Цели:
- обучение счету до семи;
- закрепление цифрового ряда от одного до семи;
- знакомство с цифрой 7;
- закрепление понятий «больше», «меньше»;
- продолжать учить отвечать на вопрос «сколько?»;
- закрепление навыков согласования числительных с существительными;
- развитие познавательных процессов;
- развитие конструктивного праксиса;
- развитие общей и мелкой моторики, динамического стереотипа;
- воспитание любознательности;
- закреплений названий семи основных цветов радуги;
- формирование навыка самоконтроля и самооценки.
Оборудование:
- магнитная доска с комплектом магнитов;
- наборное полотно;
- предметная картинка с изображением ежика, радуги, косы, которой косят траву, нотного стана;
- счетный материал: 6 красных и 1 оранжевое яблоко;
- объемный цветок «Цветик-семицветик»;
- сюжетные картинки из сказок «Волк и семеро козлят», «Белоснежка и семь гномов»;
- наборы цифр от одного до семи по количеству детей плюс 1 для педагога;
- наборы счетных палочек по количеству детей;
- картонные полоски 15*3 в количестве 7-ми штук;
- крупное изображение цифры «7»;
- простые карандаши по количеству детей;
- листы с заданиями по количеству детей: в три ряда напечатаны цифры от 0 до 9;
- детское пианино в две октавы;
- шоколадки по количеству детей.
Ход специально организованной деятельности
1. Оргмомент
- Здравствуйте, ребята!
Я предлагаю вам отправиться в сказочную страну « Веселая математика» и пройти волшебные испытания! Но сначала мне бы хотелось узнать: любите ли вы сказку? (Дети: «Да!»)
- А волшебство? (Да!)
- В сказках часто встречаются волшебные цветы. Может вы их назовете? («Аленький цветочек», «Цветик-семицветик»)
- Вот и сегодня нашим путеводителем по стране «Веселая математика» будет волшебный цветок «Цветик-семицветик». Посмотрите на его лепестки, все они разного цвета: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. (Все лепестки по мере их отрывания крепятся на магнитную доску в правый верхний угол).
- По стране «Веселая математика» мы будем путешествовать с цветиком-семицветиком. Его лепестки помогут нам оказаться в разных городах и справиться с испытаниями в них! Если мы удачно справимся с заданиями и попадем в последний город, то нас ждет сюрприз!
- Итак, вы готовы отправиться?! (Да!)
- Тогда для этого нужно сказать волшебные слова:
Лети-лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-моему вели!!!
2. Основной этап. Счет до семи.
- Вели, чтобы мы побывали в сказочной стране «Веселая математика» и узнали много интересного. Отрываем первый лепесток «красный». Мы попадаем в город «Веселый счет» к запасливому ежику.
- Я спросила у ежа-соседа:
«Ты откуда, непоседа?»
- Запасаюсь я к зиме.
Видишь, яблоко на мне?
Собираю их в лесу,
Шесть отнес, одно несу».
Призадумался сосед,
Это много или нет?
(На наборном полотне выставлено заранее 6 красных яблок, с ежа снимается одно оранжевое и прибавляется к остальным).
- Сколько яблок ежик уже отнес? (Дети считают и получают 6)
- Сколько яблок ежик сейчас несет? (Одно)
- Значит сначала было 6 яблок и позже ежик принес еще 1. Давайте узнаем сколько всего яблок ежик припас на зиму? (Дети с педагогом вместе считают и получают 7). Значит всего ежик принес 7 яблок! Так что же меньше: 6 или 7? (6) А что больше? (7) Значит 7 яблок больше чем 6 яблок.
3. Знакомство с цифрой 7.
- Мы отрываем второй оранжевый лепесток и попадаем в город «Открытие». Где правит цифра 7.
- Когда мы считаем предметы, то вслух говорим «семь», а пишем и читаем на бумаге цифру «7».
Детям показывается крупное изображение цифры «7».
- Посмотрите на новую цифру. Это цифра 7.
Семь – точно острая коса.
Коси, коса, пока остра.
- Коса - это приспособление, которое используют для того, чтобы косить, то есть срезать отросшую траву, ею до сих пор активно пользуются в деревнях и на дачах.
- Давайте в воздухе напишем цифру 7. (Дети при помощи простых карандашей «пишут» в воздухе цифру 7)
- До сегодняшнего дня мы считали и знали цифры до шести.
Детям раздаются по набору цифр от 1 до 6 в беспорядочной последовательности, и предлагается восстановить правильную последовательность цифр. После того, как дети это сделают, педагог то же самое делает на наборном полотне. Дети должны сами проверить себя, сверяя свой ряд с рядом взрослого.
- Итак, мы выложили знакомые нам цифры 1,2,3,4,5 и 6. не хватает новой цифры 7. Куда мы ее поставим? (После цифры 6)
Сначала педагог, а потом и дети выкладывают цифру 7 на нужное место.
4. Физкультминутка.
- Теперь настало время оторвать третий, желтый, лепесток, который приведет нас в город, который называется «Физминутка».
Дети встают около парт.
Солнышко проснулось, Лучиками тонкими Улыбнулись облака. Белые снежинки – Полетели, закружились, Тихо-тихо опустились. |
Руки на поясе, затем тянутся в стороны, как будто просыпаются. Руки поднимают наверх, тянутся, пытаясь достать облака. Выполняют повороты вправо влево.
Поднимают руки вверх, опуская их делают «фонарики». Бегают на месте. Приседают. |
5. Закрепление нового материала.
- Отрываем следующий четвертый, зеленый, лепесток и попадаем в город Построек. Здесь мы посмотрим как вы умеете строить из палочек и выполнять сложные задания, связанные с семеркой.
Детям раздаются наборы счетных палочек, из которых им предлагается отсчитать семь штук, остальные отдать педагогу.
- Для следующего задания нам нужны будут только эти палочки. Сколько палочек у каждого из вас? (Дети снова считают палочки и получают, что их 7 штук).
Дети по образцу педагога на доске выкладывают сначала цифру 7, а затем остальные фигуры (практическая деятельность детей под руководством педагога).
- Отрываем следующий лепесток голубого цвета и попадаем в Цифровой город.
Каждому ребенку дается лист бумаги, на котором напечатаны в беспорядке все цифры от 0 до 9. Детям необходимо найти и зачеркнуть только цифры 7.
- Отрываем следующий синий лепесток и попадаем в город Семерок. В этом городе живут только семерки, и поэтому я вам расскажу о них.
Особенно большим почетом в древности была окружена семерка. Мы и до сих пор часто употребляем в речи пословицы и поговорки, где встречается это число.
Семеро одного не ждут. (Так говорят, когда начинают какое-то дело без того, кто опоздал, или с упреком тому, кто заставляет многих, не обязательно семерых, ждать себя одного).
На седьмом небе. (Очень счастлив).
Семь раз отмерь, один раз отрежь. (Перед тем как сделать что-нибудь серьезное, необходимо тщательно и серьезно все обдумать, а потом уже совершить действие.
И еще существует очень много половиц и высказываний. Связанных с этой цифрой.
Семь стало священным числом. Его считали магическим. В старые времена больному вручали семь разных лекарств, настоянных на семи травах, и советовали их пить семь дней.
Именно через семь отверстий человек воспринимает окружающий мир (свет, звуки, запах, вкус) - два глаза, два уха, две ноздри, рот.
- А вы можете сказать, где еще встречается число и цифра 7?
Варианты ответов:
-- 7 дней в неделе: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье
-- 7 нот (демонстрация нот на детском пианино)
-- 7 цветов радуги (демонстрируется изображение радуги)
-- 7 недель поста
-- в сказках: «Белоснежка и семь гномов», «Волк и семеро козлят» (демонстрируются сюжетные картинки из сказок, где дети пересчитывают героев и убеждаются в том, что их именно 7)
6. Итог занятия.
- Вот сколько интересного мы узнали про число семь!!!
- Что вам понравилось и запомнилось особенно?
Педагог еще раз показывает детям как выглядит цифра 7 и указывает на ее место в цифровом ряду.
- А теперь нам осталось сделать последнее действие – оторвать оставшийся лепесток. Вот и все лепестки оторваны, давайте их посчитаем. (Считают: их оказывается 7. Делается вывод о том, что лепестков 7. и поэтому цветок так и называется «Цветик-СЕМИцветик»)
Дети узнают, что последний город называется Сюрприз, и что за хорошую работу и отличное настроение они достойны сладкого сюрприза!!!
Раздаются сладости. Детей благодарят за занятие.