Тип урока: урок открытия нового знания.
Используемые технологии: здоровьесбережения, поэтапного формирования умственных действий, информационно-коммуникативные, развития исследовательских навыков, деятельностного подхода в обучении.
Цели: сформировать представление о природных зонах Архангельской области.
Формируемые УУД:
- предметные: объяснять значение понятий: природная зона, заповедник, заказник; называть и показывать основные природные зоны; называть меры по охране природы; доказывать, что все компоненты природной зоны связаны между собой;
- метапредметные: формировать навыки учебного сотрудничества; планировать свою деятельность; работать в соответствии с поставленной учебной задачей и предложенным планом; работать с текстовым компонентом; устанавливать причинно-следственные связи; проводить исследования и давать описания;
- личностные: формирование познавательного интереса.
Оборудование: презентация, видеоматериалы, гербарии, таблицы «Природные зоны мира».
Ход урока
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний
(Индивидуальные задания по теме «Климат Архангельской области»), групповая работа «Факторы, влияющие на формирование климата».
Климат Архангельской области разнообразен. Территория области находится в арктическом, субарктическом и умеренном климатических поясах. Погоду в основном определяют две воздушные массы: арктическая ВМ и умеренная ВМ. Избыточное увлажнение (заболоченность территории). Формирование природных зон области зависит от климата. Какие природные зоны сформированы на территории Архангельской области мы узнаем на нашем уроке.
3. Работа по теме урока
Заполнение таблицы.
Климатический пояс | Природная зона |
Растительность |
Животный мир |
Почвы |
Работа в группах.
1 группа «Зона арктических пустынь».
Используя текстовый материал, карты атласа составьте характеристику природной зоны, заполнив столбцы таблицы.
- Охарактеризуйте природные условия Арктики.
- Объясните, как влияет покровное оледенение на рельеф, растительность и животный мир арктических островов?
- Почему в арктических пустынях большинство растений селится по морозным трещинам?
- Проанализируйте видовой состав растений Земли Франца-Иосифа и дополните рассказ о растительности арктических пустынь.
- Объясните, почему большинство наземных животных Арктики имеют белую окраску, густой мех и оперение?
- Каковы особенности почв зоны арктических пустынь?
2 группа «Тундра. Лесотундра».
Используя текстовый материал, карты атласа составьте характеристику природной зоны, заполнив столбцы таблицы.
- Охарактеризуйте природные условия тундры, лесотундры. Объясните температурные различия в январе между западными и восточными районами в тундре Архангельской области.
- Объясните причины существования у тундровых растений следующих биологических особенностей: войлочное опушение, восковой налет на листьях, медленный рост, преобладание вечнозелёных и многолетних растений.
- Почему в лесотундре нет зонального типа растительности?
- В чем своеобразие животного мира тундры, лесотундры?
- Почему животный мир тундры летом значительно разнообразнее и богаче, чем зимой?
- Каковы особенности почв зоны тундры, лесотундры?
3 группа «Тайга».
Используя текстовый материал, карты атласа составьте характеристику природной зоны, заполнив столбцы таблицы.
- Охарактеризуйте природные условия тайги.
- В чем своеобразие растительного и животного мира тайги?
- Какие экологические условия благоприятные и неблагоприятные для растительности и животных формируются в тайге?
- Какое значение имеют растения и животные тайги для человека?
- Каковы особенности почв зоны тайги?
4 группа «Охрана природы Архангельской области».
Используя текстовый материал, карты атласа расскажите о Пинежском заповеднике, Кенозерском национальном парке, заказниках области.
4. Первичная проверка знаний (выступление групп, заполнение таблицы на доске).
5. «Охрана природы Архангельской области» (видеоматериал, презентация).
6. Закрепление изученного материала.
Задание. Определите по описанию, о какой природной зоне идёт речь.
Задание. В чем отличие заповедника от заказника?
7. Рефлексия учебной деятельности.
- Я понял тему урока
- Как я оцениваю свою деятельность на уроке
- У меня были проблемы на уроке
8. Домашнее задание.
Сообщение о «Редкие и исчезающие растения и животные Архангельской области».