Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.
Задачи:
- Познакомить коллег с понятием “рефлексия”;
- Дать представление о классификации рефлексии;
- Показать конкретные варианты проведения рефлексии на уроках;
- Создать условия для активного взаимодействия ведущего мастер-класс и участников мастер-класса.
Предполагаемый результат:
- участники мастер-класса в процессе общения получат новые знания, поделятся своими предложениями, приёмами, обсудят возможности их применения в процессе обучения;
- педагоги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике или сопоставят свой уровень и формы работы с представленными на мастер-классе.
Ход мастер-класса
I. Организационный момент. (Звучит музыка «Улыбка»)
Добрый день!
Я рада приветствовать вас хорошим настроением и доброй искренней улыбкой.
Посмотрите друг на друга. Подарите присутствующим улыбку. Я рада видеть ваши улыбки.
В.Солоухин писал, что у человека всё предназначено для самого себя: глаза - чтобы смотреть и находить, рот – чтобы поглощать пищу. Всё нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна, она предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо.
Пусть этот мастер класс принесет вам радость общения.
И с помощью солнышек я хотела бы увидеть ваше настроение. Очень приятно!
II. ЗНАКОМСТВО С УЧАСТНИКАМИ
Давайте познакомимся. Я предлагаю назвать свое имя и качество вашего характера, которое начинается на первую букву вашего имени.
Меня зовут Ольга, мое качество ответственность. (Представление участников) А теперь Вы.
Познакомились. Давайте оценим, на сколько успешно прошло наше знакомство. Если вам понравилась, то поднимите карточки с показом большого пальца вверх, а если нет, то — вниз. Спасибо!
Тема моего мастер-класса «Рефлексия».
Приоритетной целью современной образовательной концепции стало развитие личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию.
В связи с этим одной из задач современного урока является формирование у ребенка способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов и готовности к успешному обучению. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии.
III. РАСКРЫТИЕ ТЕМЫ МАСТЕР-КЛАССА
Слово рефлексия в переводе с латинского — обращение назад.
Словарь иностранных языков определяет рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
Организация рефлексивной деятельности на уроке позволяет ученику осознавать свою самобытность, индивидуальность и уникальность. Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе.
При взаимодействии с учащимся учитель использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности:
1) физическую (успел – не успел);
2) сенсорную (самочувствие: комфортно - дискомфортно);
3) интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);
4) духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).
Рефлексия бывает:
а) Индивидуальная – формирование реальной самооценки (за что ты можешь оценить свою работу, беседа с ребенком по результатам самооценки - почему выбран тот или иной уровень);
б) групповая – акцентирование ценности деятельности каждого члена группы для достижения максимального результата в решении поставленной задачи. («Смогли бы сделать, если бы с нами не работал ….(имя)» «Какую помощь в работе оказал… (имя)»);
Традиционно в психологии различают несколько видов рефлексии:
- Коммуникативная - ее объектом являются представления о внутреннем мире другого человека и причинах его поступков. Здесь рефлексия выступает механизмом познания другого человека.
- Личностная - объектом познания является сама познающая личность, ее свойства и качества, поведенческие характеристики, система отношений к другим.
- Интеллектуальная - проявляется в ходе решения различного рода задач, в способности анализировать различные способы решения, находить более рациональные, неоднократно возвращаться к условиям задачи.
В своей деятельности я использую разные виды рефлексии. Рефлексия настроения и эмоционального состояния.
Этот вид рефлексии очень хорошо известен учителям ещѐ до появления ФГОС. (Целесообразно проводить в начале урока с целью установления эмоционального контакта или в конце деятельности)
Можно применять:
- карточки с изображением лица;
- показ большого пальца вверх или вниз;
- «солнышко» - мне всё удалось, «солнышко и тучка» - мне не всё удалось, «тучка» - у меня ничего не получилось;
- «радостный сказочный герой» - всё хорошо, «грустный сказочный герой» - плоховато;
- «маятник настроения» - отображает настроение ребёнка (Маятник в сторону картины с ясным небом или пасмурным).
Процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка проводится не только личностью самой себя, но и окружающими людьми.
Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.
1. Рефлексия деятельности
Именно это вид рефлексии появился с введением ФГОС. Современные технологии предполагают, что ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приѐмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные. (этот вид приемлем на этапе проверки домашнего задания, он даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных; а применение в конце урока покажет активность каждого ученика)
Можно применять:
- «лесенка успеха» - нижняя ступенька - у меня ничего не получилось; средняя ступенька - у меня были проблемы; верхняя ступенька - мне всё удалось;
- «наряди ёлку» - успешно выполнил задание – повесил шарик, были ошибки – шарик остался возле ёлки;
- «дерево успеха» - зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист – 2-3 ошибки; и другие;
- «светофор» - зелёный свет — дело понравилось, жёлтый — понравилось, но не всё, красный — не понравилось;
«Дерево успеха» - это один из любимых вариантов рефлексии на уроке. (показ «дерева успеха» используемого в классе)
Все эти варианты целесообразнее использовать при работе с учащимися с ОВЗ, т.к. дети любят играть, любят всё яркое, привлекающее внимание.
2. рефлексия содержания учебного материала
Эта рефлексия используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен приём незаконченного предложения: я не знал… - теперь я знаю…).
Обычно в конце урока подводятся итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали — т.е. Каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных целей, свою активность, увлекательность и полезность выбранных форм работы.
Даётся начало фразы, а ученик заканчивает её. У ребёнка есть возможность выбора той фразы, которая ему необходима в данный момент:
Своей работой я:
- доволен…
- не совсем доволен…
- я недоволен, потому что…
Я выбрал эти задания на уроке, потому что:
- они мне нравятся больше остальных…
- я чувствую, что справлюсь с ними хуже, чем с другими заданиями
- они легче остальных заданий
Сегодня на уроке я…
- научился...
- было интересно…
- было трудно…
- мои ощущения…
- этот урок дал мне для жизни…
- больше всего понравились задания…
Понимая, что ребёнок не в силах запомнить выше представленные фразы, я предлагаю очень простой выход. Собрать всё на одном листе, вложить в файл и иметь его на каждой парте постоянно «Карта рефлексии урока».
Для того, чтобы закончить урок на положительной ноте можно воспользоваться одним из вариантов упражнения комплимент ( уч-ся оценивают друг друга на уроке, благодарят друг друга и учителя за урок.
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО НА МАСТЕР-КЛАССЕ
А сейчас я предлагаю вам творческое задание. Его можно выполнить как индивидуально, так в парах и группах. Придумайте свои варианты проведения рефлексии в 1-2 классах. А ваши варианты все сидящие здесь могут оценить, при этом используем здоровьесберегающие технологии.
У «человечка» руки опущены – ваш вариант мне не понравился, у «человечка» руки разведены в стороны – неплохой вариант, у «человечка» руки подняты вверх – очень интересный вариант.
V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА МАСТЕР-КЛАССА
В заключение мне хотелось бы рассказать одну притчу.
“Жил мудрец, который знал всё.
Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?”
А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Всё в твоих руках”.
Так все в наших руках. Именно мы можем сделать так, чтобы ребенок чувствовал себя любимым, нужным, а главное – успешным.
Успех, как известно, рождает успех. В школе не должно быть неудачников. Главная заповедь учителя – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его.
VI. РЕФЛЕКСИЯ МАСТЕР-КЛАССА
И в заключение я предлагаю вам оценить нашу совместную работу. Если наше общение показалось вам интересным, полезным и вы будете применять это в своей работе прикрепите спелый плод к нашему дереву творчества, зелёный — если что-то было, конечно, а вообще - ни то ни сё, пропащий день.
- Спасибо за работу!
Список использованных источников
1. Дусавицкий А. К. Урок в начальной школе. Реализация системно-деятельностного подхода к обучению. - М.: ВИТА - ПРЕСС, 2012.
2. Заир – Бек С. И. Развитие критического мышления на уроке. - М.: Просвещение, 2011.
3. Каким должен быть современный урок. http://www.
3. Корбакова И. Н., Терешина Л. В. Деятельностный метод обучения: описание технологии, конспекты уроков.- Волгоград: Учитель, 2010.
4. http://www.ozhegov.org/words/30677.shtml
5. https://slovari.yandex.ru/