Е.И. Тихеева утверждает: «Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы, влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира…. Тот, кому удается создать такую обстановку, облегчит себе труд в высшей степени». Попробуем и мы с вами создать такие условия в уголке искусств, что бы и себе облегчить работу по реализации программы по Изо деятельности и привлечь внимание детей.
Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально меняющая содержание его духовного и физического развития» С.Л. Новоселова. Именно поэтому мы с вами несем большую ответственность при создании уголка искусств, в разных возрастных группах. Для создания предметно-развивающей среды, центра искусств, следует руководствоваться следующими принципами:
- Полуфункциональноть среды.
- Трансформируемость среды.
- Вариативность среды.
Предметно-развивающая среда должна способствовать реализации программных задач в образовательном процессе и включать в себя:
- Свободную самостоятельную деятельность детей, выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющий ему взаимодействовать со сверстниками.
- Совместную партнерскую деятельность взрослого и детей.
Изобразительная деятельность – одна из самых любимых у детей. Поэтому предметно развивающая среда, центра искусств, в группе в современных условиях требует глубокого осмысления, оформления и пополнения с учетом новых требований. Наполняемость и оформление уголка должны иметь свои варианты в зависимости от возраста детей, периода обучения и возможности помещения. Для того, чтобы уголок искусств действительно стал центром детского творчества необходимо обратить внимание на условия его оформления и оснащения.
Формы организации уголка искусств.
- Расположение (доступность, эстетичность, универсальность, подвижность)
- Использование детского дизайна в оформлении.
- Наличие игровых персонажей.
Оборудование для рисования, лепки и аппликации.
- Знакомство с народно-прикладным искусством (учебно-наглядный материал).
- Жанры живописи, портреты художников, стили архитектуры, книжная графика с учетом возраста детей.
- Трафареты, лекала, геометрические формы, силуэты.
- Доска для рисования мелом.
- Мини-музей (народной игрушки).
- Силуэты одежды, предметы декоративно-прикладного искусства.
- Предметы быта (вышивка, расписная посуда, подносы и т.д.)
- Скульптуры малых форм.
Обязательно наличие технологических карт ( по лепке, рисованию, аппликации), дидактических и развивающих игр по темам.
Материалы и оборудования центра искусств должны создавать оптимально насыщенную, целостную среду. Следует систематически проводить анализ предметно-развивающий среды центра с целью приведения ее в соответствие с гигиеническими, педагогическими и эстетическими требованиями.
Правильно организованная предметно-развивающая среда центра искусств помогает педагогу группы реализовать программу и выполнить следующие задачи:
- Поддержание и развитие у ребенка интереса к изобразительной деятельности.
- Формирование навыков изобразительной деятельности.
- Воспитание эстетических чувств.
- Формирование индивидуального коллективного творчества, возможности само реализоваться.
- Формирование и умение определять жанры живописи (натюрморт, портрет, пейзаж).
- Узнавать и называть предметы и объекты народно-прикладного творчества.
- Формирование и умение использовать различные материалы с учетом присущих им художественных свойств, выбирать средства, соответствующие замыслу.
Уважаемые коллеги, я поделилась с вами опытом создания предметно-развивающей среды для старших дошкольников. Творческих успехов вам при создании предметно-развивающей среды вашей возрастной группы.