экскурсии зависит от ее темы и цели, возраста и знаний учащихся.

Разрабатывая план отдельной экскурсии, следует избегать стандарта в планировке: нельзя допускать, чтобы экскурсия по изучению растений осенью была сходна по своему плану с весенней экскурсией. Однообразие методики притупляет восприятие учащихся, хотя все экскурсии в действительности включают в себя отдельные части, связанные в определенной последовательности, которые повторяются.

II. Подготовка учащихся к экскурсии.

Особое внимание при проведении комплексной экскурсии важно уделить организации деятельности ребенка. Известно, что в современной школьной практике преобладают словесные методы организации познавательной деятельности учащихся: беседа, рассказ, инструктаж. Давайте представим, как это происходит. Как правило, учитель ставит детей кружком вокруг себя и ведет с ними беседу: задает вопросы, заслушивает ответы, дает задания для наблюдений и т.д. Получается шумно, но мало кто задумывается над тем, что такая методика противоречит одной из важнейших заповедей поведения человека в природе: «Не шуметь!». Шум для природных обитателей - мощный фактор беспокойства, в ряде случаев даже угрожающий их жизни и существованию. Кроме того, шум мешает смотреть, слушать: звери разбегутся, птицы разлетятся, насекомые притаятся и замолкнут. Отсюда напрашивается закономерный вывод: инструктаж и беседы следует проводить не в природе, во время проведения экскурсии, а заблаговременно – в классе, на школьном дворе или на участках, малопригодных для жизни природных обитателей.

Подготовка учащихся начинается с сообщения учителем темы, задачи и маршрута экскурсии. Также учитель рекомендует, какие книги полезно прочитать перед экскурсией; сообщает детям, что они будут делать во время экскурсии, на что нужно обратить внимание, что взять с собой, необходимо подготовить удобную обувь и одежду (не следует одеваться ярко, т.к. яркая одежда отпугивает птиц). Перед выходом проверить, не забыто ли что-нибудь.

Учащиеся должны уяснить, что экскурсия — это учебное занятие, которое проводится во внеклассной обстановке, поэтому к ней нужно относиться так же серьезно и ответственно, как к уроку.

Учителю следует приучать детей к мысли, что они идут в гости к природным обитателям, в их большой дом, а поэтому должны следовать тем требованиям-заповедям, которые необходимо выполнять гостям природы. Главнейшая из них - соблюдение тишины.

Следующая важная заповедь, которую дети должны знать, - это терпение, терпеливость. Быть терпеливым предполагает способность экскурсанта - гостя природы в течение длительного времени молчаливо наблюдать за поведением животных. Надо притаиться, чтобы не беспокоить их своим присутствием. Только так можно что-нибудь увидеть и открыть в природе.

Третья заповедь - это внимательность. Ее отсутствие приводит к тому, что многие не замечают красот и чудес природы. Люди не замечают, что в окружающей нас природе все взаимосвязано, одно явление зависит от другого. Поэтому очень важно учить своих питомцев находить эти связи, предсказывать погоду, проверять народные приметы, а главное, прогнозировать последствия своего поведения. Наблюдая целенаправленно за природой, дети узнают ее язык, живой и образный.

Наблюдения за животными также могут дать много любопытной и полезной информации о самых различных связях в природе: растения - насекомые; насекомые - птицы; растения - птицы и т.п., об отношениях человека к ним. Из-за отсутствия наблюдательности многие не могут предсказать последствий своего поведения, своего вмешательства в жизнь растений и животных и этим наносят большой вред природным обитателям.

Перед экскурсией, исходя из воспитательной позиции учитель формирует у учащихся следующие правила поведения:

  • отмечать, запоминать наиболее типичные или красивые растения, но не собирать их;
  • наблюдать за бабочками, жуками, лягушками, но не ловить, не трогать их;
  • к птичьим гнездам не следует подходить очень близко, а тем более трогать и брать их с собой и др.

Для обеспечения полного порядка на экскурсии учитель распределяет школьников на группы по 3-5 человек; каждая группа выбирает старшего, который отвечает за дисциплину своей группы. Такой порядок облегчает проведение экскурсии, учит школьников работать в коллективе.

Восприятие экскурсионных объектов будет полнее, если во время подготовки к экскурсии учащихся заинтересовать проблемно-познавательными заданиями, дать предварительные сведения об объектах экскурсии. Каждой группе дается конкретное свое задание. Учитель обязательно консультирует школьников, как во время экскурсии вести записи, составлять планы, чертить схемы, собирать экскурсионный материал и т.д.

При подготовке учащихся нужно не только предусмотреть все выше сказанное но и, как говорил А.Я. Герд [2] — основоположник методики преподавания естествознания - «заохотить» учащихся предстоящей экскурсией.

III. Проведение экскурсии.

В структуре проведения экскурсии можно выделить следующие основные моменты:

  1. Вводная беседа (2-3 мин)
  2. Самостоятельные наблюдения и выполнение заданий (25 мин)
  3. Беседа по материалам детских наблюдений и выполненным практическим заданиям
  4. Обобщение учителем экскурсии.

Рассмотрим каждую часть урока-экскурсии.

1. Необходимой частью каждой экскурсии является вводная беседа. В беседе отмечаются особенности времен года, погоды, состояние растительности, дается характеристика местности с географической стороны. Проводится она либо в школе, либо непосредственно на месте.
В зависимости от возраста и подготовки учащихся сведения могут быть различны по объему, но всегда должны быть строго научны, проверены и обоснованы. Язык беседы должен быть точным, ясным, образным и простым. Участие детей в беседе так же может быть различно; оно тем активнее, чем больше экскурсий было с ними проведено. Если учитель осенью проводит с классом две экскурсии, то на второй приметы осени отмечают сами дети.

Экскурсионную беседу заметно оживляют материалы художественной литературы, особенно стихотворения русских классиков с описанием природы. Эти «лирические отступления» воспринимаются детьми лучше, чем если они «сухо» кем-либо декламируются.

В заключение беседы учитель напоминает о распределении заданий, дает дополнительные разъяснения. Если вводная беседа проводится уже на месте работы, то учитель показывает приемы сбора растений или их частей (плодов, семян, листьев и т.д.), если беседа проходит в классе, то имеет смысл демонстрация кино или диафильма по теме экскурсии, что помогает учащимся с ОВЗ глубже и полнее осмыслить ее.

2. Важнейшей частью всякой экскурсии являются наблюдения детей. Наблюдения проходят по вопросам-заданиям, целью которых является: направить внимание детей на нужный объект или явление, помочь провести сравнение изучаемых объектов, рассмотреть объект по частям, обнаружить и дать характеристику некоторым качествам предметов.

Задания должны включать только тот материал, который вполне конкретно можно изучить на экскурсии. Не следует говорить о том, что дети не смогут увидеть в природе в данный момент. Исключения составляют лишь те случаи, когда нужно установить факт отсутствия в природе каких-то объектов, например, на зимней экскурсии во 2 классе учитель обращает внимание учащихся на отсутствие насекомых в это время года.

Очень важно и в то же время довольно трудно направить работу учащихся по намеченному плану. Например, на экскурсии в лесу у детей «разбегаются глаза» от многообразия живых форм: их привлекают и птицы, и насекомые, и звери, и растения. Особенно трудно провести первую такую экскурсию не загромождая ее излишним материалом, и дать самое основное так, чтобы на последующих экскурсиях учащиеся были сосредоточены на изучаемом объекте и не отвлекались от темы. На экскурсиях учащиеся знакомятся не только с отдельными фактами и явлениями, но и с методикой изучения этих явлений. Методика должна основываться на приемах научного исследования, но в то же время она должна быть доступна детям.

3. Беседа по материалам наблюдений.

Во время самостоятельной работы учитель контролирует работу всех групп. В условное время или по сигналу все собираются вместе на обобщающую беседу - «конференцию», где учащиеся рассказывают о своих наблюдениях и находках, демонстрируют собранный материал.
Задача учителя заключается в том, чтобы в заключительной беседе была определенная последовательность, подводящая учащихся к нужным выводам и обобщениям, обеспечивающая целостность экскурсии. На обратном пути можно провести повторение фактического материала, с которым познакомились на экскурсии, дать указания по домашнему заданию для самостоятельных наблюдений.

IV. Подведение итогов экскурсии.

Подведение итогов должно быть кратким, иначе ослабляются эмоциональность впечатлений от экскурсии. Этот этап включает обработку собранного материала и его использования в учебной работе. Собранный материал можно оформить в виде альбома, гербария и т.д., использовать на уроках труда, рисования, предметных уроках.

Для закрепления экскурсионных впечатлений можно использовать такой вид работы, как сочинение. Эта работа способствует развитию у учащихся: излагать свои впечатления об увиденном и услышанном на экскурсии, выражать свои чувства, активизации письменной речи, обогащению словаря.

Можно сделать выставку на тему экскурсии.

Значительно расширяются возможности познавательных интересов детей, когда на основе наблюдений и формирования природоведческих представлений на экскурсиях они усваивают обобщенные знания. Опыт учителей показывает, что детям  с ОВЗ доступны простые обобщения.
Анастасова Л.И. [9] выделяет следующие методические приемы, способствующие обобщению знаний:

  • выявление признаков - вычленить отличительные признаки, свойства и качества;
  • сравнение - сопоставление предметов и явлений с целью установления черт сходства и отличия (например, установление сходства и различия снега и льда);
  • противопоставление - сопоставление предметов и явлений взаимоисключающих друг друга (например, чтобы найти общие признаки у листа, предложить детям рассмотреть хвоинку, дети сразу увидят общий признак лиственных растений - наличие листьев в виде широкой пластины);
  • аналогия - установление сходства в некоторых сторонах, качествах и отношениях между нетождественными объектами (например, во 2 классе учащиеся подводят итоги наблюдения за сентябрь, составляют обобщенную характеристику погоды месяца с помощью учителя. Обобщение наблюдений за следующий месяц дети могут провести самостоятельно по аналогии);
  • абстрагирование - мысленное отвлечение от ряда несущественных признаков и свойств предметов и явлений и выделение таких признаков, которые в данной конкретной ситуации будут существенными, главными (например, при формировании понятия «декоративные растения» учитель демонстрирует разные растения, при этом внимание детей отвлекается от особенностей деревьев, кустарников, трав).

Однако, следует заметить, что нельзя проводить обобщения, используя лишь один какой-то прием, необходима их взаимосвязь.

Эффективным средством обобщения является составление или заполнение уже готовых таблиц, работа со схемами.

Работа с таблицами и со схемами развивает у учащихся умение обобщать, подводить итоги, систематизировать природоведческие знания, тем самым формируя познавательный интерес к изучению природы.

Еще одним из важных способов закрепления материала для детей с ОВЗ является дидактическая игра, в которой одновременно действуют два начала: учебное, познавательное и игровое занимательное. Вот такие игры можно провести во время экскурсии в природу:

1. «У кого детки с этой ветки?»

Игра проводится во время осенней экскурсии. Учащиеся собирают по заданию учителя листья, веточки с деревьев и кустарников, плоды этих растений, (сосны, ели, дуба, клена, рябины, ольхи, орешника и др.) Взяв у каждого ученика по одной ветке, учитель встает в центр круга, поднимает вверх веточки и спрашивает: «У кого детки с этой ветки?» Дети показывают плоды или листья с этой веточки или просто отвечают. Далее учитель или ученик-ведущий поочередно показывает ветки различных деревьев.

Игра помогает запомнить ученикам названия деревьев и кустарников, научиться различать их по листьям, плодам и семенам.

2. «Найди это дерево».

В игре принимают участие все ученик» класса. Выбирается ведущий, который называет деревья, а все другие дети должны в лесу быстро найти и остановиться возле одного из названных деревьев. Учитель наблюдает за правильностью выполнения. Выигрывает тот ученик, который быстрее всех безошибочно определил большее количество деревьев.

3. «Ботанические жмурки».

Все учащиеся делятся на две команды. Игроком одной из команд завязывают глаза и выдают по 5 листьев, цветов, семян, плодов и др. на ощупь или по запаху они должны определить какие растения у них в руках. За каждое правильное название - одно очко. Потом команды меняются. (растения подбираются самые разнообразные, но хорошо знакомые детям).

В процессе игры дети с ОВЗ легче усваивают знания, т.к., в отличие от учебных занятий, в дидактической игре учебные познавательные задачи ставятся не прямо, когда педагог учит, объясняет, а косвенно учащиеся овладевают знаниями играя. Включение в экскурсии дидактических игр ведет к формированию устойчивого интереса учащихся к природе.

Говоря об учебных экскурсиях хочется отменить и экскурсии в музеи, ботанические и зоологические сады, зоопарки. Эти экскурсии дают возможность показать учащимся объекты, которые невозможно увидеть на обычной экскурсии в природу (редкие растения и животные, или те, которые существовали много тысяч лет назад, ценные полезные ископаемые, драгоценные металлы и камни и т.д.).

Своеобразие этих экскурсий в методическом смысле состоит в том, что из огромного разнообразия материала учителю необходимо предварительно отобрать объекты изучения, продумать характер работы с каждым экспонатом.

Существуют и экскурсии на производство. Своеобразие этих экскурсий состоит в том, что помимо объектов и явлений природы, учащиеся наблюдают деятельность человека, что очень важно для детей с ОВЗ. В план производственных экскурсий должны быть включены вопросы для наблюдения за деятельностью людей:

  • что и для какой цели делают люди?
  • как и какие орудия, приспособления они используют в своей работе?
  • как они организованы?
  • каковы результаты их труда?

Такие экскурсии формируют познавательный интерес учащихся с ОВЗ, способствуют развитию экологической культуры.

Разнообразные экскурсии способствуют не только развитию детей с ОВЗ, но и их успешной социализации в общество. Дают положительные результаты и возможности воспитанникам с ОВЗ  научиться преодолевать трудности, подготавливает их для вхождения в самостоятельную жизнь и трудовую деятельность, дают возможность ощутить личный и коллективный успех.

Список литературы.

1. Вилежанина Е.Н. Воспитание интереса к изучению природы у учащихся 1-2 классов. В книге: «Природоведение». М., 2013-184с.

2. Герд В.А. Экскурсионное дело. Учебное пособие: Издательский дом Герда, 2011-200 с.

3. Пономарева О.Н. Организация подведения итогов наблюдений за погодой и другими явлениями природы. // Нач.шк. 2009. №9.

4. Постникова Е.А. Приемы логического мышления при проведении наблюдений на уроках природоведения. // Нач.шк. 2001. №1.

5. Прохорова Е.Б. Развитие у учащихся умения наблюдать на экскурсиях в природу. // Нач.шк. 2009. №8.

6. Перекалова B.C. Обобщение наблюдений на уроке природоведения. // Нач.шк. 2008. №11.

7. Клепенина З.А. Наблюдения в природе // Нач.шк. - 2006. №9.

8. Формирование познавательного интереса у младших школьников в процессе развития творческой деятельности на экскурсиях в природу. - М., 2012-142 с.

9. Методические рекомендации по формированию интереса к познанию природы у младших школьников. Автор Анастасова Л.И. М., МГПИ, 2007