Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды по изобразительному искусству в условиях реализации ФГОС ДО»

Разделы: Работа с родителями


Е.И. Тихеева утверждает: «Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы, влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира…. Тот, кому удается создать такую обстановку, облегчит себе труд в высшей степени». Попробуем и мы с вами создать такие условия в уголке искусств, что бы и себе облегчить работу по реализации программы по Изо деятельности и привлечь внимание детей.

Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально меняющая содержание его духовного и физического развития»  С.Л. Новоселова. Именно поэтому мы с вами несем большую ответственность при создании уголка искусств, в разных возрастных группах. Для создания предметно-развивающей среды, центра искусств, следует руководствоваться следующими принципами:

  • Полуфункциональноть среды.
  • Трансформируемость среды.
  • Вариативность среды.

Предметно-развивающая среда должна способствовать реализации программных задач в образовательном процессе и включать в себя:

  • Свободную самостоятельную деятельность детей, выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющий ему взаимодействовать со сверстниками.
  • Совместную партнерскую деятельность взрослого и детей.

Изобразительная деятельность – одна из самых любимых у детей. Поэтому предметно развивающая среда, центра искусств, в группе в современных условиях требует глубокого осмысления, оформления и пополнения с учетом новых требований. Наполняемость и оформление уголка должны иметь свои варианты в зависимости от возраста детей, периода обучения и возможности помещения. Для того, чтобы уголок искусств действительно стал центром детского творчества необходимо обратить внимание на условия его оформления и оснащения.

Формы организации уголка искусств.

  • Расположение (доступность, эстетичность, универсальность, подвижность)
  • Использование детского дизайна в оформлении.
  • Наличие игровых персонажей.

Оборудование для рисования, лепки и аппликации.

  • Знакомство с народно-прикладным искусством (учебно-наглядный материал).
  • Жанры живописи, портреты художников, стили архитектуры, книжная графика с учетом возраста детей.
  • Трафареты, лекала, геометрические формы, силуэты.
  • Доска для рисования мелом.
  • Мини-музей (народной игрушки).
  • Силуэты одежды, предметы декоративно-прикладного искусства.
  • Предметы быта (вышивка, расписная посуда, подносы и т.д.)
  • Скульптуры малых форм.

Обязательно наличие технологических карт  ( по лепке, рисованию, аппликации), дидактических и развивающих игр по темам.

Материалы и оборудования центра искусств должны создавать оптимально насыщенную, целостную среду. Следует систематически проводить анализ предметно-развивающий среды центра с целью приведения ее в соответствие с гигиеническими, педагогическими и эстетическими требованиями.

Правильно организованная предметно-развивающая среда центра искусств помогает педагогу группы реализовать программу и выполнить следующие задачи:

  • Поддержание и развитие у ребенка интереса к изобразительной деятельности.
  • Формирование навыков изобразительной деятельности.
  • Воспитание эстетических чувств.
  • Формирование индивидуального коллективного творчества, возможности само реализоваться.
  • Формирование и умение определять жанры живописи (натюрморт, портрет, пейзаж).
  • Узнавать и называть предметы и объекты народно-прикладного творчества.
  • Формирование и умение использовать различные материалы с учетом присущих им художественных свойств, выбирать средства, соответствующие замыслу.

Уважаемые коллеги, я поделилась с вами опытом создания предметно-развивающей среды для старших дошкольников. Творческих успехов вам при создании предметно-развивающей среды вашей возрастной группы.