Викторину целесообразно проводить во втором полугодии во внеурочное время.
Цель: обобщение и систематизация знаний по гуманитарному направлению (история, литература, русский язык), выявление самого эрудированного учащегося, способного в нестандартных условиях быстро находить верный ответ, используя метапредметные знания. Развитие индивидуальных особенностей учащихся, умение работать в команде.
Оборудование: часы, денежные знаки, листы бумаги и карандаши, маркеры, заготовки смайликов, черная коробка, грамоты.
Ход мероприятия
- Организационный момент
- Представление команд
- Игра
- Подведение итогов
1. Участники викторины занимают свои места за столом игроков, за первый стол может сесть та команда, которая первой угадает, из какого литературного произведения представлен видеофрагмент (2 видеофрагмента – «Тихий Дон» М.Шолохова, «Мастер и Маргарита» М. Булгакова). Последний игровой стол занимает оставшаяся команда. Номера столов дают возможность первыми начать игру.
2. Заранее формируются равные по силам команды из учащихся 10-11 классов, которые представляют себя и своего капитана. Командам выдаются 50 денежных знаков (ДЗ) и объясняются правила игры. Игра проходит в несколько этапов: аукцион знаний, блиц-опрос (за 1 минуту как можно больше ответов на вопросы, если не знает команда, то говорит «дальше», если ответ верный - получает по 5 ДЗ); «Верю, не верю»; «Черный ящик»; творческий конкурс. Игру не может продолжать обанкротившаяся команда. По итогам игры отмечается самый активный игрок в каждой команде. Вопросы для команд по очереди задают учитель литературы и русского языка и учитель истории, определяя степень правильности ответа команд.
Первый этап «Аукцион знаний»
Каждая команда решает для себя, сколько ДЗ она может поставить на вопрос из предложенных учебных предметов. Отвечать будет та команда, которая дала большую сумму денежных знаков. Для команд предлагаются 10 вопросов. Команды по очереди отвечают на вопросы.
- Известный французский император писал об этом памятнике:
1. «Достаточно измерить один палец ноги гиганта, чтобы определить размеры всего его тела».
2. «На лице его рядом с каждой морщиной обязательно находится и глубокий шрам».
3. Каждый фасад, каждый камень этого прекрасного памятника представляет собой не только страницу истории страны, но вместе с тем и историю науки и искусства».
4. «В общем, он не может быть назван памятником цельным, вполне законченным. Это уже не романская церковь, но еще и не вполне готическая».
5. «Его именем Виктор Гюго назвал один из своих романов». (Собор Парижской Богоматери). - Какое общественно-политическое явление называют «чудовищем XX века»? (Тоталитаризм)
- Назовите государства Европы, где еще существует монархия. (Великобритания, Дания, Швеция, Испания и др.)
- В одной из песен советского периода были такие слова:
Сталин — наша слава боевая,
Сталин — нашей мудрости полет,
С песнями борясь и побеждая,
- Наш народ за Сталиным идет.
Какая из черт тоталитаризма иллюстрируется этими словами? (Культ личности вождя) - Какая проблема раскрыта в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциска»?
- В чем особенность любви в повестях А.И. Куприна?
- Назовите поэтов Серебряного века.
- Дайте толкование выражению «притча во языцех».
- Объясните значение фразеологизма «иду на вы». (Предупреждение о нападении)
- Чем отличается причастие от деепричастия?
Второй этап «Блиц-опрос»
Участники команд за 1 минуту должны как можно больше дать правильных ответов на вопросы. Если команда не знает ответ, то говорит «дальше», если ответ верный- получает по 5 ДЗ.
Команда №1.
- Назовите имя создателя первого толкового словаря.
- Какие слова и сочетания слов не являются членами предложения? (Обращение и вводное слово)
- Герой солдатской поэмы А.Г.Твардовского. (Василий Теркин).
- В каком имении родился Лев Толстой? (Ясная Поляна)
- Какой вид военной техники чаще всего устанавливали на пьедестале в память о Великой Отечественной войне? (Танк Т-34).
- Какое событие произошло 2 сентября 1945г.? (Окончание Второй мировой войны)
- В какой стране впервые возник фашизм как общественно-политическое течение? (Италия)
- В каком городе находится Малахов курган? (Севастополь)
Команда 2.
- Назовите предмет, который может быть мужского и женского рода. (Месяц, луна)
- Какой пунктуационный знак продолжает мысль дальше? (Многоточие).
- Кому из героев Грибоедова принадлежат слова: «Счастливые часов не наблюдают»? Назовите произведение. (Софья, «Горе от ума»).
- За что первый раз был сослан на Кавказ М.Ю.Лермонтов? (За стихотворение «Смерть поэта»).
- Какое событие произошло 11 ноября 1918г. в Компьенском лесу? (Перемирие между Германией и Антантой)
- Кто возглавил Кубинскую социалистическую революцию? (Фидель Кастро)
- Какая великая битва привела к коренному перелому в Великой Отечественной войне? (Курская)
- Год создания ООН? (1945г.)
Команда 3.
- Какие буквы не имеют звуков? (ъ и ь).
- С помощью каких морфем образуются новые слова?
- С каким зверем встретился в горах Кавказа и вступил в сражение герой поэмы «Мцыри» М.Ю. Лермонтова? (С барсом).
- Герой какого рассказа А.П.Чехова постоянно ходил с зонтиком и в калошах? (Человек в футляре).
- Какое событие произошло 1 сентября 1939 г.? (Начало Второй мировой войны)
- При учреждении одной из международных экономических организаций Сталин сказал своим партнерам: «Давайте вывернем карманы, посмотрим, что у нас есть, и объединим это». Как она называется, когда это было? (СЭВ, 1949г.)
- Какое событие послужило поводом для начала Первой мировой войны? (Убийство сербским националистом Г. Принципом австрийского эрцгерцога Фердинанда)
- В каком году Гагарин впервые полетел в космос? (12 апреля 1961года).
Третий этап «Верю не верю».
Команды по очереди отвечают на вопросы и за правильный ответ получают по 5 ДЗ. В ответе команда должна пояснить свое мнение.
- Верите ли вы, что в начале XX в, в моде были галстуки, которые назывались «столыпинскими»?
(Нет. «Столыпинскими галстуками» назывались виселицы для осужденных за революционную деятельность.) - Верите ли вы, что во времена расстрела царской семьи палачи были в ужасе от того, что никак не могли справиться с княжнами. Пули, казалось, отскакивали от корсетов царских дочерей и катались по помещению, словно градины?
(Да. В действительности корсеты княжон были целиком прошиты драгоценными камнями.) - Верите ли вы, что, когда изобретатель А.С. Попов подал прошение о пособии на устройство первой в мире опытной радиостанции, военный министр России сам выделил требуемую сумму 1000 рублей из своих личных сбережений?
(Нет. Военный министр в ответ на прошение произнес: «На такую химеру средств отпускать не разрешаю».) - Верите ли вы, что в архивах царской охранки после Октябрьской революция была обнаружена схема примитивного компьютера?
(Нет, такого не было, но зато была найдена схема реактивного летательного аппарата, разработанного в 1881 г. узником Петропавловской крепости народовольцем Кибальчичем.) - К Десятилетию Октябрьской революции С. Эйзенштейн снял кинофильм «Октябрь». Верите ли вы, что все роли важных исторических личностей играли лучшие профессиональные актеры из всех театров России?
(Нет. На роли исторических личностей он приглашал и не профессиональных актеров, учитывая, прежде всего» портретное сходство. Так, роль В.И. Ленина исполнял рабочий Никандров, министра. юстиции Временного правительства бородача Малентовича сыграл также непрофессиональный актер... сам Петр Николаевич Малентович.) - Верите ли вы, что в начале Великой Отечественной войны было принято решение, по которому коммунисты имели право эвакуироваться без указания вышестоящих партийных органов?
(Нет. Наоборот, коммунисты не имели права эвакуироваться без указания вышестоящих партийных органов, в противном случае это расценивалось как бегство и преступление.) - Все 900 дней блокады Ленинграда ученые Всесоюзного института растениеводства оберегали уникальную коллекцию семян, собранную академиком Н.И. Вавиловым. Бомбежки и артобстрелы, голод и холод, казалось, испытывали людей на прочность. Особенно мучителен был голод. А рядом стояли коробки с пшеницей» рисом, фасолью, гречихой. Протяни руку - возьми, брось в котелок, вари и ешь... Верите ли вы, что никто из ученых, измученных голодом» доведенных до дистрофии, ни разу не пытался употребить в пищу содержимое коллекции?
(Да, не съели тогда ни единого зернышка. Бесценная коллекция была сохранена.) - Верите ли вы, что, несмотря на горячее желание подростков помогать своей советской родине в годы Великой Отечественной войны не только на фронте, но и в тылу, реально удалось это лишь немногим?
(Нет, По данным 1944 г. среди рабочего класса насчитывалось 2,5 млн. человек в возрасте до 18 лет, в том числе 700 тыс. подростков. Известно» что 14-летнему Алексею Бойченко, ежедневно перевыполнявшему установленный минимум трудодней в 6-7 раз, было присвоено звание Героя Социалистического Труда.) - Во время войны самым срочным и массовым видом ремонтных работ был ремонт кровли. Верите ли вы, что бригадир одной из бригад кровельщиков в докладной записке жаловался на одну из своих работниц, таким образом: «...она плохо работала» потому что принесла с собой куклу и играла на крыше с куклой?
(Да. После прорыва блокады Ленинграда в городе развернулся» как тогда говорили, «заплаточный ремонт». Кровельщиками в то время были в основном женщины, а иногда и дети. Описанный случай произошел в детской бригаде, ее бригадиром был мальчик 15 лет.) - Популярный американский журнал «Таймс» по традиции в начале января объявляет «человека года». Верите ли вы, что «Человеком 1957г. был объявлен Н.С. Хрущев?
(Да. Американский журнал «Таймс» счел, что именно деятельность Н.С. Хрущева в наибольшей степени повлияла на события в мире в истекшем 1957г.)
Дополнительное задание «Черный ящик».
Этот предмет настолько нам примелькался, что кажется, будто он существовал всегда. Между тем, когда новинка поступила в продажу в Нью-Йорке 54 года назад, она произвела фурор и стоила по тем временам 12 долларов за 1 штуку. Аналоги этого предмета использовались грамотными людьми очень давно. Но только во времена Второй мировой войны благодарное человечество оценило это изобретение. Что это? (Шариковая ручка).
Четвертый этап. Творческий.
Каждая команда получает лист бумаги, карандаши или маркеры, карточку со стихотворением одного из поэтов (В.Маяковского, С.Есенина, Н.Гумилева). Командам предлагается сочинить стихотворение в стиле В.Маяковского, С.Есенина, Н.Гумилева (в зависимости от выбора карточки). Время на работу и защиту - 15 минут.
Подводятся итоги викторины, объявляется победитель и вручаются грамоты, а также выявляется самый активный игрок в каждой команде. Все участники викторины выражают свое настроение с помощью заранее подготовленных смайликов на доске (рефлексия).