Участники: Родители младшей, средней, старшей и подготовительной групп
Коллаж – одна из техник АРТ-терапии. Следует помнить, что АРТ-продукт
1) Ценен не сам по себе, а как повод для коммуникации
2) Продукт не должен быть обязательно завершенным и не должен следовать правилам эстетики
3) Продукт может быть конфиденциальным
Механизм коррекции: Человек, выполняющий работу, активен в момент Арт-сессии и менее тревожен за счет снижения контроля над собственной деятельностью и требований к результатам. Нет оценок, а только принятие и поддержка! Происходит укрепление эмоциональной сферы ребенка, удовлетворение актуальной потребности в признании, позитивном внимании, ощущении собственной значимости и успешности, развитие воображение!
Цель составления коллажа:
1) Возможность выразить свои мысли, идеи, свой взгляд и свое понимание темы;
2) Проявить оригинальность и уникальность личности каждого участника;
3) Проработать мысли и чувства, которые привыкли подавлять;
4) Возможность социально приемлемым способом выразить агрессию и другие чувства;
5) Сформировать положительную установку на дальнейшую творческую работу;
6) Является дополнительным диагностическим средством.
Материал:
- Иллюстрации героев мультфильмов, сказочных персонажей, зверей, птиц, рыб и т.д.
- Клей, круги диаметром 10-15 см. разного цвета, схематичный рисунок дома на листе ватмана, карандаши, фломастеры, ручки.
Инструкция: Добрый вечер, уважаемые родители. Нашу первую встречу я предлагаю вам начать со знакомства, но не традиционного. Технику «Коллаж» мы часто используем в работе с детьми. Вам тоже представилась сегодня такая возможность.
- Выберите пожалуйста каждый круг любого цвета, который вам понравился. У вас на столе так же имеется клей и карандаши.
- На столе лежат картинки с различными сказочными персонажами, звери, птицы, рыбы и т.д. Каждый персонаж обладает определенными характерологическими свойствами, внешними данными (веселый, грустный, застенчивый, сердитый, спортивный, дружелюбный, увлекающейся, красивый, смешной и т.д.) и наделен способностями.
- Наши дети так же, с одной стороны похожи (смелые, ловкие, любят рисовать, играть, заботливые, добрые, скромные и т.д.), но в то же время, отличаются друг от друга (кто-то умеет и любит быстро бегать и прыгать, кто-то предпочитает более спокойные игры, строительство, рисование, чтение книг и т.д.)
- Я попрошу вас выбрать тех героев, которые на ваш взгляд, чем-то схожи с вашем ребенком. Таких героев может быть и один и четыре и пять.
- После того, как вы найдете, приклейте их на круги в том порядке, как вам захочется. Если есть желание, то можно сделать подписи (качества героев, созвучные с качествами вашего ребенка или любые другие комментарии)
После изготовления коллажа (любой коллаж), каждый родитель:
- представляет свою работу, комментируя, что он хотел отразить своей работой, озвучивает свою идею (Например, я выбрала Буратино и приклеила его в центре, т.к. он веселый, дружелюбный, как мой Ваня, мама с мамонтенком – это мы с Ваней, шуструю обезьянку, потому что Ваня любит бегать и прыгать и т.д.)
- Озвучивает свое эмоциональное отношение к процессу составления коллажа и к результату (нравится или нет). Что именно нравится, что не нравится. Если коллаж не нравится, что мешало сделать свой продукт таким, каким хотелось бы. И насколько активен был человек, чтобы добиться именно того, чего хочется.
- Помещают свою работу в «Общий дом»
Анализ:
1) Время, затраченное на процесс и аккуратность, и тщательность выполнения работы. Здесь можно говорить о том, насколько мотивирован участник на работу и как следствие на психологические изменения или процесс обучения (в зависимости от направленности группы).
2) Какие картинки (образы) выделяются в коллаже – как смысловые, значимые темы. Как правило, картинка, которая особенно выделяется в коллаже, является наиболее значимой для клиента темой.
3) Наличие или отсутствие на коллаже тех или иных сторон, отражающих тему (однобокость). Например, коллаж на тему «такой я» может состоять полностью из профессионального отражения себя участником. При этом все другие сферы жизни отсутствуют. Как правило, в коллаже отражается актуальное видение ситуации, и часто косвенно эта работа может отражать причины психологических проблем участников.
4) Четкость вырезания картинок (например, все вырезки прямоугольной формы), наличие четких рамок вокруг каждого изображения или, наоборот, выход за рамки листа, когда изображения накладываются один на другой, плотно наполняя весь лист, или под одним изображением скрывается другой и т.д.
5) Наличие пустых мест или, наоборот, ощущение переполненности, пестроты и хаоса от коллажа с отсутствием свободного места даже между картинками – очень часто можно проводить параллели с жизнью клиента (например, пустота, наличие белых пятен или насыщенность и суета в жизни). Очень часто человек заполняет свою жизнь до отказа, пытаясь таким образом «убежать от себя», от своих проблем, осознание своей жизни – и через «такую мелочь», как вначале кажется участникам, может вывести на достаточно глубокие темы.
6) Желание уничтожить свою работу как завершенную, так и незаконченный коллаж или рисунок, может отражать либо травматичный опыт клиента, который не может быть интегрированным, либо очевидный внутренний конфликт. Арт-терапевт, как правило, не препятствует уничтожению работ, но в то же время важно выяснить, с чем связано такое желание клиента и от чего именно он хочет избавиться в своей жизни таким образом.