Происходящие в стране политические и социально-экономические изменения оказали серьезное влияние на все стороны жизни и деятельности людей, что привело к изменению ценностных ориентаций, к размытости понятий «долг», «честь», «совесть», «духовность», «патриотизм». Важным компонентом социального заказа является духовно-нравственное воспитание и развитие. Основополагающим документом, разработанным в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», с учетом ежегодных посланий Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации, является «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», которая определяет идеологическую и методологическую основу разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования.
Вместе с тем обязательным при организации воспитательного процесса является ориентирование деятельности на национальный воспитательный идеал, систему базовых национальных ценностей, а также основные направления воспитания и социализации.
Поэтому в вопросах, касающихся духовно-нравственного воспитания младших школьников, необходимо искать новые пути по внедрению в учебно-воспитательный процесс современных технологий, а также требуются новые методы обучения, которые способны формировать активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся.
Одним из эффективных методов, позволяющих решать поставленные задачи, является метод проектов, который имеет высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся; развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий; приобретение детьми опыта творческой деятельности. Прое́кт (от лат. projectus — брошенный вперёд, выступающий, выдающийся вперёд) — замысел, идея, образ, воплощённые в форму описания, обоснования расчётов, чертежей, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации.
Метод проектов характеризуется как:
- личностно-ориентированный;
- деятельностный;
- обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельности;
- построенный на принципах проблемного обучения;
- развивающий умения самовыражения, самопроявления, самопрезентации и рефлексии;
- формирующий навыки самостоятельности в мыслительной, практической и волевой сферах;
- воспитывающий целеустремленность, толерантность, индивидуализм и коллективизм, ответственность, инициативность и творческое отношение к делу;
- здоровьесберегающий.
С точки зрения обучающегося учебный проект — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала.
С точки зрения учителя — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования у обучающихся, а именно учить:
- проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы);
- целеполаганию;
- планированию содержательной деятельности ученика;
- самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта);
- презентации в различных формах, с использованием специально- подготовленного продукта проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, театрализации, видео, аудио и сценических представлений и др.).
Типология проектов, решающая задачи воспитания гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
- информационный (направлен на сбор сведений о конкретном объекте, явлении на ознакомление участников проекта с этой информацией, её анализ и обобщение);
- практико-ориентированный (отличается чётко обозначенным результатом деятельности участников, который определяется их жизненно-практическими потребностями и интересами);
- ролевой (участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей);
- творческий (предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов);
- исследовательский (включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обсуждение полученных результатов).
По количеству участников можно выделить индивидуальные, парные и групповые проекты. Особенно ценны воспитательные возможности групповых проектов, когда в процессе деятельности небольшого коллектива появляется совместный продукт. Школьникам предоставляются возможности испытать себя в разных сферах, выявить что-то более близкое и интересное для себя. Разрабатывая обоснование проекта, ученики не только применяют все свои знания и жизненный опыт, не только познают что-то новое, но и учатся четко, правильно и красиво выражать свои мысли, овладевают навыками учебной деятельности, практических умений поиска, обработки, сохранения и передачи информации. Проектная деятельность ставит каждого ребенка в позицию активного участника, учит работать в команде. Она ведет к сплочению класса, развитию не только коммуникативных навыков учащихся, но и всех УУД (определенных требованиями ФГОС).
К организации проектной деятельности я привлекаю родителей обучающихся. С родителями первоклассников провожу беседу о том, какую помощь они могут оказать своим детям. Важно объяснить родителям, что не нужно брать на себя выполнение работы над проектом, иначе деятельность не будет иметь никакого смысла. А помощь советом, информацией, оформлением, проявление заинтересованности со стороны родителей - важный фактор поддержки мотивации и обеспечения самостоятельности.
Развитие круга исследовательской деятельности начинаю с самых близких ребёнку – проектов «Моя семья», «Моя родословная». Изучать историю своей семьи необходимо каждому человеку. Если вы будете знать свою родословную, то будете знать и своих родственников, родных и близких: кем они были раньше, кем стали сегодня. Разве вы не будете гордиться, если ваши предки были известные люди? Разве вы не будете стараться быть похожими на них? Для каждого человека его предки дороги и почитаемы. Работа над проектом способствовала активному сотрудничеству с семьёй, установлению партнерских отношений, сплочению классного коллектива, учащихся и родителей, сплочению семьи. Дети расширили свой кругозор, у них развился интерес к истории семьи, семейным традициям, к родословной. Работа способствовала воспитанию чувства гордости за свою семью, любви и уважения к родителям; становлению духовно-нравственной личности. Кроме того эта работа сделала коллектив класса более сплочённым, дружным; научила быть ответственным за начатое дело и доводить его до конца с максимальной отдачей.
В разработке проекта «Люблю тебя, мой край родной!», целью которого было формирование гражданской позиции, патриотизма, мы совместили учебную и внеурочную деятельность. Обсудив данную тему и проведя беседу о малой Родине, дети получили задание. И уже через неделю ребята стали приносить готовые работы. Самой увлекательной для детей стала работа по оформлению собранных материалов и защита своих проектов. С интересом, непринужденно ребята рассказывали о своей малой родине (о городе, в котором они живут, о тех местах, где побывали со своими родителями), показывали фотографии, рисунки, защищали свои проекты. В этом проекте принимали участие родители. Они вместе с детьми сделали коллаж на тему «Лес – наш райский уголок».
Приобщение школьников к народной культуре является средством воспитания гармонично развитой личности. С глубокой старины семейные праздники отмечаются людьми как жизненно важные вехи и знаковые события. Тема празднования Нового года в разных странах, которая рассматривалась на классных часах, переросла в проект «Мы встречаем Новый год».
Целью данного проекта стало приобщение младших школьников к традициям разных народов. Реализация его проходила в следующих образовательных областях: литературное чтение, технология, изобразительное искусство, окружающий мир. Дети готовили презентации на тему: «Как встречают Новый год в разных странах», оформляли выставку поделок, открыток по данной теме, в школе прошёл новогодний праздник. Работа над проектом вела к формированию толерантности, дети начинали более бережно, осознанно относиться к другим народам, проявлять уважение и дружелюбное отношение к окружающим.
Говоря о традициях разных народов, нельзя не уделить внимания праздникам и обычаям русского народа: «Масленица», «Рождество Христово», «Пасха», «Крещение» и другие. Эти мероприятия позволяют вовлечь родителей в совместную с детьми творческую деятельность. Так, в разработку проекта «Всё русское нам дорого», входило: изготовление народной одежды; исполнение народных песен, частушек; организация выставки народной утвари; чтение и постановки русских народных сказок; разучивание игр. Целью данного проекта было воспитание нравственных и эстетических чувств: любовь к Родине, уважение к традициям и духовным ценностям своего народа.
Никогда не исчезнет из памяти народная гордость за Великую Победу, память о страшной цене, которую заплатил наш народ. Мои дети ежегодно участвуют в городском конкурсе «Не померкнет подвиг солдата», в акции «Газета ветерану», посещают музеи Боевой Славы и, конечно, разрабатывают проект «Памяти жить». Такие мероприятия воспитывают в детях патриотизм,любовь к своему Отечеству; развивают интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в истории России.
Ценность метода проектов состоит в том, что он позволяет детям выбрать деятельность по интересам, по силам, способствует зарождению интереса к последующим делам, побуждает детей добывать новые знания, использовать имеющийся опыт при решении конкретных проблем. Практическая направленность метода позволяет школьникам почувствовать, насколько значимы приобретенные ими знания для жизни. У нас в школе многие учителя применяют эту технологию в своей работе. Так в 5-6 классах были проведены уроки с использованием метода проектов: «Старинные способы умножения», «Что могут рассказать числа».
Поэтому результативностью своей работы по формированию духовно-нравственных качеств личности младшего школьного возраста через проектную деятельность считаю:
- положительные личностные изменения учеников;
- рост мотивации к учебному процессу;
- высокую степень самостоятельности, активности учащихся;
- повышение духовно-нравственной и коммуникативной культуры школьников;
- достижение высоких результатов в области социально-значимых проектов, исследований, мероприятий.
Использованные источники.
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А.Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В.А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещение, 2009. ― 00 с. ― (Стандарты второго поколения). ― ISBN 978-5-09-022138-2
- Н.Ю.Пахомова «Проектная деятельность в начальной школе». Издательство «Москва»; 2009.
- А.Г. Асмолов. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: Пособие для учителя.