По программе Б.М.Неменского, 4 четверть, урок №4 в теме «Человек и пространство. Пейзаж»)
Технологическая карта урока: Приложение 1.
Художественно-педагогическая (нравственная) идея урока.
Настоящий художник-труженик. Мир художественного произведения организован волей художника. Каждый элемент этого мира нераздельно слит со смыслом и несёт в себе решение образа. Образ всегда обращён одновременно и к чувству, и к разуму.
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Цель урока: Знакомство с видами пейзажа, с творчеством И.К.Айвазовского, изучение правил выполнения маринистического пейзажа; формирование культуры творческого труда, уважения к труду художника.
Художественно-педагогические задачи урока:
- Познакомить с видами пейзажа
- Показать на примере творческого пути И.К.Айвазовского цельность личности художника-труженика
- Научить приёмам выполнения маринистического пейзажа
Основные термины и понятия урока:
- Виды пейзажа
- Маринистический пейзаж
- Художественный образ
- Пространство, пейзаж, перспектива.
Форма проведения урока: Фронтальная, групповая, индивидуальная
Планируемые результаты:
- Личностные: развитие моральных качеств личности
- Предметные: развитие пространственного мышления, овладение приёмами пейзажной живописи
- Метапредметные:
- регулятивные: умение формулировать задачи, намечать план деятельности, соотносить свои действия с планируемым результатом;
- коммуникативные: развитие речевой деятельности и навыков сотрудничества;
- познавательные: выполнение логические операции - сравнение, анализ, обобщение; работа с информацией, с учебными моделями.
Приемы и методы урока:
- составление плана изучения темы
- составление кластера
- работа с текстом «с остановками»
- таблица «Тонкие и толстые вопросы»
- работа в группе
- составление сводной таблицы
- работа по образцу
- индивидуальная творческая работа
- рефлексия
Ожидаемый результат:
- Понимание детьми ценности труда художника.
- Овладение приёмами изображения пространства в различных видах пейзажа.
Используемые современные технологии:
- Системно-деятельностный подход.
- Технология развития критического мышления.
Формы организации учебной деятельности: Фронтальная, групповая, индивидуальная, работа с текстом, с таблицами, домашнее задание.
Межпредметные связи: Литература, история, МХК.
Оборудование:
- Учебник
- Раздаточный материал для кластера
- Текст с остановками
- Раздаточный материал для индивидуальной практической работы
- Материалы и инструменты: альбомы, кисти, акварель (для индивидуальной работы)
ХОД УРОКА
Стадия вызова
Подготовка к изучению новой темы.
Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы, используя их опыт, накопленный на прошлых уроках:
- что такое перспектива;
- какая она бывает в изобразительном искусстве;
- какие правила перспективы должен соблюдать художник;
- для чего это необходимо?
Учитель обращает внимание учащихся на раздаточный материал, который предложен каждой группе. Это прямоугольные полоски бумаги. На каждой полоске напечатано одно слово:
- Сельский,
- Городской,
- Парковый,
- Горный,
- Архитектурный,
- Лирический,
- Индустриальный,
- Маринистический.
Также каждой группе выдан набор репродукций небольших по размеру, например:
- К. Писсарро «Бульвар Монмартр»,
- А.М. Грицай «Летний сад»,
- И.И.Левитан «Золотая осень»,
- К.Ф. Юон «Утро индустриальной Москвы»,
- Ф.Я. Алексеев «Вид Михайловского замка»,
- Г.З. Башинджагян «Оттепель на Кавказе»,
- Н.П. Крымов «У мельницы»,
- И.К.Айвазовский «Чёрное море ночью».
Кроме того, выдан один небольшой чистый лист.
Учитель предлагает учащимся из предложенного раздаточного материала на парте создать кластер, а чистый листочек использовать для понятия, которого здесь не достаёт, его надо написать на листе и вставить в общую схему.
Группы начинают работу, советуются и выполняют задание, затем презентуют свои кластеры, аргументируют своё мнение. Группы подходят к понятию «Виды пейзажа», именно его не доставало, именно оно и является темой нашего урока. В процессе работы учащиеся выясняют, что существуют различные виды пейзажей. Составляя кластер, учащиеся выделяют основные виды пейзажей:
Виды пейзажа
- Сельский - изображается сельская местность. Н.П. Крымов «У мельницы»
- Городской - изображается городская местность. К. Писсарро «Бульвар Монмартр»
- Парковый - изображается парк, сквер. А.М. Грицай «Летний сад»
- Горный - изображение горной местности. Г.З. Башинджагян «Оттепель на Кавказе»
- Архитектурный - здания, сооружения. Ф.Я. Алексеев «Вид Михайловского замка»
- Лирический - особое состояние природы, чувства художника. И.И.Левитан «Золотая осень»
- Индустриальный - промышленный, заводы, мосты, шоссе. К.Ф. Юон «Утро индустриальной Москвы»
- Маринистический - от латинского marinus – морской. И.К.Айвазовский «Чёрное море ночью».
Работа с таким раздаточным материалом занимает очень мало времени, но несёт большую смысловую нагрузку, помогает настроить и подготовить учащихся для изучения темы урока.
Учитель обращает внимание учащихся на репродукции, размещённые на классной доске (это пейзажи и портрет великого мариниста России И.К.Айвазовского), задаёт вопросы:
- Какой вид пейзажной живописи перед нами?
- Какие из этих картин вам уже знакомы?
- Кто автор этих картин, что вы о нём знаете?
- Что нового вам хотелось бы узнать?
Так осуществляется целеполагание, учащиеся понимают, что далее урок будет посвящён маринистическому пейзажу.
Стадия осмысления
Учитель объявляет: «Ученики из нашего класса подготовили сообщение (с ними заранее работал учитель) о гениальном художнике - маринисте Иване Константиновиче Айвазовском. Это будет текст с остановками. В течение этих остановок после каждого фрагмента текста в группах будет заполняться таблица «толстых» и «тонких» вопросов».
Ученики (2 человека) выходят к доске с репродукциями работ художника или к экрану, на котором появляются слайды, посвящённые творчеству художника, по очереди озвучивают текст, делая паузы в указанных местах.
Выступление учеников
- Иван Константинович Айвазовский родился в 1817 году в Крыму в городе Феодосии, закончил Академию художеств в Санкт – Петербурге. Айвазовский прожил долгую трудовую жизнь на берегу любимого им моря, питавшего его искусство яркими образами… Пауза. (Слайд 2. Приложение к уроку 4).
- Творчество Айвазовского было глубоко патриотично. Заслуги его в искусстве были отмечены во всем мире. Он был избран членом пяти Академий художеств, а его адмиралтейский мундир был усыпан почетными орденами многих стран… Пауза. (Слайд 3).
- В 1844 году у берегов Испании разыгрался сильнейший шторм. Корабль, который шёл под российским флагом едва не затонул. На следующий день европейские газеты поспешили сообщить о гибели русского живописца Айвазовского, но художник выжил и все свои переживания воплотил в грандиозном полотне «ДЕВЯТЫЙ ВАЛ»… Пауза (Слайд 4).
- Иван Айвазовский говорил: «Море – моя жизнь». Его называли мастером марин – морских пейзажей. Никому в мире не удавалось так передать свет набегающей волны, душу моря… Пауза (Слайд 5).
- Айвазовский никогда не писал море с натуры. Это невозможно. Оно постоянно меняется. Художник обладал феноменальной памятью, а увиденные сочетания цветов, увиденные композиции он быстро записывал в блокнот. Открыв однажды блокнот, он мгновенно вспоминал морской пейзаж и быстро писал его в своей мастерской… Пауза. (Слайд 6).
- Айвазовский работал быстро и вдохновенно. Однажды он написал великолепный морской пейзаж на глазах изумлённых студентов Академии художеств за 2 часа. Картине «Девятый вал» он посвятил 11 дней… Пауза. (Слайд 7).
- Девятый вал. По старинному поверью моряков – это самая опасная волна во время шторма. Горстка уцелевших людей борется со стихией. От корабля остался обломок мачты. Очередная волна надвигается на этот островок надежды. Но надежда на спасение жива. Она уже пробивается солнечными лучами сквозь тучи. Осталось продержаться совсем немного, море утихнет, помощь придёт!.. Пауза. (Слайд 8).
- «Живая волна Айвазовского» - такое выражение есть у искусствоведов. За свою жизнь художник написал 6 тысяч марин – морских пейзажей. Он стал первым в 19 веке художником – меценатом. Большинство его выставок было благотворительными. Вырученные деньги Айвазовский отдавал нуждающимся. На деньги художника в его любимой Феодосии построен порт и железная дорога. Своим талантом Иван Айвазовский помогал людям! (Слайд 9, 10).
Таблица «толстых» и тонких» вопросов, составленная группами, может быть такой:
«Тонкие» вопросы | «Толстые» вопросы |
|
|
Работа с этой таблицей - это способ активного слушания, размышления над увиденным и услышанным. Группы выступают с таблицами, отвечают на вопросы.
Стадия рефлексии
Учитель организует работу групп по созданию сводной таблицы.
Учащиеся, анализируя увиденные в течение урока маринистические пейзажи, в группах составляют таблицу, сами при этом выделяя линии сравнения. Для того, чтобы линии сравнения у всех групп были одинаковые, их надо обсудить вначале работы. На предыдущих уроках ученики изучали правила перспективы, теперь они определяют, что главное в пейзаже – это работа с ближним и дальним планом. Готовая таблица может выглядеть так:
Как работать над маринистическим пейзажем
Линии сравнения | Ближний план |
Дальний план |
Где изображаются облака |
На листе вверху (у верхнего края) |
На листе ближе к линии горизонта (примерно посередине листа) |
Размер облаков |
Крупные, прорисованы мелкие детали |
Становятся всё мельче деталировка едва уловима |
Цвет и тон неба |
Насыщенные |
Более размыты, становятся светлее |
Где изображаются волны |
На листе в самом низу, у нижнего края листа |
Ближе к линии горизонта, примерно посередине листа |
Как изображаются волны |
Крупные |
Мельче и мельче |
Скалы |
Могут быть видны в мельчайших подробностях |
По мере удаления от зрителя становятся невидимыми |
Тёплые или холодные цвета |
Тёплые, насыщенные |
По мере удаления даль голубеет |
Работа над таблицей помогает организовать групповое взаимодействие в решении важных учебных задач, в осмыслении и рефлексии на уроке.
Далее учитель предлагает учащимся выполнить индивидуально практическое задание - небольшой маринистический пейзаж, который не займёт много времени. Работать надо акварельными красками по сырому, без применения карандаша. Теперь есть возможность материал, занесённый в таблицу, претворить в жизнь
Ход практической работы над пейзажем может быть следующим:
- Кистью любым лёгким тоном провести линию горизонта;
- над линией горизонта нарисовать небо, облака;
- под линией горизонта мазками кисти нарисовать воду, морские волны;
- близко к нам мазки будут крупнее и отчётливее, теплее и насыщеннее по цвету;
- дальше от нас мазки будут мельче, более размытыми и сглаженными, холоднее по цвету;
- лёгкие мазки акварели помогают достичь прозрачности воды, акварельные мазки, положенные «по-сырому» помогут в работе. Рисунок 1.
Рисунок 1
По окончании работы устраиваем импровизированную выставку и взаимную оценку работ.
Домашнее задание.
- Продолжите работу над исследовательским проектом «Личность художника и мир его времени в пейзажах», выбрав творчество отечественного мастера живописи. По окончании работы должен быть создан продукт – мультимедийная презентация или реферат для публичной защиты. В послеурочное время учитель проводит консультации по работе с проектом.
- Воспользуйтесь дополнительными источниками информации и узнайте, что такое стаффаж, для чего его используют мастера пейзажа?