Специально организованная деятельность по теме "Волшебное путешествие". Интеграция образовательных областей: речевое развитие и развитие элементарных математических представлений

Разделы: Логопедия, Коррекционная педагогика


Цель:  повторение пройденного материала

Задачи:
- закреплять счёт в пределах 9 (прямой и обратный);
- развивать математическую речь;
- уточнить название зимних месяцев и их последовательность;
- продолжать развивать ориентировку в пространстве;
- продолжать развивать фонетико-фонематическое восприятие и звуковой анализ слов;
- продолжать учить детей делить слова на слоги;
- дифференцировать твёрдые и мягкие согласные звуки;
- продолжать закреплять умение грамматически правильно строить предложения с использованием предлогов;
- развивать связную речь;
- продолжать развивать пространственное воображение, логическое мышление, внимание.

Ход занятия

1. Оргмомент.

Упражнение «Настроение».

Дефектолог:

- Здравствуйте, ребята. У меня сегодня очень радостное настроение. А какое у вас настроение?  (Ответы детей).

- Давайте возьмёмся за руки и передадим друг другу своё хорошее настроение.

- Собрались ребята в круг.
Я - твой друг и ты - мой друг.
Крепче за руки возьмёмся
И друг другу улыбнемся.

2. Основная часть.

- Я хочу, чтобы ваше хорошее настроение никогда не заканчивалось и поэтому предлагаю вам отправиться в путешествие.

- Как вы думаете, какое сейчас время года? (Зима).

- Назовите зимние месяцы по порядку:…

- Как называется месяц, который идёт за декабрём? Между декабрём и февралём?

- Наше путешествие будет в том месяце, который находится перед январём.

-  Скажите, а на чём можно отправиться в путешествие?

(Дети высказывают свои предложения).

- Давайте отгадаем загадку для того, чтобы уточнить на чём мы с вами будем путешествовать?

Не летает, не жужжит,
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука
Два блестящих огонька. (Машина)

- Да, ребята, мы с вами будем путешествовать на машине. А какой будет наша машина, мы с вами узнаем, когда соединим цифры в своих тетрадях.

3. Работа в тетради.

Дети соединяют цифры от 1 до 9 и получают изображение машины.

Для того чтобы открыть машину нужно знать пароль. (Дети выделяют последний звук в словах: лес, мост, ручка, забор, табурет).

- Получилось слово: СТАРТ.

- Вы правильно  составили слово и мы отправляемся в путешествие!

4. Составление и решение задач.

Дефектолог:

- Сколько частей в задаче? 4

- Как называется первая часть (вторая, третья, четвёртая)? Что такое условие задачи?  Вопрос? Решение? Ответ?

Дети составляют задачу  про машины на сложение и про конфеты - на вычитание.

(Дети составляют задачу, выкладывают решение, используя цифры и арифметические знаки, записывают решение в тетради).

5. Зрительная гимнастика.

- Чтобы наши глазки отдохнули, давайте сделаем зрительную гимнастику «Рисуем машинку глазами».

6. Дидактическая игра «Составь предложение из слов».

- Проезжать,  поляна, около.

- Смотреть, окно, в.

- Наблюдать, снегопад, за.

- Сугробы, большие, лежать.

7. Работа со слоговой структурой слова.

- Мы с вами давно путешествуем и уже проголодались. Давайте разложим наши продукты по тарелкам ( по количеству слогов в слове).  На первую тарелку продукты из одного слога (сыр, хлеб, суп),  на вторую тарелку - из двух слогов (мясо, фрукты, рыба). На третью тарелку – из трёх слогов (шоколад, овощи, лимонад).

8. Упражнение «Примеры».

Дефектолог:

- Для того, чтобы дальше продолжить маршрут, нужно решить примеры.  Наши примеры написаны на этой карте (показ карты). После того, как мы с вами решим примеры, мы соединим ответы от меньшего к большему и получим схему движения.

9. Упражнение: «Города».

Логопед:

- А теперь узнаем названия городов, мимо которых мы проезжаем:

- Прочитайте название города по половинкам букв. (Москва)

- Прочитайте название города по «рассыпанным» буквам. (Орск)

- Прочитайте название города, поставив буквы по размеру, начиная с самой большой. (Клин)

- Отгадайте название города, поставив буквы в порядке, указанном цифрами. (Руза)

- Вы все очень хорошо справились с заданием!

10. Упражнение «Ориентировка в пространстве».

Дефектолог:

- Ребята, с нашей базы поступил сигнал о том, что нам пора возвращаться.

- Давайте в тетради от указанной точки составим план-карту нашего возвращения: 2 клетки вправо, 5 клеток вверх, 3 клетки влево, 1 клетка вниз.

- Вот мы с вами и вернулись!
- Мы вернулись – раз, два, три!
- Наш девиз ты повтори:
- Дружба, смелость – наш девиз,
- За друзей всегда держись!

11. Итог занятия.

Рефлексивный круг.

- Что больше всего вам запомнилось в нашем путешествии?