Читательская конференция в начальной школе «Мир любимых книг!». 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


В работе представлен материал по проведению урока-конференции по литературному чтению в 4 классе; критерии оценки отзывов в читательском дневнике; порядок работы над аннотацией, отзывом к прочитанному произведению.

УМК «Школа России»

Класс: 4

Предмет: литературное чтение

Тип урока: урок-конференция 

Авторский медиапродукт: мультимедийная презентация.

Средства обучения: персональные компьютеры для экспертов и рецензентов, мультимедиа проектор.

Форма использования: проецирование на экран, индивидуальная работа с компьютером.

Участники конференции: учащиеся 4 класса,

Гости: родители, педагог-библиотекарь школы.

Цель урока:  формирование духовной потребности в книге как в средстве познания мира и самопознания.

Задачи урока:

  • Формировать умения формулировать и доказывать свою точку зрения.
  • Развивать коммуникативно-речевые навыки - умение слушать, задавать вопросы, поддерживать беседу на определенную тему.
  • Воспитывать читательский интерес.

Ход урока

1. Организационный момент

Знакомство с программой конференции, временным регламентом и правилами общения.

На конференции  нужно:

  • быть вежливым и внимательным;
  • не стесняться высказывать свои мысли, говорить громко и понятно;
  • не отвергать чужую точку зрения, а формулировать и доказывать свою;
  • не перебивать говорящего, дожидаться конца его выступления;
  • если что-то непонятно или хочется задать вопрос, надо поднять руку, встать и назвать себя.

2. Постановка целей

Давайте знакомые книжки откроем
И снова пройдем от страницы к странице.
Всегда ведь приятно с любимым героем
Опять повстречаться, узнать, подружиться…

3. Основная часть конференции

Выступления учеников (отзыв на прочитанную книгу, аннотация)

Часть 1. Зарубежная литература

  • В. Гюго «Гаврош».
  • А. Линдгрен «Расмус-бродяга».
  • М. Чапман, В.Джеймс, Л.Баррет-Ли «Девочка без имени. 5 лет моей жизни в джунглях среди обезьян».
  • «12 подвигов Геракла. Мифы Древней Греции».
  • Д. Свифт «Путешествия Люмиэля Гулливера».
  • С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».
  • Д. Дефо «Робинзон Крузо».

Поэтическая пятиминутка: чтение наизусть любимых стихотворений.

Часть 2. Отечественная литература

  • А. Рыбаков «Бронзовая птица».
  • В. Дубровин «Мальчишки в сорок первом».
  • В. Катаев «Сын полка».
  • А. Беляев «Человек амфибия».
  • К. Булычев «Подземная лодка».
  • А. Чехов «Каштанка».
  • И. Тургенев «Муму».
  • Ю. Олеша «Три толстяка».
  • А. Гайдар «Голубая чашка».
  • Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома».
  • Л. Лагин «Старик Хоттабыч».
  • В. Губарев «Королевство кривых зеркал».
  • Г. Остер «Дети и Эти».

Эксперты (родители и одноклассники) оценивают выступления докладчиков по утвержденным ранее критериям оценки отзывов.

Рецензенты проводят подсчет голосов и публикуют список произведений, рекомендуемых для прочтения в следующий временной отрезок.

4. Подведение итогов

С заключительным словом выступает учитель. Даётся оценка проведённой работы. Выступление приглашённых на конференцию гостей.

Готовый список рекомендуемой литературы «Список литературы для чтения с увлечением» распечатывается и раздается всем участникам и гостям читательской конференции.

«Список литературы для чтения с увлечением»

Произведения, рекомендуемые учителями 4 классов.
1. Оскар Уайльд «Звездный мальчик»
2. Железников Владимир Карпович «Чучело»
3. Клайв Льюис  «Хроники Нарнии»
4. Антоний Погорельский «Черная курица, или Подземные жители»
5. Жуль Верн «Дети капитана Гранта»

Произведения, рекомендуемые выпускниками начальной школы.
1. Лазарь Лагин «Старик Хоттабыч»
2. Даниель Дефо «Робинзон Крузо»
3. Александр Малентьевич Волков «Семь подземных королей»
4. Гавриил Троепольский «Белый Бим Черное Ухо»
5. Всеволод Сысоев «Золотая Ригма»
6. Марина Чапман «Девочка без имени»
7. Джонатан Свифт «Путешествия Люмиэля Гулливера»
8. Астрит Линдгрен «Ронни дочь разбойников»
9. Астрид Линдгрен «Приключения Эмиля из Леннеберги»
10. Мария Аржиловская «Тайны старого чердака»
11. Крис Коффер «Земля былей. Возвращение колдуньи»

Книги, отмеченные родителями выпускников начальной школы.
1. Туве Янссон серия книг про Муми-троллей
2. Филип Пулман «Северное Сияни»
3. А. Конан-Дойл «Приключение Шерлока Холмса»
4. Федор Конюхов «Тихий океан»
5. София Прокофьева «Желтый Чемоданчик»
6. Евгений Шварц «Потерянное время»

Приложение 1.

Критерии оценки отзывов в читательском дневнике


Критерий

Описание качества выполнения работы в баллах

3

4

5

Содержание, понимание прочитанного произведения

Поверхностное понимание произведения;
Необоснованное эмоционально-оценочное отношение к произведению.

Правильное понимание произведения;
Обоснованное эмоционально-оценочное отношение к произведению.

Глубокое понимание произведения;
Ярко выраженное и обоснованное эмоционально-оценочное отношение к произведению.

 

3

4

5

 

Язык и стиль

Однообразные слова, выражения и синтаксические конструкции. Ошибки затрудняют восприятие текста.

Разнообразные слова, выражения и синтаксические конструкции.
Ошибки не мешают  восприятию текста. Использует цитаты.

Выразительный стиль речи:
уместное использование в речи фразеологизмов и идиом. Уместное и точное цитирование.

 

3

4

5

Оформление

Отсутствует единый стиль оформления. Помарки. Неаккуратные записи.
Нарушены требования единого орфографического режима.

Единый стиль оформления. Аккуратные записи. В целом соблюдаются требования единого орфографического режима.

Оригинальный стиль оформления. Подобраны иллюстрации. Аккуратные записи.
Соблюдены все требования единого орфографического режима.

Приложение 2.

Как написать аннотацию на прочитанную книгу? (2-3 классы)

Порядок работы над аннотацией

  • Кратко опиши произведение: фамилия, имя, отчество автора, тема, основная идея и жанр произведения, имена главных героев, сюжетная линия, собственное отношение (заполни таблицу).
  • Сформулируй и запиши вопрос, который ты бы хотел задать автору или другим читателям?
  • Как автор относится к героям?
  • Опиши самые интересные события (эпизоды) из книги, поступки героев.
  • Почему запомнилось произведение?

Что еще можно написать о книге?

  • Что тебе больше всего понравилось: как автор описывает характер героя, его внешность и т.п.?
  • Знаком ли тебе автор произведения, какие его книги ты знаешь?
  • Обратил ли ты внимание на иллюстрации к книге? Кто автор иллюстраций?

Помни: аннотацию на художественное произведение нельзя подменять простым пересказом его содержания.

Читательский дневник

Название произведения,
ФИО автора (полностью)

Жанр

Тема

Основная идея

Позиция автора

Имена гл. героев

Сюжетная линия (что произошло с гл. героями?)

Почему запомнилось произведение?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Как написать отзыв на прочитанную книгу? (4-5 класс)

Порядок работы над отзывом

  • Кратко опиши произведение: фамилия, имя, отчество автора, тема, основная идея и жанр произведения, имена главных героев, сюжетная линия, собственное отношение(заполни таблицу)
  • Сформулируй проблемный вопрос, на который ищет ответ автор произведения.
  • Опиши запомнившиеся события (эпизоды) из книги, поступки героев, дай им оценку.
  • Как автор относится к героям?
  • Чему тебя научило произведение?

Что еще можно написать о книге?

  • Заинтересовала ли тебя прочитанная книга, увлекла, взволновала?
  • Знаком ли тебе автор произведения, какие его книги ты знаешь, что тебя привлекает в его книгах?
  • Кто автор иллюстраций? Помогают ли они понять смысл произведения?

Помни, что в отзыве главное – это цельность, логичность и грамотность повествования. Избегай пересказа. Не бойся выражать в отзыве свое искреннее мнение о книге.

Читательский дневник

Дата

Название произведения,
ФИО автора

Жанр

Тема

Основная идея

Основная проблема

Авторская позиция

Имена гл. героев

Сюжетная линия (что произошло с героями?)

Чему научило произведение?