Цель: повторить, обобщить, систематизировать, углубить первоначальные знания учащихся по теме «Угол, виды углов и треугольников».
Задачи:
- Образовательные:
- обобщить и систематизировать знания о геометрических фигурах: угол, прямой угол, тупой угол, острый угол; треугольник, прямоугольный треугольник, остроугольный треугольник, тупоугольный треугольник – в виде таблицы;
- закрепить умения решать примеры и задачи изученных видов;
- познакомить с новыми видами треугольников: равносторонний, равнобедренный, разносторонний.
- Развивающие:
- развивать умение распознавать и чертить разные виды углов и треугольников с помощью угольника;
- развивать умение видеть взаимосвязь математики с окружающим нас миром;
- развивать умение работать со словарём;
- развивать коммуникативные способности, воображение, пространственное мышление.
- Воспитательные:
- воспитывать положительное отношение и интерес к изучению математики.
Планируемые результаты:
Предметные:
научатся
- исследовать простейшие свойства углов и треугольников, сравнивать их, делать выводы и обобщать знания;
- моделировать разные виды углов;
получат возможность научиться
- распознавать новые виды треугольников: равносторонний, равнобедренный, разносторонний.
Личностные:
продолжат развивать в себе
- положительную мотивацию к изучению математики;
- чувства ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе;
получат возможность научиться
- воспринимать математику как часть природы.
УУД:
научатся
- обобщать и систематизировать знания в виде таблицы;
- использовать изученные правила, способы действий, приёмы вычислений, свойства объектов при выполнении новых учебных заданий;
- распределять роли и очередность действий при работе в группе;
- получать нужную информацию с помощью словаря.
Оборудование:
- презентация к этапам урока, выполненная в программе SMART Notebook;
- музыкальная презентация «Углы и треугольники в природе», выполненная в программе PowerPoint;
- видеоурок «Равносторонний, равнобедренный и разносторонний треугольники» с сайта https://vimeo.com/124798299
- CD «Уроки Кирилла и Мефодия»;
- 3 набора треугольников (в первом: 4 прямоугольных; во втором: 4 тупоугольных; в третьем: 3 остроугольных);
- 33 альбомных листа;
- у каждого ученика – угольник, простой карандаш, ручка, фломастеры;
- части для модели угла.
Ход урока
I. Устный счёт. Формулировка учащимися темы и цели урока. Работа со словарём. Актуализация знаний.
Итак, начнём урок математики с разминки.
Игра «Истинное–ложное».
Я произношу высказывание. Если оно истинное, вы поднимаете палец вверх. Если ложное – вниз.
1) 39 – предыдущее для числа 40;
2) 100 – следующее за числом 90;
3) 63 можно заменить суммой разрядных слагаемых 60 и 5;
4) 18 можно заменить суммой чисел 9 и 9;
5) сумма 8 и 4 равна 16;
6) разность 13 и 7 равна 6;
7) 57 на 5 больше, чем 51;
8) луч – это часть прямой, ограниченная одной точкой;
9) Треугольник - это замкнутая ломаная линия, состоящая из 2 звеньев;
10) Геометрия – это наука об изучении чисел.
- Где можно найти точное определение этого понятия? (в словаре!)
- Давайте прочитаем, что такое геометрия.
(Это раздел математики, изучающий пространственные отношения и формы, геометрические фигуры и их свойства)
- Рассмотрите геометрические фигуры на доске. Назовите их.
(точка, прямая, луч, отрезок, незамкнутая ломаная, прямоугольник, квадрат, ромб, угол, треугольник)
- Знакомились ли мы со свойствами этих фигур?
- Значит, на уроке мы будем изучать новое или повторим изученное о геометрических фигурах?
- Я предлагаю обобщить знания об изученных геометрических фигурах, но как нам лучше представить результат нашего труда: просто устно проговорить, а может, заполнить опорную таблицу, а ещё выполнить творческие работы?!
- Цели мы поставили, осталось сформулировать тему урока.
А о каких геометрических фигурах мы сегодня будем обобщать знания?
Первую фигуру поможет открыть ЗАГАДКА:
Три угла, три стороны
Меж собой соедини.
Получился не угольник,
А красивый… (треугольник).
- А чтобы узнать, о какой ещё фигуре мы обобщим знания, надо расшифровать слово. Для этого необходимо решить геометрические задачи.
(краткое условие - на чертеже)
1) Длина первой стороны треугольника равна 9 см, второй - 6 см, третьей – 5 см. Найди периметр треугольника.
9 + 6 + 5 = 20 (см) — Л
Составьте обратные задачи.
2) 20 - (6 + 5)= 9 – О
4) 20 – (9 + 6) = 5 — У
Расшифруйте слово, расставив числа в порядке возрастания.
у |
г |
о |
л |
5 |
6 |
9 |
20 |
- Сформулируйте тему урока.
(Будем обобщать знания о геометрических фигурах: угол и треугольник.)
- А для чего эти знания понадобятся позже?
(Чтобы изучая новые темы раздела «Геометрия», опираться на эти знания)
II. Исследовательская работа в группах. Проблемный вопрос.
- Приступаем к осуществлению нашей задумки – проекту – составлению таблицы – обобщение знаний по теме «Угол, виды углов и треугольников».
- А чтобы работа лучше спорилась, предлагаю разделиться на 3 группы.
I группа
- Сконструируйте модель угла.
- Из каких геометрических фигур он состоит? Дополните предложения в таблице.
II группа
- Работаете у доски. Выполните задание Мудрой Совы: вспомните виды углов, укажите их номера.
- Какой инструмент поможет вам? (угольник)
- Какие углы называются острыми? Тупыми?
III группа
- Вспомните виды треугольников. Разбейте треугольники на 3 группы.
- Перечислите свойства треугольников, дополнив предложения в таблице.
- Можно ли встретить углы и треугольники в природе, а не только на уроке математики? Проверим верность ваших высказываний в конце урока.
- ПРОВЕРИМ работу групп и заполним ТАБЛИЦУ.
III. Физкультминутка.
Пора отдохнуть.
- Выйдите к доске ребята I группы. Постройте острый угол, если Алёша - вершина вашего угла – он точка А. Присядьте.
- Выйдите к доске ребята II группы. Постройте тупой угол, если Маша - вершина вашего угла – она точка М. Присядьте.
- Выйдите к доске ребята III группы. Постройте прямой угол, если Егор - вершина вашего угла – он точка Е. Присядьте.
Выйдите все и постройтесь в одну шеренгу. Я – вершина угла – точка О. Слева от меня первый луч (поднимите руки вверх), справа от меня второй луч (поставьте руки на пояс). Представьте себе, мы построили ещё один угол. А называется он… как, товарищи родители? (развёрнутый!)
IV. Практическая работа. Релаксация: просмотр музыкального слайд-шоу. Дифференцированное творческое задание.
I группа
- Начерти тупой угол с вершиной В.
- Кто любит задания посложнее: начертите тупоугольный треугольник.
II группа
- Начерти прямой угол с вершиной С.
- Кто любит задания посложнее: начертите прямоугольный треугольник.
III> группа
- Начерти острый угол с вершиной Р.
- Кто любит задания посложнее: начертите остроугольный треугольник.
- Вы говорили, что геометрические фигуры встречаются не только в математике, но и в окружающем нас мире. Посмотрите следующую презентацию и постарайтесь увидеть в чудеснице-природе разные углы и треугольники.
- А теперь включите своё воображение, фантазию и выполните творческое задание: к начерченному углу дорисуйте что-либо, чтобы получился любой другой предмет: одушевлённый, неодушевлённый.
(выставка детских работ)
V. Углубление знаний о видах треугольников. Просмотр отрывка видеоурока.
- Справились ли мы с поставленными перед собой целями: обобщили знания об углах и треугольниках?
- Но всегда хочется узнавать что-нибудь новое.
Предлагаю посмотреть отрывок урока моей коллеги и узнать НОВЫЕ ВИДЫ ТРЕУГОЛЬНИКОВ. (время на записи – с 1 мин. 22 сек. до 3 мин. 35 сек.!)
VI. Итог. Рефлексия.
- >Какие новые виды треугольников узнали?
- Поднимите руку, кому понравился урок? Кому сегодня все задания удавалось выполнить правильно?