Тренинг для педагогов "Сила камней". Психологическое здоровье ребенка. Важность и значимость личности педагога в жизни ребенка

Разделы: Школьная психологическая служба, Мастер-класс


Цель:

  • Укрепление психологического здоровья ребенка.
  • Осознание важности и значимости личности педагога в жизни ребенка.

Материал:

  • Набор карточек с изображением сказочных героев.
  • Сосуд с большими и мелкими «камнями».

Оборудование:

  • Мультимедийное оборудование (презентация из 12 слайдов).
  • Стулья – 9
  • Стол

Педагог-психолог: Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня мы поговорим о психологическом здоровье ребенка.

Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности.

<Слайд 1> Презентация

Термин «Психологическое здоровье» был введен Дубровиной Ириной Владимировной.
(Доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, заведующая лабораторией научных основ детской практической психологии Психологического института РАО, сотрудник кафедры "Педагогическая психология" факультета "Психология образования" МГППУ.)

<Слайд 2 >Презентация

Если составить портрет психологически здорового человека, то мы увидим спонтанного, творческого, жизнерадостного, веселого, открытого, познающего себя и окружающий мир человека. Он принимает самого себя и при этом признает ценность и уникальность окружающих его людей

Этот человек находится в гармонии с самим собой и с окружающим миром.

Т.е. термин «психологическое здоровье» относится к личности в целом.

<Слайд 3 >Презентация

Основным условием нормального психосоциального развития ребенка (помимо его нервной системы) признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей или замещающих лиц, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребенка, беседуют и играют с ним, поддерживают дисциплину, осуществляют наблюдение. Эксперты всемирной организации здравоохраниения на основе анализа результатов многочисленных исследований в разных странах убедительно показали, что нарушения психологического здоровья гораздо чаще отмечается у детей, которые страдают от недостаточного общения со взрослыми и их враждебного отношения, а также у детей, которые растут в условиях семейного разлада.

Условия для здорового развития детей – это целостная медико-психолого-педагогическая система, включенная в социальный и культурный контекст эпохи. Основной характеристикой такой системы является понятие социальной ситуации развития (Л.С.Выготский) . Ее основу составляет переживание ребенком среды своего обитания и себя в этой среде.

В качестве основных приоритетов в работе с детьми выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком и родителя с ребенком, принятие и поддержка его индивидуальности, развитие творческих способностей, забота о его эмоциональном благополучии.
Взрослые признают право за ребенком на собственные желания, предпочтения, предоставляя право выбора игр, видов деятельности, партнеров по игре и избегая принуждения. В повседневном общении обращаются к ребенку по имени, вежливо, ласково и доброжелательно отвечают на вопросы и просьбы детей, проявляют внимание к их настроению, успехам, неудачам, поддерживают стремление детей к самостоятельности в играх, занятиях, при проведении режимных процедур, не прибегают к физическому наказанию или другим дисциплинарным методам, которые унижают, пугают или обижают детей.

Установление доверительных отношений, эмоциональная поддержка. Важнейшей потребностью человека является потребность во внимании и доброжелательности. Она возникает одной из первых и базируется на любовном отношении к ребенку близких, составляет основу человеческих взаимоотношений. Потребность в доброжелательном внимании побуждает ребенка к эмоциональным контактам со взрослыми.
Работа по сохранению и укреплению психологического здоровья ведется по трем направлениям: С детьми, с родителями, с педагогами.

< Слайд 4 >Презентация

Уважаемые коллеги, мы с вами работаем в детском саду и привыкли играть с детьми. Сегодня мы с вами тоже будем играть.
Мы собрались вместе, чтобы поделиться знаниями, получить заряд положительных эмоций. И, конечно же, это объединяет нас.

<Слайд 5 >Презентация

А что же еще нас объединяет, что у нас общего? Предлагаю вам поиграть в игру:

«Я такая же как вы потому что…..» (на экране слайд) я педагог, я веселая, я люблю детей и т.д.

Ответы участников

<Слайд 6 >Презентация

Предлагаю вам посмотреть на экран. Вы видите картинки (солнышко, дом, книга, дети и взрослые, открытые ладони рук, улыбка). Подумайте, что объединяет все эти картинки???..... подсказка – в контексте нашего мероприятия сегодня.

< Слайд 7 >Презентация

ЭТО МЫ – ПЕДАГОГИ, ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС! Дом – это учебное заведение, в котором мы работаем. Дети и взрослые – это участники педагогического процесса. Книга – это знания, которые мы даем ребенку. Открытые ладони рук и улыбка – это наше настроение, внутренняя установка с которой мы идем к детям. Солнце – это символ единства и тепла.

А сейчас я попрошу выйти на сцену 8 человек. Присаживайтесь, пожалуйста, на стулья.

Мы с вами только что играли в игру и поняли, что у нас много общего. Но, все же, мы люди разные. И Я вам предлагаю следующее упражнение: «Выбор».

Перед вами лежат три обруча (раскладываю обручи), я буду называть три понятия из разных категорий (слайды демонстрируются так же на экране). Ваша задача почувствовать, что для вас ближе и занять соответствующее место.

Коллеги в зале мысленно также делают свой выбор.

  • Воздух
  • Вода
  • Земля

<Слайд 8 >Презентация

  • Драматический спектакль
  • Мюзикл
  • Цирк

< Слайд 9 >Презентация

  • Спортивный костюм
  • Вечернее платье
  • Деловой костюм

<Слайд 10 >Презентация

  • Телевизор
  • Спорт
  • Книга

< Слайд 11 >Презентация

  • Легковой автомобиль
  • Велосипед
  • Скутер

< Слайд 12 >Презентация

  • Пустынный пляж
  • Шумная набережная
  • Небольшая прибрежная бухта

< Слайд 13 >Презентация

Прошу вас садиться на стулья.

Сегодня я хочу рассказать вам притчу, послушайте (держу в руках прозрачный сосуд)

 Как-то один мудрец, стоя перед своими учениками, сделал следующее:

Он взял большой стеклянный сосуд и наполнил его до краев большими камнями. Проделав это, он спросил:

- Полон ли сосуд?

Все ответили, что: - полон.

Тогда мудрец насыпал в сосуд мелкие камни и песок, которые плавно распределились в промежутках между большими камнями и заполнили его.

Он опять спросил:

- Полон ли сосуд?

Все опять ответили: - полон.

Теперь я хотел бы, чтобы вы распознали в содержимом сосуда важные составляющие жизни ребенка (что есть большие и маленькие камни)

Я хочу ненадолго приостановить свой рассказ.

У меня в руках есть карточки с изображением сказочных героев (Показываю, а затем переворачиваю) (на экране слайд с изображением сказочных героев).

< Слайд 14 >Презентация

Выберите себе одну карточку.

Каждый сказочный герой амбивалентен. Имеет, как и человек, набор положительных и отрицательных качеств. Выберете одно или два качества, присущее данному герою, которое необходимо, на ваш взгляд, при взаимодействии педагогов с детьми.

Подойдите к столу. Возьмите по одному камню и озвучьте это качество, в соответствии с характером героя. (Сосуд находится на столе, все участники стоят полукругом и по очереди опускают свои камни в сосуд).

Наш сосуд наполнен (на экране слайд). Возьмите по горсти мелких камней и опустите в сосуд.

Теперь я могу продолжить притчу. Мы с вами наполнили его важными составляющими жизни ребенка.

< Слайд 15 >Презентация

Крупные камни олицетворяют важность и значимость личности педагога в жизни каждого ребенка.

Мелкие камни и песок – это те качества личности ребенка, которые формируются у ребенка (коммуникативность, уверенность в себе и т.д.)

Если же в нашем сосуде не окажется крупных камней, то не будет опоры для более мелких и песка.

Поэтому, обращайте свое внимание на качество взаимоотношения с вашими воспитанниками, и тогда ребенок будет активным, уверенным в себе, самостоятельным, спокойным.

Следите за своими большими камнями, приумножайте их, цените! Ведь они имеют огромную силу!!!

Мы стремимся, чтобы ребенок вырос веселым и активным, самостоятельным и доброжелательным, помогающим и любознательным, инициативным и уверенным в себе, открытым и сопереживающим, - то есть прежде всего психологически здоровым!

< Слайд 16 >Презентация

У каждого из нас внутри талант таится и очень важно в детстве дать ему раскрыться!

< Слайд 17 >Презентация