Программное содержание:
- уточнить и расширить представление детей о перелётных птицах, об их жизни в осенне-зимний период.
- активизировать знания детей о перелётных птицах, о внешнем виде, питании, повадках;
- развивать интерес к жизни птиц, воображение, мышление, речь;
- обогащать словарь детей;
- развивать умение строить причинно-следственные связи;
- учить понимать образный смысл загадок;
- воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам.
Опорные знания: Зимующие и перелётные птицы, уроки английского по программе «Росток» по теме: «Времена года», «Дикие животные», пальчиковая гимнастика.
Предварительная работа: презентация обучающегося ТО «Юный эколог» Виноградского Георгия «Большая синица»; выставка рисунков по теме <Рисунок 1> Максимовой Ксении, «Рябина радует синичек», <Рисунок 2> Василенко Оксаны «Разделим праздник с птицами», <Рисунок 3> Максимовой Веры «Стайка на калине»; <Рисунок 4> Рудовой Дарьи «Лето, маки, радость»; загадки; аудиозапись голосов зимующих птиц; кормушки и корм для синиц; листовки; заучивание песен по тематике интегрированного занятия, пальчиковая гимнастика.
Рисунок 1 |
Рисунок 2 |
Рисунок 3 |
Рисунок 4 |
Ход занятия
П: - Все ближе зима, все ощутимее ее приметы. Уже и снег теплым одеялом укрыл землю. Глубоким сном до будущей весны заснули деревья и кусты. Улетели птицы в теплые края. Тихо в лесу без их веселого щебета, вся природа замерла, но что это? (звучит аудиозапись песни синицы).
- Чьи голоса вы сейчас слышали? (ответы детей).
- Верно, это слетаются к нам зимующие птицы. А каких зимующих птиц вы знаете?
- Конечно, это красногрудые снегири, щеглы, красавцы свиристели, суетливые воробьи и, конечно же, синички.
12 ноября – Зиновий – синичник, синичкин день. В это время синички слетаются целыми стаями и поют. А ведь мы с вами учили четверостишья о синицах. Кто может рассказать?
Дети читают стихи о синицах:
1.
Синица - мастерица
Все лето веселиться.
Охотница, певица,
В саду она - царица.
2.
Желтогрудая синичка –
Воробьиная сестричка
Предвещает нам мороз –
Береги, дружок, свой нос!
3.
Я гляжу в окошко,
Прилетели птички,
Привяжу им сало,
Кушайте синички!
4.
Хоть и маленькая птичка -
Эта шустрая синичка,
Но и звонок и высок
Ее тонкий голосок.
П: Много пословиц сложил народ об этой веселой и юркой пичужке. Какие поговорки вы знаете?
Д: - Невелика птичка – синичка, а и та свой праздник знает.
- Немного зинька ест – пьет, а весело живет.
- Синичка – воробью сестричка.
П: Дети, как вы думаете, почему птиц начинают подкармливать в ноябре?
Д: В ноябре уже холодно и промозгло.
П: Предлагаю вам описать позднюю осень на английском языке.
Д: отвечают наперебой:
1) 2) 3) 4) 5) 6) |
It’s autumn. |
Сейчас осень. |
П: - Ребята, а что вызнаете о синичках?
Д: - Это маленькие птички, которые не улетают в тёплые края.
П: - Обучающийся творческого объединения «Юный эколог», Виноградский Георгий приготовил для вас презентацию «Большая синица». Мы сейчас посмотрим и услышим много удивительного о синичках.
Д: внимательно слушают Георгия <Рисунок 5>.
Рисунок 5
П: Ребята, предлагаю вам сделать со мной пальчиковую гимнастику "Кормушка"(дети с удовольствием выполняют знакомую гимнастику)
Сколько птиц к кормушке нашей Прилетело? Мы расскажем. Две синицы, воробей, Шесть щеглов и голубей, Дятел в пестрых перышках. Всем хватило зернышек. (Н.Нищева) |
Ритмично сжимают и разжимают кулачки. |
П: Эту птичку встретишь и в городе и в лесу. Зимой она подлетает к окну, как бы напоминая: «На улице мороз, еды нет. Надо бы тебе, дружок, повесить для птиц кормушку». Поэтому мы с вами и готовили кормушки. Посмотрите, у нас есть кормушки из пластиковых бутылок, из упаковок молочно - кислой продукции, а Кирилл Кириченко с папой изготовил деревянную кормушку. По окончании занятия, мы с вами их развесим на территории нашего центра творчества.
Д: Ура!
П: Про эту птичку еще говорят: «Весёлая синица морозов не боится. Даже в минус двадцать пять любит песни распевать!»
П: - Вот птичья стая пролетала. Пёрышки здесь разбросала. Пёрышки мы подберём и загадки прочтём.
Загадки:
1.
Угадайте, что за птица. Скачет по дорожке,
Словно кошки не боится – собирает крошки,
А потом на ветку прыг и чирикает: «Чик-чирик!». (Воробей.)
2.
Как лиса среди зверей. Эта птица всех хитрей,
Прячется в зеленых кронах, а зовут ее… (Ворона.)
3. Кто присел на толстый сук и стучит: «Тук-тук, тук-тук!»? (Дятел.)
4. Кто летает. Кто стрекочет – рассказать нам новость хочет? (Сорока.)
5.
Зимой на ветках яблоки! Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки, ведь это… (снегири).
П: - Ребята, как мы, люди, можем помочь птицам зимой? (ответы детей).
Верно, мы можем подкармливать птиц, делать кормушки, чтобы зимой птичкам было не так голодно <Рисунок 6>.
Рисунок 6
П: - Но, сделать кормушку мало, надо знать, какой корм можно положить для птиц.
Дидактическая игра «Накорми птичку» (На столе, в блюдцах лежат семечки, сало, крупа, крошки, конфеты, ягоды рябины, орехи и т.д.)
- Ребята, уберите лишнее, что птицы не будут есть. Скажите, какая птица с удовольствием полакомится хлебными крошками?
- Какая птица любит сало? Выберите модель этой птицы и положите рядом с блюдцем.
- Какая птица зимой питается ягодами рябины?
- На прогулке мы с вами выложим корм в кормушку, и обязательно каждый день будем приносить птичкам угощение.
Игры на внимание: «Какой птички не стало?».
(На доске – 4-5 картинок с изображением зимующих птиц, незаметно для детей убирается одна из картинок и выясняется: - Какой птички не стало?)
«Найди птичке домик». (Нужно будет разместить птиц на 2 группы – зимующих птиц под снежинкой, а перелётных птиц — под солнышком.)
П: - Мы с вашими родителями приготовили листочки – агитки, с призывом для всех заботиться о птичках. Расклеите их с родителями в общественных местах.
Уважаемые жители города!
|
П: - Дети, а какую песню вы знаете о том, чем кормить зимующих птиц зимой?
Д: - Птичий обед! Светлана Геннадьевна, вы нам подыграете? (Дети исполняют песню «Птичий обед»- слова В.Викторова, музыка А.Жилинского)
П: - А кто из вас помнит, как звучат слова: птица и синица по-английски?
Д: - (хором) Bird – птица, Titmouse – синица.
П: -Ребята, давайте приготовим угощение для синиц, оденемся и повесим кормушки на деревья.
Д: - Обязательно! (ребята в кормушки кладут корм для птиц <Рисунок 7>, одеваются и выходят на улицу развешивать кормушки <Рисунок 8>)
Рисунок 7
Рисунок 8
Итог: Дети с удовольствие встретили своих родителей. Многие просили сделать кормушки для пернатых друзей и развесить листовки в общественных местах.