Цель: раскрыть смысл понятия «счастье», его составляющие компоненты.
- Задачи: образовательные: ознакомление и формирование знаний у учащихся о понятии «счастье»; помочь осмыслить каждому понятие «счастье» применительно к самому себе; показать значимость проблемы счастья для всей последующей жизни.
- Развивающие: развитие социальных установок, ценностных ориентиров, развитие умений «входить в положение людей», лучше понимать их чувства.
- Воспитательные: воспитывать чувство прекрасного, формировать чуткое отношение друг к другу.
Формируемые универсальные учебные действия:
- ПознавательныеУУД: познакомить с определением слова «счастье» в различных словарях, находить ответы на вопросы, развивать умение наблюдать, делать выводы.
- Регулятивные УУД: уметь определять тему и цель занятия с помощью учителя, высказывать свое предположение, строить речевое высказывание, организовывать рабочее место, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
- КоммуникативныеУУД: развивать умение вступать в диалог (отвечать на вопросы, уточнять непонятное), умение выражать свои мысли точно и полно, высказывать свое мнение, слышать и понимать других; приходить к общему мнению путем обсуждения проблемы и собственных рассуждений.
- Личностные УУД: проявлять доброжелательность, толерантность; понимать чувства других людей; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности.
Форма проведения: групповая.
Методы: деятельностный, практический, информационно-сообщающий, проблемный.
Приемы: побуждающий и подводящий диалог.
Технологии: здоровьесберегающая, технология деятельностного метода, проблемно-диалогическая, проектная деятельность.
Оборудование: компьютер, колонки, набор украшений, открытки, карандаши, фломастеры, клей, листы А4.
Ход классного часа
I. Организационный момент.
- Добрый день, девочки и мальчики. Я рада приветствовать вас. - Ребята, с каким настроением вы пришли сегодня на классный час? А я пришла к вам с хорошим, отличным настроением. И хочу поделиться им с вами (показываю солнышко). Улыбнитесь, пожалуйста!
II. Введение в тему. Представление обсуждаемой проблемы.
– Начнем наш классный час. Ребята, обратите внимание на то, что у вас на столах много открыток. Чтобы узнать, чем мы будем заниматься, вам надо исследовать эти открытки и узнать какое слово - пожелание часто пишут в поздравлениях. (Дети находят и называют слово: счастье).
III. Формулирование темы и цели.
- О чём мы будем сегодня говорить? (Мы будем говорить о счастье)
- Тема нашего классного часа: «Поговорим о счастье…»?
- А для чего нужно говорить о счастье? Зачем нам это надо? (Ответы детей)
- Цель нашего урока: раскрыть смысл понятия слова «счастье», узнать его составляющие компоненты.
- Ребята, а как мы можем узнать, что такое счастье, что обозначает это слово? Из каких источников мы узнаем об этом? (Ответы детей)
Задачи:
- Провести опрос среди взрослых и детей.
- Поработать со словарями, узнать значение слова «счастье».
- Узнать слагаемые счастья.
- Представить результаты в виде открытки счастья.
- Ребята, а вы знаете, что 20 марта во всем мире празднуется Международный День счастья. Он был учрежден Генеральной ассамблеей ООН в 2012 году для продвижения идеи о том, что счастье должно быть задачей государственной политики, а не только личной целью каждого человека.
- Ведущие аналитические агентства ежегодно составляют рейтинг индекса счастья всех стран мира (кадр рейтинг индекса счастья всех стран мира). Поэтому говорить о счастье надо. Ребята, я предлагаю вам создать свою открытку ко Дню Счастья. (Показать 4 задачу)
IV. Включение в систему знаний.
1. - Ребята, а как вы думаете для взрослых людей и для детей счастье - это одинаковые или разные понятия? (Ответы детей)
- Давайте разбираться.
- А что для вас значит счастье? Счастье – это… (Ответы детей + на солнышке вывешиваются слова)
- Молодцы, ребята. Ребёнку для счастья нужна забота и любовь родителей. От покупки любой желаемой игрушки он счастлив.
- А в чем видят счастье взрослые люди? Давайте посмотрим (кадр «Опрос прохожих»)
- Значит, для взрослых людей счастье - это любовь, рождение детей, полноценная семья, работа. (Ответы взрослых по видео + на солнышке вывешиваются слова).
- Значит, каждый человек понимает по-своему, что такое счастье.
2. - А как в научных источниках определено понятие счастье. У вас на партах лежат словари. Найдите в них значение слова счастье и зачитайте. (Дети работают со словарями «Толковый», «Этимологический», «Библия») (Можно высвечивать на слайде)
Толковый словарь Сергея Ивановича Ожегова
Счастье-1.Чувство и состояние полного, высшего удовлетворения. 2. Успех, удача. (На солнышке вывешиваются слова).
Этимологический словарь. На страницах данного словаря говорится: «Счастье образовано от слова «часть». Приставка -с имеет значение «хороший». По всей видимости, изначальное значение «хорошая часть, доля». (На солнышке вывешиваются слова).
Толковый словарь Владимира Ивановича Даля.
«Счастье - рок, судьба, часть и участь, доля. Случайность, неожиданность, талант, удача, успех…»
- Давайте подведём итог. Из каких же компонентов складывается счастье?
Вывод: счастье - это здоровье, удача, успех, любовь, дети, семья, приятные моменты жизни, радость, добро (Озвучивают надписи на солнышке дети)
V. Выполнение продуктивного задания.
- Ребята, а сейчас давайте попробуем компоненты счастья изобразить на открытках, которые вы сами сделаете своими руками и написать пожелание всем людям мира. Работать будете в группах.
- Давайте разберем план выполнения работы:
1. Продумать, что будем изображено на вашей открытке.
2. Подобрать соответствующий материал. Он находится на столах в коробочках.
3. Распределить работу между членами группы.
4. Выполнить работу.
5. Написать пожелание.
6. Оценить выполненную работу по критериям, которые записаны на листах оценивания работы группы.
Критерии оценивания
№ п/п | Параметры |
Баллы |
||
1 |
Идея открытки воплощена |
максимально |
частично |
слабо |
2 |
Организация работы в группе, занятость при работе |
чёткое распределение работы и полная занятость |
занятость без чёткого распределения |
неполная занятость |
3 |
Красочность, аккуратность исполнения работы |
аккуратно, текст без ошибок |
в тексте допущены ошибки |
работа выполнена небрежно |
|
Итого: |
|
|
|
7. Подготовить презентацию - выступление.
VI. Защита проектов.
Ребята защищают свои проекты. Выходит вся группа и говорит о работе + оценку группы.
Подведение итогов по цели и задачам.
VII. Рефлексия.
Когда отмечают праздник День счастья? А можем мы продолжить нашу работу? Что можно ещё сделать? (можно спросить у родителей о счастье, написать сочинение «Счастливые минуты в моей жизни», сделать подарки и провести праздник в этот день)
Сегодня мы с вами рассмотрели одно непростое понятие – понятие «счастье», с которым человек старается идти в ногу по жизни. Но не у всех это получается. Еще раз хочу пожелать, чтобы в вашей жизни счастье шло с вами в ногу, но для этого вы должны быть добрыми, честными, трудолюбивыми людьми. И тогда счастье вас не подведет.