Тип, вид урока: комбинированный.
Цель урока: Мотивация к учению при решении задач, направленных на борьбу с курением, содействовать сознательному пониманию актуальности вопроса в современной жизни: «Курить или не курить?»
Формы обучения: индивидуальная, групповая, дифференцированная.
Методы обучения: поисковые, словесные (диалог), практические (поиск информации), дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение), моделирование.
Структура урока
1. Организационный момент.
Деятельность учителя: Здравствуйте. Я пришла к вам с хорошим настроением. И хотелось бы этим настроением поделиться с вами.
Посмотрите друг на друга - улыбнитесь. Сегодня у нас необычный урок. Проведем мы его, обсуждая проблему для всего человечества, - наше будущее, здоровое будущее без вредных привычек, одной из которых является пагубная привычка – курение. Мы постараемся уяснить стоит ли вообще начинать курить.
Я ставлю перед нами такой вопрос: «Курить или не курить?».
Постараемся на него ответить, используя математический язык, решая задачи.
2. Постановка проблемы
Деятельность учителя: По заболеваемости дыхательная система на втором месте.
Деятельность учителя: Предлагаю вам рассмотреть основные болезни, а какие? Это мы узнаем после того, как вы выполните задания.
Деятельность обучающихся: Собирают слова
1 группа. Грипп
Замени процент десятичными дробями
1. 20%
А. 0,02
Б. 2
В. 0,002
Г. 0,2
2. 14%
О. 1,4
П. 14
Р. 0,14
С. 0,014
3. 2%
И. 0,02
К. 2
Л. 0,002
М. 0,2
4. 5,5%
П. 0,055
Р. 0,55
С. 0,0055
Т. 5,5
5. 0,13%
М. 0,13
Н. 13
О. 0,013
П. 0,0013
2 группа. Астма
Переведи дроби в проценты
1. 0,12
А. 12 %
Б. 1,2 %
В. 0,12 %
Г. 120 %
2. 2,5
О. 25 %
П. 2,5 %
Р. 2500 %
С. 250 %
3. 0,3
С. 3 %
Т. 30 %
У. 300 %
Ф. 0,3 %
4. 0,018
Л. 18 %
М. 1,8 %
Н. 0,18 %
О. 180 %
5. 0,05
А. 5 %
Б. 0,5 %
В. 50 %
Г. 500 %
3 группа. Туберкулез
Найти соответствие процентов и десятичных дробей
0,2 |
0,02 |
0,002 |
0,15 |
0,015 |
1,5 |
0,02 |
2 |
0,15 |
0,0015 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Е. 15 %
Р. 1,5 %
Б. 0,2 %
У. 2 %
К. 150 %
З. 0,15 %
Т. 20 %
Л. 200 %
Деятельность учителя: Курение является главной причиной этих заболеваний, а также многих других, таких как рак легких.
Употребление табака является самым значительным фактором риска развития рака, который приводит почти к 20% глобальных случаев смерти от рака и примерно 70% глобальных случаев смерти от рака легких. В России раком легких ежегодно заболевает около 60 тысяч граждан (показ слайдов о вреде курения).
Учитель: Чтобы понять, чем курение еще может навредить нам с вами, нам нужно будет провести небольшую исследовательскую работу.
(учащиеся решают задачи на листах контроля).
Задача №1.
Курящие люди сокращают себе жизнь на 15%. Средняя продолжительность жизни в России около 70 лет.
1 группа. Определите, какова средняя продолжительность жизни людей, курящих с 10 лет.
(учащиеся решают задачу на листах контроля). 70 – 0,15 ∙ 60= 61 (года).
Ответ: 61 год.
2 группа. Определите, какова средняя продолжительность жизни людей, курящих с 20 лет.
70 – 0,15 ∙ 50= 62,5 (года).
Ответ: 62,5 года.
3 группа. Определите, какова средняя продолжительность жизни людей, курящих с 20 лет, но бросивших курит в 50 лет.
70 – 0,15 ∙ 30= 65,5 (лет).
Ответ: 65,5 лет.
Задача №2.
Средний вес новорождённого ребёнка 3кг 300г. Если у ребёнка курящий отец, то его вес будет на 4% меньше нормы. А если курящая мать - меньше на 10%.
Определить, сколько теряет в весе новорождённый, если:
1 группа. курит папа; 3300 ∙ 0.04=132(грамма);
2 группа. курит мама. 3300 ∙ 0,1=330 (грамм);
3 группа. курит мама и папа. 3300 ∙ 0,14=462 (грамма).
Задача №3.
1 пачка сигарет в среднем стоит 80 рублей. Сколько процентов месячного дохода тратит на сигареты человек, выкуривающий 1 пачку сигарет в день?
1 группа. Ежемесячная зарплата его составляет 30 тысяч рублей. (Считать в 1 месяце 30 дней).
Решение:
1) 80 ∙ 30=2400(рублей) - тратит в месяц курящий человек.
2) 2400:30000 ∙ 100%=8% от месячной зарплаты.
Ответ: 8%.
2 группа. Ежемесячная зарплата его составляет 30 тысяч рублей, и выкуривает 1,5 пачки. (Считать в 1 месяце 30 дней).
Решение:
1) 80 ∙ 1,5 ∙ 30=3600(рублей) - тратит в месяц курящий человек.
2) 3600:30000∙100%=12% от месячной зарплаты.
Ответ: 12%.
3 группа. Ежемесячная доход семьи составляет 30тысяч рублей. При условии, что в семье курят двое. (Считать в 1 месяце 30 дней).
Решение:
1) 80 ∙ 30 ∙ 2=4800(рублей)-тратит в месяц курящий человек.
2) 4800:30000∙100%=16% от месячной зарплаты.
Ответ: 16%.
Деятельность обучающихся: Делают выводы по курению.
3. Физкультминутка.
Деятельность учителя: Давайте проверим, насколько мы здоровы и неуязвимы болезням, правильно ли дышим? Сядьте поудобнее, расслабьтесь, расправьте плечи, дышите свободно. Сосчитайте, сколько вдохов вы делаете в течение минуты.
- Если менее 14 вдохов в минуту – замечательно. Вы прекрасно вентилируете легкие, делаете вашу дыхательную систему почти неуязвимой для возбудителей инфекции.
- 14 до 20 вдохов - неплохо. Именно так дышит большинство практически здоровых людей, которые могут болеть гриппом или ОРВИ не более 2 раз в сезон.
- Более 20 вдохов в минуту – это уже серьезный повод для беспокойства.
Деятельность обучающихся: Выполняют пробу, сравнивают с нормой.
4. Обобщение и систематизация.
Деятельность учителя: Вы провели анонимный опрос в 8-9-х классах.
Деятельность обучающихся: В опросе приняли участие 42 ученика. Из них курят – 5 учеников.
Деятельность учителя: Какой процент курящих детей среди 8-9 классов?
5 : 42 ∙ 100% 12%
При этом начали курить:
- За компанию – 3 уч.
- Из любопытства – 2 уч.
Вывод: причина не серьезная.
5. Итоги урока. Рефлексия.
Деятельность учителя: Вспомним, каков был вопрос? Каков наш ответ?
Осталось нам сделать вывод, который необходим каждому из нас:
«Модно? НЕТ!
Полезно? НЕТ!
Стоит ли начинать? НЕТ!
А все-таки – Курить или не курить?
ЖИТЬ!»Сегодня вечером, как ляжешь спать,
Ты должен так себе сказать:
«Я выбрал сам себе дорогу к свету,
И, презирая сигарету, не стану ни за что курить,
Я – человек! Я должен жить!»
Деятельность учителя: Я предлагаю вам при выходе из кабинета «Сделать свой выбор!»
Проставьте оценочный знак + или –
- По вашему мнению, достигли ли мы поставленных нами целей.
- Понравился ли вам наш урок?
- Пригодятся ли вам знания, полученные на уроке?