Цели:
- Уточнить артикуляцию звука «О».
- Учить правильно произносить звук «О».
- Учить интонировать звук «О».
- Развивать артикуляторную, мелкую и общую моторику, слуховое внимание.
- Воспитывать умение слушать речь логопеда, навыки культуры поведения.
Оборудование: кукла Оля, кольцо, обруч, картинка с изображением девочки - произносящей звук «О», магнитофон с записью мелодии для пения звука «О».
Ход занятия
В группу заходят дети и садятся полукругом.
1. Игра «Кукла Оля в гости к нам пришла».
- К нам пришла кукла Оля. Посмотрите, что с ней случилось? (У куклы Оли завязана щека.) У неё болит зуб и она охает так: О-о-о.
- Держим щеки рукой и охаем вместе: О-о-о.
- А сейчас отправим куклу Олю к врачу, пусть он ей поможет.
2. Артикуляционная гимнастика.
- Чтобы красиво произносить и петь звук «О», надо сделать гимнастику (5 раз каждое упражнение):
- широко открыть рот – закрыть;
- показать длинный язык – убрать;
- язык бегает вправо- влево;
- показать зубы;
- трубочка – с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты);
- улыбка (растянуть губы в улыбке);
- надуть и сдуть щёки.
3. Пение звука «О» хором (под мелодию №1)
- Будем петь вместе. – Держим щеки (чтобы получился овал из губ).
- Поём все вместе. Положили руку на горлышко.
- Поём все вместе. Положили руку на грудь.
4. Упражнение «Колечко».
Показать детям кольцо. Обратить внимание на его форму. Затем сделать губы колечком.
5. Подвижная игра «Баба сеяла горох».
Ох-ох-ох-ох! |
Дети держат руки у щёк, качают головой в стороны, пальчиками изображают, как сеют горох. |
Ох-ох-ох-ох! |
Руки у щёк, качают головой в стороны, поднимаются на носки, тянут руки вверх. |
Ох-ох-ох-ох! |
Руки у щёк, качают головой в стороны. |
Ох-ох-ох-ох! |
Руки у щёк, качают головой в стороны. |
6. Пальчиковая гимнастика.
- Сделай колечко левой рукой. (Соединить большой и указательный пальчики правой руки и сделать колечко. Произнести при этом звук «О» коротко.)
- Теперь левой рукой.
- Обеими руками.
7. Итог занятия.
- Посмотрите кукла Оля вернулась от врача и у нее уже не завязана щека, значит она выздоровела! И принесла вам сувениры!
Литература.
- Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии; Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец.0308 “Дошк.воспитание”. - М.:Просвещение, 1989,
- Работа с неговорящими детьми по методике Новиковой–Иванцовой Т.Н. /мелодия №1
Задачи:
- Обучающие. Познакомить учащихся с гласным звуком [о] и с буквой О.Закрепить характеристику данного звука (артикуляционные и акустические свойства).
- Развивающие.
- Развивать фонематические процессы: фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез, представления на основе фонематического восприятия.
- Развивать речеслуховую память, внимание, логическое мышление.
- Коррекционные. Уметь находить звук [о] в любой части слова.
- Воспитательные. Воспитывать трудолюбие, самоконтроль, аккуратность, умение четко следовать инструкции.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Встали, подравнялись. На свои места сядут дети, которые мне назовут слово-предмет, в названии которого есть гласный звук [а].
II. Сообщение темы и цели занятия.
Назовите одинаковый звук в словах: кот, дом, сон. Звук [о]. Сегодня на занятии мы познакомимся со звуком [о] и с буквой О. К нам прилетела открытка, но по дороге она разлетелась на 5 частей. Нам предстоит собрать её. За каждую часть нужно выполнить задание. Сначала выполним артикуляционную гимнастику.
III. Артикуляционная гимнастика. (Можно использовать различные артикуляционные упражнения)
- «Маляр». Открыть рот. Кончиком языка проводить по твёрдому нёбу двигаясь от передних верхних резцов к мягкому нёбу.
- «Лошадка». Присосать язык к твёрдому нёбу, цокать языком. Стараться тянуть подъязычную связку.
- «Грибок». Открыть рот. Присосать язык к твёрдому нёбу и, не отрывая языка оттягивать нижнюю челюсть вниз.
IV. Основная часть.
Задание 1
Характеристика звука [о]. Это гласный звук, потому что его можно пропеть, произнести протяжно. Во рту нет преграды. Давайте посмотрим на модули и выберем модуль звука [о].
Первое задание выполнили, можете получить первую часть открытки.
Задание 2
Чтение стихотворения. Найти и запомнить слова со звуком [о].
Вышли волки на охоту,
Между прочим, говорят.
Волки ягоды едят.
Дети по очереди называют слова, в которых есть звук [о].
Второе задание выполнили, можете получить вторую часть открытки.
Задание 3
Найти картинки, в названии которых есть звук [о].
Кот, крот, слон, дом, торт, заяц, жук, сыр, улитка, кукла. Возьмите каждый по одной картинке.
Начертить схему к своей картинке и отметить звук [о].
Это задание вы выполнили, можете получить следующую часть открытки.
Задание 4. Ребус
Выделите в названиях каждой картинки первый звук. Соединив все первые звуки, вы узнаете что любят дети.
СОК
Четвёртое задание вы выполнили, можете получить следующую часть открытки.
V. Физминутка. Разомнём наши пальчики.
В гости к пальчику большом (показать большой палец)
приходили прямо к дому, (сделать домик из ладошек)
Указательный и средний, (показать указательный палец)
Безымянный и последний. (показать безымянный и мизинец)
Сам мизинчик малышок постучался о порог.
Вместе пальчики друзья, друг без друга им нельзя.
VI. Самостоятельная работа детей (в тетрадке).
Прописать букву О о.
Пятое задание вы выполнили, можете получить последнюю часть открытки.
VII. Итог.
- Что мы изучали?
- Какие слова приходили в гости?
- Что нового узнали?